Дополнительная общеобразовательная и общеразвывающая программа "Развивайка"
рабочая программа (средняя группа)

Араратян Аспрам Сережаевна

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

         Сегодня трудно найти родителей, которые не понимают значения дополнительного образования в общем развитии ребенка. Ребенок должен получить образование, быть развитым и успешным в будущей взрослой жизни. Поэтому родители уже в дошкольном возрасте, принимая во внимание способности и желание ребенка, выбирают направление дополнительного образования. Большинство родителей сегодня заинтересованы во всестороннем развитии своих малышей с первых лет жизни, поэтому дополнительные образовательные программы в детских садах всегда востребованы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_razvivayka-d-6.docx51.97 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИВАЙКА - Д6»

Направленность: социально педагогическая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 3-5 лет Срок реализации. 1 год

Составитель: педагог дополнительного образования Араратян А.С.

Пояснительная записка

Период дошкольного детства – наиболее интенсивный период развития, фундамент дальнейшего развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которые выступают основой формирования его умственных способностей. Уровень развития познавательных процессов определяет легкость и быстроту в познании окружающего мира, усвоения новых знаний и умений, что имеет особое значение для подготовки ребёнка к обучению в школе.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия – элементы программы, определяющие ее новизну. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. В игре детей привлекает не заложенная в ней обучающая задача, а возможность выполнить игровые действия, проявить активность, добиться результата, выиграть. Однако результат игры зависит от того, насколько успешно ребёнок овладел знаниями, умениями, навыками, которые диктуются обучающей задачей игры. Это стимулирует детей уточнять свои знания, совершенствовать свои умения, быть внимательными, запоминать, анализировать, сравнивать и классифицировать. Таким образом, обучающая игра в легкой, непринуждённой форме побуждает развивать и совершенствовать знания, умения и навыки.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы определяется важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Данная программа является адаптированной для детей четырехлетнего возраста. В программе предусмотрено увеличение объема заданий в соответствии с количеством занятий. Каждое занятие наполнено заданиями занимательного характера, играми. Также занятия направлены на использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение.

Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Цели и задачи программы

 Цель программы:

развитие интеллектуально – творческих способностей, интеллектуальной активности и раскрытие потенциала через освоение способов познания и логико-математических представлений, свойств, отношений, связей и зависимостей.

 Задачи программы:

Образовательные:

  • Формирование способов познавательной (мыслительной) деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
  • Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
  • Освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздания, преобразования, экспериментирования, моделирования)
  • Формирование способности планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.
  •         Формирование умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
  • Совершенствование навыков устной речевой деятельности (слушания и говорения), усвоение норм культуры речи.

Развивающие:

  • Развитие познавательных процессов и креативных способностей: восприятия, устойчивого произвольного внимания, мышления (наглядно-образного и словесно-логического), памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной, моторно- двигательной), воображения и творчества, расширение познавательных интересов.
  • Развитие устной речи, коммуникативных умений.
  • Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
  • Развитие совместной поисковой деятельности, экспериментирования.
  •         Развитие общеучебных умений и личностных качеств: внимательности, наблюдательности, старательности, настойчивости, целеустремленности, креативности, инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности.
  •         Развитие логико-математических представлений, представлений о логических способах познания (сравнение, классификации).
  •         Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к занятиям.
  • Социализация детей и их психологическая подготовка к учебной деятельности, к занятиям.
  • Выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  • Воспитание волевых качеств: произвольности, способности ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание программы, её особенности и этапы.

Дополнительная образовательная программа «Развивай-Ка» реализуется за рамками основной образовательной деятельности в течение одного года: дети 4 – 5 лет. Программа «Развивай-Ка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы

«От рождения до школы», под ред.: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании».

«Развивай-Ка» составлена на основе программ и технологий Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, Е.В.Колесниковой, А.В.Белошистой, Г.Е.Сычевой, З.А.Михайловой, Е.А.Носовой, Н.А.Араповой-Пискаревой, Е.В.Кузнецовой, В.Г.Яфаевой, Е.Ф.Бортниковой, Т.И.Бабаевой, Н.Ф.Виноградовой и др.

Программа составлена с учетом принципов:

  1. Принцип        соответствия        содержания        и        методики        организации        занятий возрастным и функциональным особенностям дошкольников.
  2. Принцип комплексности - на каждом занятии уделяется внимание решению каждой из задач:
  • развитие восприятия, ориентировки в пространстве,
  • развитие памяти,
  • развитие зрительно-моторной координации,
  • развитие мышления и речи,
  • развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.
  1. Принцип        соответствия        формы        организации        занятий        ведущему        виду деятельности старшего дошкольника – игровой;
  2. Принцип занимательности и наглядности.

Более подробно с принципами построения и развивающего обучения программы можно ознакомиться в приложении.

Структура занятий-игр с дошкольниками включает шесть основных этапов:

 1 Введение в игровую ситуацию.

На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную активность. Это означает, что началу занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.

 2 Затруднение в игровой ситуации.

Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, возникшая в мотивированной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины.

 3.«Открытие» нового способа действий.

Детям предлагается и после согласования с ними, принимается новый способ действий.

 4 Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации.

На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью построенного  способа действий и его использование в аналогичных ситуациях.

 5 Повторение и развивающие задания.

Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей.

 6 Итог занятия.

В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Во что играли?», «Что понравилось?» и т.д.

Этапы реализации программы

Данная программа реализуется в течение одного года.

Перед дошкольниками (4-5 лет) ставятся задачи: поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию: развивать познавательные и речевые умения, сравнения (наложение, приложение); формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности. Происходит развитие памяти, внимания, наглядно- образного мышления, воображения через игровые ситуации, выполнение заданий с помощью дидактического материала. Развивается мелкая и крупная моторика через творческую деятельность.

Объем и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.

В программе представлены все основные задачи, предусмотренные методикой формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

К концу обучения по программе основным результатом должно стать развитие у детей познавательных процессов (внимание, память, речь, воображение), мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация), деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры), в общении и коммуникации.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы:

Программа курса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю, во второй половине        дня).

Для обучения по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей рабочей программе принимаются дети 3-5 лет, без предварительного отбора.

Форма обучения – групповая

Режим занятий – 2 раза в неделю (по 30 мин – 1 ак.час).

Наполняемость группы – 15 человек.

Условия        приема        детей:        достижение        ребёнком        указанного        возраста;        желание родителей.

Форма организации деятельности детей на занятии индивидуально - групповая.

В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная, поисково-исследовательская, учебная. Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.

Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников используются следующие методы:

  • словесные (рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);
  • наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, демонстрация видео фильмов, заучивание стихотворений с опорой на картины);
  • практические        (моделирование,        развитие        логического        мышления,        на        развитие грамотной речи и пр.);
  • интерактивные методы (работа в парах, цепочка, работа в малых группах).

  1. К концу обучения дети должны уметь:

  • Пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
  • Проявлять интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.
  • Освоить простые связи и отношения: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
  • Воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам, уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов). Освоить приемы наложения и приложения. Проявлять интерес к сосчитыванию небольших групп предметов (3-5 предметов).
  • Освоить слова, обозначающие свойства и отношения предметов.
  • Развить память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные навыки, обогатить свой словарь.

Контроль результативности выполнения программы осуществляется в форме:

  • наблюдения.
  • личных бесед с детьми и их родителями.
  • анализа продуктов деятельности детей.
  • итогового занятия в виде викторины или досуга- праздника.

Работа детей оценивается в течении всего периода обучения. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений, и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время.

  1. Документация и отчетность

  • Папка руководителя кружка (программа, список обучающихся).
  • Журнал посещаемости.
  • Отчёт за год (в свободной форме).

Учебный (тематический) план

Название разделов/модулей, тем

Количество часов

Форма аттестации

/ контроля

Всего

В том числе

Теория

Практика

1.Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление

уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

1ч.

1ч.

-

2.Инструктаж по технике

безопасности. Вводное занятие.

1ч.

1ч.

Развитие речи,

30

30

Цветная логика

30

30

Итоговое занятие

Фото отчет

Итого:

62

2

62

Резерв времени

4

Всего:

66

2

62

Модули:

модуль 1. - геометрические понятия: 32 занятия модуль 2. – знакомство с величинами: 25 занятий

модуль 3. – знакомство с числами в пределах 5-ти: 30 занятий

По        прохождению        программы,        каждый        воспитанник        получает        сертификаты        по модулям.

Календарно-тематический план

Мо дул ь

Содержание

Кол-во часов

Сроки (дата)

планируем ые

дата

1.

Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей.

1

1 неделя

2.10

2.

Знакомство с группой.

Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

1

1 неделя

5.10

1.

3.

Игра «Первое знакомство блоками Дьенеша»

Игра на внимание «Чего не стало», «Чего изменилось».

1

2 неделя

9.10

1.

2.

4.

Игра на внимание «Цвет, классификация по одному признаку»

1

2 неделя

12.10

2.

3.

5.

Осень. Деревья. Цвет. Познакомить дошкольников с

характерными признаками осени, с изменениями в жизни птиц и диких животных. Учить детей устанавливать простейшие следственные связи.

2

3 неделя

16.1019

.10

2.

3.

6.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера «Знакомство»

1

4 неделя

23.10

2.

3.

7.

Игры и упражнения с палочками на исключение, на анализ

и сопоставление

1

4 неделя

26.10

1.

3.

8.

Огород. Овощи. Величина . Познакомить и обогащать и

совершенствовать представления детей об овощах - учить узнавать овощи по их характерным признакам (размер-цвет- форма).

2

5неделя

30.10

2.11

3.

9.

Игра «У кого больше» (Палочки Кюизенера)

Игры и упражнения с палочками на исключение, на анализ и сопоставление.

1

6 неделя

6.11

1.

10.

Игра на внимание “Запомни и нарисуй»

(блоки Дьенеша). Игры на развитие логики.

1

6 неделя

9.11

2.

3.

11.

Сад. Фрукты и ягоды. Познакомить детей с фруктами и

ягодами. Учить выделять характерные признаки (размер - форма - цвет - вкус).

2

7 неделя

13.1116

.11

1.

2.

12.

Игры: (Палочки Кюизенера) «У кого больше».

«Разноцветные вагончики» «Расскажи о предмете» ( блоки Дьенеша) .

1

8 неделя

20.11

1.

13.

«Сложи узор». ( Блоки Дьенеша)

«Найди клад».

1

8 неделя

23.11.

3.

14.

Домашние и дикие животные. Один.

Цифра 1

2

9 неделя

27.112.

12

3.

15.

Игры с палочками Кюизенера

Игра «Числа 1и2» Логические игры и упражнения.

1

10 неделя

4.12

1.

2.

16.

Игра «Найди сходства предметов»

(Блоки Дьенеша). Логические задачи. Логический квадрат.

1

10 неделя

7.12

3.

17.

Профессии. Числа и цифры 1 и 2

2

11неделя

11.1214

.12

1.

2.

18.

Игра «Где чей гараж» (Блоки Дьенеша)

Логические задачи.

1

12 неделя

18.12

1.2.

19.

Работа с блоками Дьенеша. Упражнения на развитие

геометрического мышления. Развивающие игры.

1

12неделя

21.12

2.

20.

Зимние забавы. Новый год. Круг, шар. Дать представления о

детских забавах в зимнее время года. Продолжать работу над развитием связной речи.

2

13 неделя

25.12

28.12

3.

21.

Игра «Число 3» ( Палочки Кюизенера. Игры «Счет и

количество до 3»

1

14 неделя

8.01

1.

22.

Игра «Необычные фигуры» (Блоки Дьенеша). Развивающие

игры.

1

14 неделя

11.01

2.

23.

Зимующие птицы. Длина. Познакомить детей с зимующими

птицами активизировать знания о внешнем виде, их повадках и питании. Учить детей сравнивать предметы по длине.

1

15неделя

15.01

3.

24.

Зима. Счет до двух. Цифра 2. Вспомнить характерные

признаки зимы, изменения в жизни растений и животных.

1

15 неделя

18.01

1.

2.

25.

Игры: (Блоки Дьенеша) Логическая цепочка. «Веселый

поезд». Автотрасса «Построй дорожку».

1

16 неделя

22.01

3.

26.

Игра «Число 3» ( Палочки Кюизенера) Игра «Счет и

количество до 3»

1

16 неделя

25.01

1.

27.

Игра «Необычные фигуры» (Блоки Дьенеша)

Развивающие игры.

1

17 неделя

29.01

1.

3.

28.

Игры: (Палочки Кюизенера) «Треугольники» Игры на закрепление «Счет и количество до 3»

1

17 неделя

1.02

3.

29.

Наша страна. Счет до трех. Цифра 3. Развитие речи.

1

18неделя

5.02

1.

3.

30.

Работа с блоками Дьенеша. Упражнения на развитие

геометрического мышления. Игры «Счет и количество до 4».

1

18 неделя

8.02

1.

3.

31.

Блоки Дьенеша). Упражнение: «Зеркало» Логические

цепочки. Закрепление «Счет и количество в пределах 4».

1

19 неделя

12.02

1.

32.

«Небылицы. Учим загадки». Развивающие игры на логику.

1

19 неделя

15.02

3.

33.

Игра «Число 5» (Палочки Кюизенера). «Счет и количество

до 5».

1

20неделя

19.02

3.

34.

Зимующие и перелетные птицы. Счет до

четырех. Цифра 4

1

20 неделя

22.02

1.

35.

«Необычные фигуры» (Блоки Дьенеша)

1

21 неделя

26.02

3.

36.

Игры:(Палочки Кюизенера) «Бусы». Развивающие игры.

1

21 неделя

29.02

1.

2.

37.

Мебель. Треугольник.

1

22 неделя

4.03

1.

38.

Игра «Отгадай фигуру»( Блоки Дьенеша)

1

22 неделя

7.03

3.

39.

Логический квадрат.

Лабиринты

1

23 неделя

11.03

1.

3.

40.

Игры: «Лабиринты».

1

23 неделя

14.03

3.

41.

Посуда Числа и цифры до 5. Развитие речи. Познакомить

детей с лексической темой «Посуда».

1

24 неделя

18.03

1.

2.

42.

Игра «Продолжи дорожку» ( Блоки Дьенеша)

1

24 неделя

21.03

1.

2.

43.

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какого размера фигуры?»

1

25 неделя

25.03

2.

3.

44.

Игры: (Палочки Кюизенера)«Кошка».«Зайка»

1

25 неделя

28.03

2.

45.

Овощи, фрукты, ягоды. Ориентировка в

пространстве. Вверху, внизу, посередине. Лево-право.

1

26 неделя

1.04

2.

46.

Игра «Дорога к дому» (Палочки Кюизенера) «Логический квадрат»

1

26 неделя

4.04

1.

3.

47.

Домашние и дикие животные. Вверху, внизу,

посередине. Обогащать представления детей о животных.

1

27 неделя

8.04

1.

3.

48.

Игра «Скворечник».(Палочки Кюизенера).«Найди пару»(Блоки Дьенеша)

1

27 неделя

11.04

3.

49.

Цветы.

Прямоугольник. Познакомить детей с лексической темой

«Цветы»; выяснить знания по данной теме. Ввести в активный словарь понятие «цветы».

1

28 неделя

15.04

1.

2.

50.

Игры:(Блоки Дьенеша).«Внимание» (учить на ощупь узнавать какой предмет в руке).«Кастрюльки» (Палочки Кюизенера)

1

28 неделя

18.04

1.

2.

51.

«Графический диктант». «Нарисуй фигуру по образцу»

1

29 неделя

22.04

1.

52.

Транспорт. ПДД. Геометрические фигуры Познакомить детей с лексической темой «Транспорт»

1

29 неделя

25.04

2.

3.

53.

Насекомые. Счет до пяти. Цифра 5. Познакомить с

лексической темой «насекомые».

1

30 неделя

29.04

1.3.

54.

Блоки Дьенеша. Игры:«Художники»

«Помоги фигурам выбраться из леса»

1

30 неделя

2.05

3.

55.

День Космонавтики. Счет до пяти.

Цифры от 1 до 5 формировать у детей элементарные представления о космосе и празднике

1

31 неделя

6.05

2.

56.

Игры «Логические цепочки. Орнаменты». Логические

задачи.

1

31 неделя

9.05

1.

2.

57.

Развивающие раскраски. Игра «Размышляйка»

1

32 неделя

13.05

1.

58.

Игра «Дорога к дому» (Палочки Кюизенера).«Логический квадрат»

1

32 неделя

16.05

1.

2.

59.

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы?»

1

33 неделя

20.05

1.

Игра «Поймай тройку» (Блоки Дьенеша).

2.

3.

60.

1

33 неделя

23.05

1.2.

Занятие – развлечение (увлекательные игры по выбору

34

3.

61

детей).

1

неделя

1.

Проверочное занятие. Игры.

34

2.

62

1

неделя

3.

Организационно-методические условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо следующее обеспечение:

  • светлое помещение с левосторонним освещением;
  • столы-парты и стулья на каждого воспитанника, подобранные в соответствии с ростом детей;
  • магнитно-маркерная настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • мультимедийный проектор.
  • экспозиционный экран.
  • компьютер.
  • набор цветных карандашей, простые карандаши на каждого ребенка.
  • бумага для принтера

Методическое обеспечение программы

  1. Набор «Блоки Дьенеша» на каждого воспитанника. 2.Набор «Палочки Кюизенера» на каждого воспитанника. 3.Набор «Счетный материал» на каждого воспитанника.

4. Игнатова С.В. Развитие восприятия. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет – на каждого воспитанника.

  • таблица «Геометрические фигуры»

-таблица «Числовой ряд»

-Наглядный материал «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Профессии», «Домашние и дикие        животные»,        «Перелетные        и        зимующие        птицы»,        «Мебель,        посуда»,

«Насекомые», «День Космонавтики».

Список используемой литературы.

  1. Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2007
  2. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. – М., 2013
  3. Белошистая А.В.Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций. –М., –2004.
  4. Безруких М.М. Учимся узнавать геометрические фигуры.
  5. Бортникова Е.Ф. Развиваем математические способности. 3-5лет.
  6. Бортникова Е.Ф.. Знакомимся с цифрами. 3-5лет.
  7. Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. 3-5лет.
  8. Гордиенко Н.И. Развиваем логику: 4-5лет
  9. Игнатова С.В. Развитие восприятия. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.
  10. Кузнецова Е. В.Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах.

– М.,2006

  1. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников.– СПб., 2003
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика. –М., 1990
  3. Чудо – кубики. Сложи узор. Альбом с заданиями для игры. – Спб., 2005
  4. Шапошникова Т. Цвета и формы – Спб., 2013
  5. Шорыгина Т.А. Точные сказки . Формирование временных представлений. –М., 2004
  6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика
  7. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет
  8. Ильчук И.П. «Читаем детям»
  1. Жукова О. Игры со сказками.- С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005.
  2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 22.Картушина М.Ю. Лого ритмические занятия в детском саду. Сфера, 2005. 23.Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Аквариум, 2007. 24.Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – Творческий центр «Сфера», 2010.

25. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности " Грамотейка" для детей 6-7 лет

Программа расчитаннана детей 6-7 лет .Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика пока...