Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством методики сказкотерапии на занятиях по хореографии
методическая разработка

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития  творческих способностей ребенка. Она воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, хореография  развивает ассоциативное мышление, воображение, побуждает к творчеству. Хореография среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения занимает свою нишу и обладает большими возможностями для полноценного эстетического воспитания ребенка, для его гармоничного физического развития. Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, средств, организацию продуктивного творческого мышления, основанных на новых принципах и методах преподавания. Одним из таких средств является сказкотерапия. Сказкотерапия -  это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями, что помогает им приобщиться в дальнейшем к изучению хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterpaiya_v_razvitii_tv._sposobnostey.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством методики сказкотерапии на занятиях по хореографии

Выполнила: педагог доп. образования

Павлова Юлия Николаевна

Новоалтайск 2024

Содержание:

Введение………………………………………………………………………. .3

#1056;азвитие творческих способностей у дошкольников………………………8

#1056;оль хореографического искусства в творческом развитии детей….........10

#1057;казкотерапия как метод развития творческих способностей у дошкольников……………………………………………………………………14

4. Заключение ……………………………………………………………………22

5. Список использованной литературы и интернет-источников……………24

Введение

«…Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Сухомлинский В. А., советский педагог-новатор

Любой, пусть даже самый маленький, ребёнок – прежде всего творческая личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Но им обязательно нужно как-то выразить свои переживания, чувства и мысли. Каждый ребёнок по-своему ищет пути самовыражения: многие дети рисуют и лепят, а другие пластично двигаются. Вот тут главное - не заглушить эти наклонности в ребёнке, а постараться помочь, посредством занятий хореографии. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития творческих способностей ребенка. Она воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, хореография развивает ассоциативное мышление, воображение, побуждает к творчеству. Хореография среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения занимает свою нишу и обладает большими возможностями для полноценного эстетического воспитания ребенка, для его гармоничного физического развития. Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, средств, организацию продуктивного творческого мышления, основанных на новых принципах и методах преподавания. Одним из таких средств является сказкотерапия. Сказкотерапия - это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями, что помогает им приобщиться в дальнейшем к изучению хореографии. Слово сказки живет в детском сознании. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий и танцевально-двигательных движений воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и телом с помощью элементов хореографии и выражает своё знание в танцевальных движениях. Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. В сочетании с хореографией сказкотерапия интегрирует личность, развивает творческие способности детей, оздоравливает и заинтересовывает их дальнейшим изучением хореографии.

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Она поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет.

Актуальность: в настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой. Сказка представляет собой психологический феномен, который несет культурное наследие и духовный опыт социума.

Как известно, умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Оно помогает ребёнку думать о каких-либо предметах, сравнивать их в уме, даже тогда, когда он ни видит их. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Возраст четырех - пяти лет – является апогеем сказочного мышления. Сказка помогает ребёнку интерпретировать окружающую действительность. Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость. Она прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу детей. Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника. С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми. Так же он учится умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим. Начинает осознавать, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какими ценностями нужно руководствоваться во взаимоотношениях с социумом.

В процессе работы с детьми дошкольного возраста мной были отмечены следующие проблемы: с появлением гаджетов, социальных сетей, дети очень мало стали знать сказок; родители дома не читают книг своим чадам; ребенок проводит все время за монитором компьютера, планшета, телефона. Ведь родителям так легче. Как следствие мы наблюдаем замкнутость у дошкольников, боязнь публичных выступлений, неумение строить диалог друг с другом, общаться, психологические зажимы, проблемы со здоровьем. Очень часто стал встречается у детей сколиоз. В связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в своей работе метод сказкотерапии. Моя цель: создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии через метод сказкотерапии. Чтобы достигнуть этой цели, я ставлю перед собой такую задачу. Моя задача как педагога - хореографа, состоит в том, что творческие способности у детей дошкольного возраста можно развивать не только с помощью продуктивной деятельности (лепки, конструирования, рисования), но и посредством хореографического искусства. В первую очередь необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение. Педагогам также рекомендую использовать в работе тренаж в виде сказок, задавать на дом читать их, сочинять вместе с ними, использовать модификацию сюжета сказки. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно. Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности. Главное в этом - доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Но возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условий предусмотрена и определена нормативными документами. Но особенности физиологического и психического развития дошкольников, их подготовленность к усвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание, систему и методику обучения. И здесь на помощь педагогам-хореографам приходят нетрадиционные, авторские методики. Однако демократизация танцевального обучения (право свободного выбора форм, средств, методов работы) должна гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательно-активной танцевальной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Это обязывает педагога уметь определить ближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, объединяя их в систему, уметь оценивать эффективность используемых методик. На протяжении двух лет, в своей работе, я применяю метод сказкотерапии на занятиях. И я уже вижу хороший результат. Дети становятся более открытыми, исчезают психологические блоки, развивается фантазия. И мы все вместе придумываем постановку (см.при).

  1. Развитие творческих способностей у дошкольников

В любом ребенке, от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это длинный и сложный путь.

В процессе развития творческих способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня данные способности. Первичный этап в развитии творческих способностей связан с созреванием необходимых для них органических структур или с формированием на их основе функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному возрасту. В начале развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Детские игры дают первоначальный толчок развитию творчества, в основе которого лежат творческие способности. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые включается ребенок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи появляются и новые требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей творческие способности ребенка.

Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности для ее исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает в себе уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребенка.

  1. Роль хореографического искусства в творческом развитии детей

Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного воспитания, сочетает не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, но и раскрывает и развивает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Природа танца, его корни лежат в потребности человека выразить пластически свои чувства. Это своего рода способ познания мира, он учит чувствовать, мыслить, развивает в детях чувство прекрасного, требует от них упорства, настойчивости, воспитывает волю, укрепляет здоровье. Сама культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения, прививает ребенку особый образ жизни. Занятия хореографией дают ребенку возможность самореализации и самоутверждения, способствуют развитию его творческой индивидуальности. На занятиях происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития, они помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Занятия хореографией повышают настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренируют мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. На занятиях по хореографии детям предлагаются посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и силы для творческой деятельности. Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением. Творческие способности детей развиваются на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку. Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу. Для активизации творчества ребенка ключевым является образно-игровой метод проведения занятий. На занятиях используются упражнения, позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться; «выплеснуть» эмоции; пофантазировать по мотиву музыкальных произведений (пластически), сказок, проявить себя в игре. Создание образа – это выражение самобытности ребенка в заданной педагогом теме, или не ограниченный какими бы то ни было условностями «полет» детской фантазии. Таким образом, танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, основой развития его творческих возможностей. Справедливо отметить, что в многочисленных танцевальных коллективах, в настоящее время, занимается много детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят. Все большее развитие получают хореографические отделения в школах искусств, открываются хореографические школы, и так же формируются коллективы на базе доу, причем не только в крупных городах.

Процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих способностей детей. Но при этом, он является и сложным процессом, строящим обучение в несколько этапов.

Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, детского танца. В основу данного этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу на моих занятиях не является наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением.

Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), освоение репертуара детских танцев. Знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства, через сказкотерапию и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.

Все педагоги-хореографы в один голос утверждают, что первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. И я как педагог дополнительного образования в детском саду, с этим согласна. Обосновывают они это тем, что, во-первых, дети готовы уже физически к занятиям танцами, а во-вторых, данный возраст характеризуется основами развития психических процессов и, в-третьих, дошкольный возраст - это период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Так же полностью согласна! Иногда у детей настолько развита фантазия и воображение, что любой взрослый им в этом позавидует. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства, которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии. И метод сказкотерапии очень помогает в этом.

  1. Сказкотерапия как метод развития творческих способностей у дошкольников

Сказкотерапия - является уникальной новейшей методикой, которая эффективно действуют в работе над двигательной активностью детей дошкольного возраста и помогают педагогу-хореографу реализовать свои методы обучения для эффективного конечного результата. Слияние игр, сказок и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными движениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у педагога-хореографа, после игры, как на занятии, так и вне коллектива, приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее в танцевальном коллективе, ребенок будет в большей степени радоваться выступлениями и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой. В этом случае полностью воплотится цель родителей и педагога заинтересовать и вовлечь ребёнка в дальнейшее изучение и занятие танцами. На своих занятиях я предлагаю детям задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и силы для творческой деятельности.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей
большое значение придается общедидактическим принципам:

- научности;
- систематичности;
- последовательности;
- доступности;
- наглядности;
- активности;
- прочности;
- индивидуального подхода.

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игровой форме. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, так как создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.

Процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений дошкольниками и так же вызывает интерес к занятиям. Учитывая, что основным видом деятельности ребенка является игра, весь материал преподносится детям через образ, характер. Проведение занятий в игровой форме удерживает интерес воспитанников и включает их в активную работу. Игра способствует совершенствованию всех психических процессов и стимулирует переход организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому, игра признана ведущей деятельностью дошкольников. Первостепенном значении игры свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра в работе педагога-хореографа имеет свои специфические особенности. Она является традиционным средством педагогики, неотъемлемой частью художественного и физического воспитания, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Работа с детьми показала, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Задача педагога хореографа - создать условия для его раскрытия и развития. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…».
На занятиях много времени уделяется играм: игры на подражание, сюжетно-ролевые, музыкальные и другие. И в этот творческий процесс хорошо вплетается метод сказкотерапии. Музыкальные игры и сказки разыгрываются на уроке. Сказки можно представить и в виде инсценировки. Литературный образ сказок не только подготавливает детей к восприятию музыкального образа, музыка часто звучит внутри сказки как часть общего содержания. В некоторых сказках развитие сюжета происходит без музыкального озвучивания («Белые ночи», «Одуванчики»), но музыка присутствует в описании природы, и педагогу нужно по своему усмотрению подобрать музыкальное произведение для прослушивания после прочтения сказки так, чтобы музыка была обобщением и продолжением литературного образа. Музыкальные игры и сказки - дополнительная форма обучения к тем методическим требованиям и задачам, которые решаются в базисной программе. В играх реализуется комплексное воспитание детей средствами различных видов искусств: музыки, хореографии, театрального действа, импровизации. Например, сказки «Музыка леса», «Полезная песня», «Дятел, кукушка и петух» образуют единый цикл сказок о голосах природы, о музыке леса. Четыре части объединяются по содержанию общими действующими лицами и музыкально-педагогической задачей: рассказать об изобразительности в музыке, развить у детей творческое воображение. «Музыка леса» - это лирическое описание жизни леса с его многочисленными обитателями. Чтение или свободный рассказ того или иного фрагмента иллюстрируется игрой концертмейстера на фортепиано, или прослушивание записей предложенных произведений. Цель сказки «Лесная школа» - познакомить детей с некоторыми музыкальными понятиями: длительность, размер, такт, пауза. Дети могут и не быть знакомы с нотами. Тогда они «по слуху» запоминают несложные попевки, сыгранные концертмейстером. Исполнение должно быть очень чётким и ритмически ясным. Для того, чтобы действия детей под музыку были свободными, лёгкими, чёткими, необходимо выполнение образных упражнений. Главная идея образных упражнений - научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Назначение упражнений различно: для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки); для предварительного разучивания движений к играм и пляскам; для композиционной завершённости музыкально-ритмических движений. Последние упражнения большей частью проводятся с предметами: обручами, лентами, мячами, цветами. В процессе проведения упражнений должно быть место для развития детской инициативе. Образные упражнения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных трудовых действий и поведения птиц, зверей. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности дошкольников. Ребёнку легче осмысливать и воплощать танцевальные образы, если танец имеет сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях, с участием взаимодействующих между собой разнохарактерных персонажей. Перед детьми ставятся творческие задания которые позволяют им самостоятельно избирать движения, выражающие повадки поведения того или иного персонажа, движения, имитирующие езду транспорта, полёт самолётов, некоторые действия рабочих профессий. Я объясняю и показываю детям выполнение этих движений. Но при этом, чтобы не помешать проявлению детского творчества, не даю точные образцы движений. Я даю примерный образец, то есть под одну и ту же музыку показываю несколько вариантов движения изображаемого персонажа и предлагаю детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответствии с характером музыки. Я требую от детей эмоционально-выразительного исполнения образов, осознанного отношения к своей роли и более качественного выполнения движений. Ритмические игры приучают детей вслушиваться в музыку, отмечать в движении начало и конец музыкальной фразы, различную длительность нот, метр, пульсацию и музыкальный размер, развивает чувство ритма. Музыкальные игры на образ развивают у детей активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно
передать в движениях настроение и чувство, которое заложено в программе музыки. Такие игры развивают исполнительское и актёрское мастерство, музыкальную память, творческое мышление и воображение. Кроме того, с помощью музыкального движения можно: организовать увлекательные занятия для восстановления нормального кровообращения ребенка; дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю; укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки; развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх-вниз; научить ребёнка контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое. Игры с текстом также способствуют развитию чувства ритма, так как слог стиха имеет ритмическую основу. Текст, характеризующий персонажи и их действия, которые нужно умело подчеркнуть в образе, требует от детей активной умственной деятельности, подводит детей к пониманию сюжетной линии танца, способствует запоминанию движений по порядку. Кроме того такие игры способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса дошкольников, развитию четкой, хорошей артикуляции - необходимое условие для уверенных ответов. А так же способствуют развитию способности к выразительному интонированию - залог успешной работы к школе для уроков по выразительному чтению. Такие игры помогут детям научиться общаться с другими детьми и педагогом без смущения и стеснения. Существует достаточное количество игр, сказок, которые могут помочь педагогу в развитии качеств необходимых для занятий хореографией. В организации игровой деятельности педагогу - хореографу необходимо обширное знание игрового репертуара и владение методикой проведения игры. Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная организация урока. Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья. « Сама природа детского сознания и памяти требует, чтобы перед детьми ни на минуту не закрывался яркий окрашенный мир с его закономерностями, дети должны жить в мире красок, игры, сказок, музыки, рисунка, фантазии и творчества». Эти слова наибольшим образом характеризуют, какие должны быть занятия по содержанию. Элементами занятий являются специальные упражнения, этюды, пантомимы, игры, объединённые в группы (это необходимо для облегчения включения их в построение урока). Это обеспечивает тренировку внутреннего внимания детей. Все физические движения, выражающие какой-либо образ, насыщены эмоциональным содержанием, объединяющим деятельность психологических функций: мышление, эмоции, движения. На время занятий с дошкольниками педагог должен сам превратится в ребенка, чувствовать и ощущать тоже, что и они. Дети до 7 лет интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, в виде сказок, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений – это работа стопами (карандашики – утюжки), корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку), руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика), ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону). Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.
Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.
Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний. Что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности. А метод скзкотерапии помогает детям раскрыть свои таланты, развить фантазию, стать более раскрепощенным, более уверенным в себе.

Заключение

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, так как творчество- один из методов освоения предлагаемого для изучения материала. Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.
Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью.
Вот здесь и уже и не возникает проблем, потому что дети научились этому, при помощи игрового метода и метода сказкотерапии. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста. Развитие творческих возможностей ребенка посредством танцевального искусства возможен только при условии упорной и систематической работы. На протяжении длительного времени. Именно такая работа хорошо сплачивает детский коллектив, помогает преодолеть излишнюю застенчивость, приучает к взаимопомощи, дисциплинированности, делает детей более коммуникабельными. Самореализация через творчество поднимает чувство достоинства, не позволяет останавливаться на достигнутом, оно обязательно приведет к необходимости нового творчества уже более высокого уровня, следующей ступени в развитии личности.

Список использованной литературы

  1. Аникина Н.В. Технология взаимообучения в разновозрастном коллективе [Электронный ресурс] // Дистанционный образовательный портал «;. — 2015. — Режим доступа: obrazovanie/horeografija-tanec/154839-tehnologija-vzaimoobuchenija-v-raznovozrastno.
  2. Галанова Е.В. Инновационные технологии в хореографии [Электронный ресурс] // Дистанционный образовательный портал «;. — Режим доступа:
  3. Звездочкин В.А. Классический танец: учебное пособие / В.А. Звездочкин. — СПб : «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. — 400с.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. — М : Народное образование, 2008. — 256 c.
  5. Современные педагогические технологии в формировании технических навыков на занятиях хореографии, как система качественного и быстрого обучения // доклад [Электронный ресурс] // Интернет- издание «; — Петропавловск , 2010. — Режим доступа:
  6. Лукьянова, Е. А. Дыхание в хореографии [Текст] : учеб.пособие / Е. А.

Лукьянова. - М.: Искусство,2006. – 64

  1. Луговская А.С. Ритмические упражнения, игры и пляски. М:, СПб.: Музыкальная палитра, 2005. – 192 с. /

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста.

В своей работе мы проанализировали и подробно описали уровни  развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста начиная с ознакомления с данным нап...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРЫ.

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки».

Доклад                         на тему  «Развитие творческих способностей у дете...

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...