Круглый стол "Повышение квалификации, компетенции педагога"
материал

Ткачева Екатерина Леонидовна

Круглый стол с целью обмена опыта педагогов по проблеме осуществления работы над повышением профессиональной личной компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ.

Муниципальное образование «Бичурский район».

Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад «Полянка»

«Повышение уровня профессиональной компетентности педагога».

Подготовила: Ткачева Е.Л.

Старший воспитатель.

2024 год.

Форма проведения: круглый стол.

Цель: обмен опытом педагогов по проблеме осуществления работы над повышением профессиональной личной компетентности.

Повестка круглого стола:

1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога ( на основе нормативно-правовых документов).

2. Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.

3. Разрешить проблемы организации самостоятельной работы над повышением личного профессионального уровня педагогов.

Понятие о профессиональной компетентности педагога (доклад). 

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной. Ни для кого не секрет, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов.

И для того чтоб повысить эту самую компетентность, для начала нам стоит разобраться, что же это такое?  

Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.    

1.  Профессиональная компетентность педагога  выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

2. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. (Приказ мин соцразвития РФ от 14.08.09г). В данном источнике профессиональная компетентность  есть качество действий работника, обеспечивающих эффективное  решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

3. В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования - №7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. 

4. Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности (из опроса педагогов).

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

2. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

3. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

4. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию. Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных  компетенций.

5. Психолого – педагогическую компетенцию мы рассматриваем как владение базовыми психолого – педагогическими знаниями и умениями обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач;

- умение выявлять индивидуальные способности воспитанников и строить образовательный процесс с их учетом;

- умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с воспитанниками, коллегами, родителями;

- умение устанавливать благоприятный микроклимат в педагогическом и детском коллективах.

6. Методическая компетентность это:

- умение отбирать, синтезировать, планировать и конструировать учебный материал;

- умение организовывать различные формы занятий;

- умение реализовывать деятельностный подход к обучению и умение организовывать образовательный процесс с детьми;

- умение применять инновационные технологии в обучении;

- квалифицированное применение здоровьесберегающих технологий обучения ;

- умение использовать приемы педагогической техники при формировании ЗУН дошкольников;

- умение организовывать самостоятельную и совместную деятельность с детьми.

- О профессионализме  педагогов говорилось всегда.  Ступени профессионального роста педагога это: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Под   педагогической умелостью       следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного  предмета, хорошее владение  психолого-педагогической теорией  и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые  профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности  позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и  воспитание учащихся.  

Педагогическая умелость – это основа профессионализма педагога,
без которой невозможно работать в образовательном учреждении. Она предполагает знание педагогом способов подготовки к образовательному процессу, умение правильно определить его структуру, содержание,  методику проведения отдельных этапов занятия либо другой  деятельности, умение  использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину, сочетать различные методы выявления и оценки уровня развития ребенка, проведение фронтальной и индивидуальной работы.

Педагогическое мастерство – следующая ступень профессионального роста педагога. Как качественная характеристика  учебно-воспитательной деятельности воспитателя педагогическое мастерство есть ни что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения  психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается  высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Как   видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Мастерство включает в себя также  те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы их  допускаемых недочетов, ошибок и  успехов детей.

Педагогическое творчество -   характеризуется внесением  в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем  профессиональной деятельности является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов  в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.  

 В соответствии с разработанным  профессиональным стандартом  квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

  • Компетентность в области личностных качеств.
  • Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
  • Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
  • Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
  • Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
  • Компетентность в организации педагогической деятельности.

Развитие системы образования, вынужденной  реагировать на вызовы времени, возможно,  только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Из всего ранее сказанного следует, что на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.


Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в дошкольном образовании.

    Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в образовательном учреждении являются:

1.Учеба на курсах повышения квалификации , дистанционных курсах.

2.Самообразование   и самосовершенствование знаний педагогов.                                                                                          

3.Творческие мастерские.

4.Районные методические объединения.

5.Организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам.

6.Методические недели.

7.Открытые занятия опытных педагогов по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами из других учреждений дошкольного образования района.

8.Семинары-практикумы в дошкольном образовании.

9.Участие в работе творческой группы.

10.Консультации.

11.Общение с коллегами из других учреждений дошкольного образования нашего города, других городов.  

12. Аттестация педагогов.          

13. Сайт педагога.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод что:

- компетентный воспитатель знает и любит сою работу и своих воспитанников;

-владеет разнообразными методами обучения и воспитания;

-умеет вызвать и удержать интерес детей, управляет их вниманием;

- уважает воспитанников, коллектив, умеет поставить себя на место другого;

- компетентный воспитатель человек разносторонний, обладает артистизмом и чувством юмора;

- компетентный воспитатель имеет личную концепцию обучения и воспитания и постоянно развивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Консультация для педагогов «Повышение ИКТ – компетенции педагогов «Мастерство презентации»

Консультация для педагогов «Повышение ИКТ – компетенции педагогов «Мастерство презентации»...

Круглый стол с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС»

Сценарий круглого стола с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС» поможет начинающему методист повысить профессиональный уровень своих педагогов, донести ...

Круглый стол "Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями"

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...