ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНТЕЗ ИСКУССТВ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Отцевич Татьяна Владимировна

Чтобы музыкальные занятия стали интересней, насыщенней и давали детям возможность активно в них участвовать, я использую на своих занятиях технологию «Синтез искусств».

Цель  применения  технологии – сформировать духовно - нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология "Синтез искусств"34.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

«СИНТЕЗ ИСКУССТВ»

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

  1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.

      Синтезу искусств, как и театрально-игровой технологии отведено особое место в моей профессиональной деятельности, так как основная тема моей работы по самообразованию «Праздники и развлечения как средство углубленного восприятия музыки и других видов искусств».

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому я использую на своих занятиях технологию «Синтез искусств».

Цель  применения  технологии – сформировать духовно - нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности.

 Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном приходу весны («Пришла Весна») интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему.

Основные задачи:

  • Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства.
  • Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.
  • Развитие воображения и ассоциативного  мышления.
  • Формирование  эстетического вкуса на лучших достижениях мировой культуры.
  • Развитие речи, обогащение  активного словаря.
  • Обогащение положительного эмоционального опыта.
  • Развитие духовных качеств личности.  
  • Обеспечение обогащённого  интеллектуально – творческого  развития детей.
  • Создание и сохранение у ребенка целостной картины мира.

Синтез  искусств.

Музыка

Театр

Изобразительное искусство

Литература

   Одно из основных направлений работы - создание развивающей среды и интегрированного педагогического воздействия, основанного на синтезе искусств, ориентированного  на эффективное личностное развитие и удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов детей.

Формы работы.

  • Групповые  и индивидуальные занятия;
  • Интегрированные занятия;
  • Работа с родителями в ходе  внедрения технологии.
  • Работа с воспитателями в ходе  внедрения технологии.

Предполагаемые итоги реализации технологии:

1.      Дети узнают жанры искусства. Имеют навыки восприятия произведений различных видов искусства.

2.Дети умеют сравнивать музыку, произведения живописи, поэзии. Выражают  собственное мнение о предмете. Отвечать на вопрос: «Почему нравится?».

3.     Умеют сравнивать противоположности, называть признаки. Умеют передавать свои чувства в разных вариантах при помощи средств разных видов искусства.

4. Умеют выбирать из большого количества музыкальных отрывков программной музыки, различной по характеру, образы и показывать их в пантомиме или танце, могут передать образ в рисунке.

Педагогические методы и приёмы.

  • Наглядно-слуховой метод (воспроизведение  музыки с помощью ТСО, исполнительский показ).
  • Метод обобщения (создание целостного представления о временах года жизни растений и животных, различных аспектов жизни человека  с помощью различных изобразительных средств- музыки, живописи, поэзии ).
  • Проблемное использование наглядно – слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий – изобразительные средства музыки, цвета).
  • Наглядно – зрительный метод (показ иллюстраций).
  • Метод пластического интонирования (передача характера музыки в движении).

   Синтез - это погружение в искусство, в его различные виды.

Задачи педагога: дать ценности, создать условия восприятия ценностей и дать им прорости в душе ребенка.

Цели педагога: поддерживать собственную творческую деятельность ребенка, формировать творческие способности в обучении и через обучение.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление.

   Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Для этого педагог рассказывает детям о различных музыкальных жанрах, развивает у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности. Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке.

    Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности

   Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

   Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ ПО  ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИСКУССТВОМ.

           В процессе модернизации системы образования принципиальное значение отводится использованию  в практической  деятельности  ДОУ различных эффективных технологий, позволяющих педагогам улучшить качество и содержание образования дошкольников. В связи с этим я ищу новые формы образовательного процесса, изменяя, таким образом, его содержание.

          Одно из ведущих мест в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада занимает эстетическое воспитание дошкольников.  Основной задачей эстетического развития личности ребенка в учреждении  является  ознакомление с искусством, обогащение духовного мира детей и развитие их творческих способностей в продуктивной деятельности.

           Получая знания об искусстве, дети знакомятся с различными видами искусства: литературой, музыкой, живописью и различными видами театра. Благодаря этому не только осуществляется задача по обогащению духовного мира детей, но и жизнь их в детском саду наполняется яркими, необычными, интересными делами, играми, занятиями.

                Процесс внедрения в практику музыкального воспитания  ознакомления детей с искусством состоял  несколько этапов, а   сама работа  с дошкольниками по данному направлению строилась следующим образом.

  • Знакомство с жанровым многообразием искусства.
  • Формирование навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности (основы восприятия настроения произведений искусства, основы восприятия ритма произведений искусства,  основы композиционного строения в произведениях искусства).

              По данной технологии я провожу занятия   1-2 раза в месяц, а также работаю с родителями, педагогами, привлекаю их к совместной деятельности.

   Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду.

Главное слагаемое для успеха занятий -  вопросы к детям. При помощи этих вопросов мы подводим ребенка к какому - либо выводу.

         Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Тематика занятий разнообразна.

Занятия  могут:

  • носить сезонный характер: «Весна-Красна», «Наступили холода», «Краски осени» и др.
  • знакомить детей с чем-либо: «В пещере горного короля» (драгоценные камни, украшения);
  • знакомить детей с чьим- либо  творчеством: «Вечер Чайковского».

   К программным музыкальным произведениям из я сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям, демонстрационный материал по изобразительному искусству (красочные репродукции и фотографии природы из журналов, или изображения, нарисованные педагогом, родителями детьми).

  Методика работы с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Примерная схема проведения занятия.

Вводная. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад. Создание установки на предстоящую деятельность: заинтересовать детей, прием «путешествие» - «Мы отправляемся в гости…», который поможет создать творческую атмосферу.

Основная. Сюжетная часть со слушанием музыки, стихов, сказок, просмотром картин. В занятие часто вводится  сюрпризный момент-«Волшебная шкатулка», приглашение «сказочного гостя»…

Решение проблемных ситуаций, вопросы к детям, творческие задания.

Заключительная. Сбалансировать эмоциональное состояние, используя для этого различные упражнения.

                На занятии я  использую картотеку, в которой собрано описание следующего материала:

  • игры (на образное ощущение колорита, по развитию речи, на составление композиций (на фланелеграфе), на развитие чувства лада, на развитие чувства метроритма и др.);
  • репродукции картин великих мастеров;
  • фотографии композиторов;
  • красочные фотографии природы, животных и др.;
  • аудиозаписи музыкальных произведений мировой классики;
  • видеопрезентации с различной тематикой.

           Для стимуляции фантазии и творчества у детей в образовательном процессе использую такие задания и упражнения,  как: «Определи, к какому портрету подходит эта музыка», «Придумай свое название картины», «Передай в движении положении рук, головы, ног, изображенного на картине человека», « Представь картину, слушая эту музыку», «Подбери знакомые стихи к картине» и т.д. 

Используемые практические приемы.

  • Слушать музыку и иллюстрировать ее образными ритмичными движениями в такт с музыкой. Сделать движения руками. Рассмотреть картину. Показать пластический этюд. Нарисовать музыку на фланелеграфе.
  • Обозначить тему. Поговорить о предмете разговора. (Например тема «Драгоценные камни». Слушание Э. Грига «В пещере горного короля». Движения, игры под музыку. Вопросы: какое настроение передает музыка.)
  • Музыка звучит фоном к рассматриванию картин, фотографий, предметов декоративно-прикладного искусства др.
  • Выбор фрагмента музыки, соответствующего ситуации радости, грусти и др.
  • Выбор  детьми фрагмента музыки, соответствующего картине, изображению, стихотворению.
  • Организация выставок детского и совместного творчества.

                   Таким образом, за счет регулярной, систематически проводимой работы по ознакомлению с искусством в течение нескольких лет дети овладевают хорошим уровнем знаний и умений. Дети на практике умеют применить знания, полученные в процессе работы по ознакомлению с искусством. Умеют описать своими словами картину, музыкальное произведение, творчески исполняют роли в спектаклях и пластических этюдах, участвуют в выставках детского творчества.

ЛИТЕРАТУРА.

- О.А.Куревина Методические рекомендации «Путешествие в прекрасное», 2017г.

-  О.П.Радынова «Музыкальные шедевры», 2019 г.

-  Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду , 1981г.

-  Костина Э. П, Креативная педагогическая технология     музыкального образования дошкольников (сайт Интернета).

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия музыки у дошкольников посредством использования технологии «Синтез искусств»

Рассказать о восприятии музыки дошкольниками средствами разнообразных видов мискусств. Как проходит реализация программы "Синтез искусств", в какой форме. Темы Музыкальной гостинной....

Технология "Синтез искусств" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Обращение к "Синтезу искусств"связано с психологическими особенностями ребенка-дошкольника.Художественное творчество, которого носит синкретический характер.Виды искусств оказывают влияние н...

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы с использованием технологии «синтез искусств».

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие»,  «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».  Виды детской деяте...

Педагогический опыт музыкального руководителя Давыдовой И.А. на тему "Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников"

В своей работе я всегда стараюсь использовaть «Синтез» - это прогрaмма рaзвития музыкaльного восприятия у детей на основе синтезa искусствa. Это прогрaмма по слушанию музыки. Группа авторо...

Синтез искусств на музыкальных занятиях

Современные представления о мире всё более усложняются, что дает нам основание говорить о «полифоничности» (М. Бахтин) современной культуры. Отдельные виды художественного творчества не су...