Круглый стол "Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями"
методическая разработка

Баннова Валентина Владимировна

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку. Основой для достижения поставленных целей в процессе формирования тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями является профессиональная компетентность педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_novyh_kompetentsiy.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов

Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС

Ход мероприятия

1.Приветствие

2.Доклад. В условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и сотрудничество с родителями и ближайшими социальными институтами.                                                  

В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем – социальном.

Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Без активной и заинтересованной помощи родителей невозможно достичь таких высоких результатов образования дошкольника, которые заявлены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Как, и с другой стороны, невозможно  приобщение детей к социокультурным нормам и традициям общества без качественной педагогической поддержки со стороны педагогического коллектива дошкольного учреждения. В современных условиях стремление к нахождению единства позиций семьи и образовательных учреждений становится главной базой для отношений в условиях совместной деятельности между педагогами, руководством образовательного учреждения и родителями.

Основными показателями становления и развития отношений сотрудничества и партнерства между дошкольным учреждением и родителями являются:

 сплоченность – осознание общих ценностных ориентаций, совпадение мнений по самым важным вопросам, готовность к совместным действиям в важных ситуациях развития и воспитания детей;

 ответственность – сознательное, добросовестное отношение к действиям, назначаемым поручениям, понимание и принятие целей и задач, стоящих перед каждым субъектом этих взаимоотношений;

 коллективизм – стремление решать все вопросы, руководствуясь общими интересами: обеспечение условий оптимального, сбалансированного и разнообразного развития детей, активизация родительской позиции соучастия в процессе образования;

 контактность – взаимное расположение, благоприятные личные взаимоотношения между педагогами и родителями, готовность и заинтересованность в общении;

 открытость – позитивное и терпеливое отношение к новым участникам коллектива (детского, родительского, педагогического), готовность к обмену опытом;

организованность – наличие умений налаживать сотрудничество внутри и за пределами коллектива ДОУ; умений распределять основные и временные обязанности так, чтобы добиться наибольшей эффективности в совместной работе;

 информированность – доступность для всех субъектов информации о состоянии дел коллектива, открытое совместное обсуждение проблемных вопросов, понимание возможности существования различных точек зрения. В современных условиях необходимо нарабатывать практику использования поддерживающего, инициирующего и продуктивного взаимодействия с родителями.

В качестве ключевых целевых ориентиров, установленных в современных законодательных документах, определены следующие задачи инновационного взаимодействия ДОУ и семьи:

 воспитание позитивного отношения и уважения к родительству и детству;

 приобщение родителей к педагогическому процессу;

 повышение родительской компетентности и уровня общей культуры;

 расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

 изучение и диссеминация лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей;

 становление социально-педагогических традиций в работе ДОУ и семьи.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку.

      Основой для достижения поставленных целей в процессе формирования тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями является профессиональная компетентность педагога.

В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека.  Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

3.Мозговой штурм

А теперь давайте обсудим, что же подразумевается под ключевыми компетенциями педагога.

Компетентность – совокупность личностных качеств педагога (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

       Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. 

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

        Что является основной составляющей

интеллектуально-педагогической компетентности? (умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности);

коммуникативной компетентности? (значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию)

информационной компетентности? ( объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях,  коллегах); 

рефлексивной компетентности? (умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость).

Проводится обсуждение данных компетенций

     Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.  Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

4. Практическое задание

Основные направления организации совместной работы детского сада и родителей можно выделить следующие:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
  3. Участие родителей в управлении дошкольным учреждением (родительские комитеты).

         Вашему вниманию представлены карточки с направлениями и видами деятельности, вам необходимо заполнить 3 столбец. Определить основное содержание работы с родителями в соответствии с направлениями.

Направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями

Направления взаимодействия

Виды деятельности

Содержание деятельности

 

 

 

 

 

  

 

 

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

 

 

 Изучение семей воспитанников

Повышение педагогической и психологической грамотности

.

Изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.

 

 

  

Организация спортивно-оздоровительной работы в семье

 

Пропаганда здорового образа жизни

-

Профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей

Формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.

-

Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

 

 Участие в работе советов различного уровня;

  

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

-

  

Организация культурно-

досуговой, научно-исследовательской, проектной деятельности воспитанников

 

 

Участие в профориентационной работе

-

Организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся

-

Проведение открытых мероприятий для родителей

 -

Участие в проектной деятельности.

-

5.Разработка методических рекомендаций по организации работы с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС.

В статье описываются условия взаимодействия педагога и родителей....

Презентация к мастер-классу «Повышение профессиональных компетенций педагога через работу творческих групп».

Тема мастер-класса: «Один в поле не воин» или «Повышение профессиональных компетенций педагога через работу творческих групп»....

Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС

В условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, д...

«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»

Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»...

Ключевые компетенции педагога в работе с семьями воспитанников

В данной статье говорится в чем состоит профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. По каким признакам можно выделить компетентность педагога. Какие мероприятия помогут повысить ...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...