Картотека народных игр
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Народные игры на Рождество.
«Фанты»
Задачи: развитие внимания, создание хорошего настроения
Описание игры: Играющие усаживаются, образуя круг, а ведущий (ведущая) находится в центре круга. Каждый из участников придумывает и называет вслух имя существительное на зимнюю тему, например: Мороз, Метель, Снег, Буран, Елка, Иней и так далее.
Ведущий (ведущая) начинает игру, говорит: «Ох, болит!» Другие играющие спрашивают: «Что болит?» Ведущий отвечает: «Сердце!» Игроки уточняют: «По ком?» Ведущий вновь отвечает: «По Елке!» Выбравший себе это название участник (участница) тут же подхватывает: «Ох, болит!» Другие участники спрашивают: «По ком?» И так продолжается игра до тех пор, пока кто-нибудь из участников не ошибется в названии, либо промедлит с вопросом. В этом случае оплошавший участник платит ведущему какую-либо безделушку – фант. Когда фантов окажется много, начинается следующий этап игры – розыгрыш.
Фанты помещают в шляпу (шапку), перемешивают и накрывают платком. Вынимают один фант. Ведущий спрашивает: «Что делать тому, чей это фант?» Играющие придумывают задание для владельца вынутого фанта, а последний должен выполнить это задание. Затем вынимают следующий фант. И так далее.
«Что изменилось?»
Задачи: развитие внимания
Описание игры: Играющие выбирают и договариваются об одной или нескольких ветках елки, на которых находятся елочные игрушки. Рассматривают игрушки на этих ветках и запоминают. Затем все участники, кроме ведущего, выходят из комнаты. В это время ведущий перевешивает, либо убирает и добавляет игрушки. Вновь войдя в комнату, участники должны назвать все изменения на этих ветках. Кто правильно назовет большее число изменений, тот – выиграл.
«Кузовок»
Задачи: развитие речи , внимания, обогащение словаря, создание хорошего настроения
Описание игры: На стол ставится небольшая корзинка, а вокруг стола рассаживаются участники игры. Ведущий говорит первому игроку: «Вот тебе кузовок, клади в него что есть на -ок. Обмолвишься – отдашь залог». Участники игры по очереди говорят слова, заканчивающиеся на –ок. Например: «Я положу в кузовок грибок». Следующий играющий, например, говорит: «А я – совок». И так далее.
Тот участник игры, кто не смог назвать новое слово, либо повторил уже прозвучавшее, кладет в корзину залог – конфету, украшение, что-либо еще. Когда запас слов исчерпан, начинают разыгрывать залоги. Корзинку с залогами накрывают платком, а ведущий вынимает залоги по одному и назначает за них выкуп: спеть, станцевать, рассказать стихотворение и тому подобное. Выполнивший задание получает залог в качестве подарка.
«СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ»
Задачи: развитие меткости, ловкости
Описание игры: Постройте из снега небольшое укрепление и на его верхушке укрепите палку. Тот из участников, кто сможет сбить ее снежком, и выиграл.
«ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»
Задачи: развитие силы, ловкости
Описание игры: На ледяной или заранее приготовленной снежной площадке обозначается круг диаметром 2 м. Двое соперников, заложив руки за спину, стараются вытолкнуть друг друга из круга. По правилам, проигравшим считается не только тот, кого вытолкнули, но и тот, кто убрал руки из- за спины.
«КТО СВАЛИТ ВЕЛИКАНА»
Задачи: развитие силы, ловкости
Описание игры: В основе этой игры – традиционное перетягивание каната. Его необходимо пропустить сквозь великана- снеговика. Разделитесь на две команды (желательно, чтобы силы их были равными) и по сигналу судьи начинайте тянуть канат. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не свалит великана (эта команда и считается проигравшей).
«Белые медведи»
Задачи: развитие физических качеств
Описание игры: В углу площадки обозначается льдина. На ней стоят двое водящих – белые медведи. Остальные на площадке – медвежата. По сигналу водящие берутся за руки, выбегают на площадку и начинают ловить медвежат: догоняют игрока и берут его в свою цепочку. Игра продолжается, пока в цепочке не окажутся все
медвежата.
«Попрыгунчик»
Задачи: развитие двигательной активности, создание хорошего настроения
Описание игры: Протяните длинную верёвку выше уровня роста детей. На веревку развесьте снежинки. Дети должны прыгать, стараясь сорвать снежинку, и выполнять при этом какое-либо задание. Например, нужно чирикать, как воробей или пищать, как мышка. Победителями считаются только те, кто правильно справится с заданием и соберёт больше всех снежинок. Очень весёлая и шумная игра, она развивает физические качества малышей и прививает им интерес к подвижным играм.
«Угадай»
Задачи: развитие воображения, логики, мышления
Описание игры: На разных карточках пишут названия животных и предметов. Карточки помещают в мешочек. Ребёнок должен вытащить карточку и пантомимой объяснить, что написано на карточке. Если другие дети угадают это слово, малыш получает приз, а карточку тянет следующий ребёнок. Игра развивает воображение, является хорошей гигиеной для детского мозга.
Народные игры на Крещение
"Снежком в ведерко".
Задачи: развитие ловкости, меткости
Описание игры: Разбиваем присутствующих на команды. Перед каждой командой чертим линию на снегу, за которую нельзя наступать и ставим за чертой по ведру. В ведро нужно бросать снежки по одному. У какой команды будет больше снежков после трех кругов – та и победила.
"Полетим на метле"
Задачи: развитие ловкости, быстроты
Описание игры: Разбиваем присутствующих на команды. Перед каждой командой ставим по стулу или другому импровизированному "финишу". Выдаем каждой команде по метле (или швабре). Участники по жесту ведущего должны верхом на метле добежать до своего стула, обежать его кругом и вернуться на место. Быстро передать метлу следующему участнику в команде, который снова должен добежать до стула, обогнуть его, вернуться назад и так далее. Чья команда скорее справиться с заданием, та и победила.
Народные игры на Масленицу
«Заря- заряница»
Задачи: развитие ловкости, внимания, быстроты
Описание игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
.
«Перетягивание каната»
Задачи: развитие силы, ловкости
Описание игры: Все знают это традиционную русскую забаву. Пусть на Масленицу она будет не совсем традиционной. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.
«Горелки»
Задачи: развитие физических качеств, создание хорошего настроения
Описание игры: Выбирается «горящий». Он выходит вперед. Дети становятся друг за другом в ряд и поют:
«Гори, гори ясно, чтобы не угасло.
Раз, два, три смело погляди на небо
Теги-гуси летят, на всю Русь кричат:
Га-га-га, га-га-га не догнать нас никогда!»
«Горящий» поет:
«Стою, стою на бревнышке,
Стою, стою на солнышке.
Ой, горю жарко, ой, горю ясно!»
Один из играющих спрашивает:
«Что ты горишь?»
«Горящий» отвечает:
«Хочу добра молодца»
Тот же играющий спрашивает: «Кого?»
«Горящий» отвечает: «Тебя, молодца»
Задавший вопрос убегает, «горящий» его догоняет. Если поймает, то они меняются ролями. Если нет- выбирается новый «горящий»
«Матушка Весна»
Задачи: создание хорошего настроения, приобщение к народной культуре
Описание игры: Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота». Остальные дети, взявшись за руки, цепочкой проходят через «ворота» и напевают:
«Идет матушка Весна, отворяй-ка ворота.
Первый март прошел, всех детей провел.
А за ним апрель, отворил окно и дверь.
А уж как прошел май -сколько хошь теперь гуляй!»
Пропустив всех несколько раз, дети, изображающие «ворота», спрашиваю затем каждого, какую он выбирает сторону- правую или левую? Разделившись на две команды, все составляют новые пары и, взявшись за руки, подняв их вверх, становятся вряд за «воротами». Один из играющих, не имеющий пары, входит в «ворота». Ему поют:
«Ходит матушка Весна по полям, леса одна.
Первый раз прощается, другой раз запрещается.
Ан на третий раз на пропустим вас!
Ходит матушка Весна, ищет детушек она.
Первый раз прощается, другой раз запрещается.
На третий раз не найдете сами в клетку попадете!»
Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар. Образовавшиеся две команды меряются силой, перетягивают канат, стараются перепеть друг друга и т.д. Можно придумать разные соревнования.
Народные игры на Благовещенье
«Грачи летят»
Задачи: развивать внимание
Описание игры: Дети встают в круг или произвольно располагаются на площадке, но обязательно так, чтобы видеть и слышать взрослого ведущего. Взрослый ведущий говорит:
«Грачи летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несем весну!»
Все дети кричат хором: «Летят! Летят!»
Ведущий продолжает:
«Журавли летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несем весну!»
Дети опять кричат: «Летят! Летят!» и размахивают руками.
Так же летят пчелы, комары и т.д.
А потом водящий говорит:
Поросята летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несем весну!
Кто из детей ошибется и закричит «Летят!» или замашет руками — выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.
«Птица без гнезда»
Задачи: развивать внимание, ловкость, быстроту
Описание игры: Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу,– гнездо, второй за ним – птица.
В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз...» – игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; «Два...» – игрок-птица кладет руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо; «Три!» – птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд.
При повторении игры дети меняются ролями.
«Скворцы»
Задачи: развитие двигательной активности
Описание игры:
На одной стороне площадки начерчены круги диаметром 1 м - это "скворечники". Все дети - "скворцы". Количество их нечётное, а к скворечнику могут залетать лишь двое скворцов. На слова ведущего: "Скворцы летят" - дети, подражая полёту птиц, бегают по площадке произвольно. На слова: "Скворцы прилетели" - бегут к скворечникам. Считается, что ребёнок, который опоздал занять место в скворечнике, проиграет. Игра повторяется несколько раз. |
«Пчелки и ласточки» Задачи: развитие двигательной активности Описание игры: Играющие дети – цветочки – сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют: Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум, зум, зум, зум! Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой. |
Народные игры на Вербное воскресенье
«Дедушка Рожок»
Задачи: развитие двигательной активности, быстроты, создание хорошего настроения
Описание игры:
Выбирают Дедушку Рожка считалкой:
По Божьей росе,
По поповой полосе
Там шишки, орешки,
Медок, сахарок.
Поди вон, дед Рожок!
Дедушка Рожок с веточкой вербы садится в угол. Дети подходят к нему и говорят:
Ах ты, дедушка Рожок,
На плече дыру прожог!
Дед Рожок: Кто меня боится?
Дети: Никто!
Дети убегают, а дед Рожок пытается их докоснуться вербой спины. Кого «посалит», выбывает из игры
«Верба – вербочка»
Задачи: создание хорошего настроения, приобщение к народной культуре
Описание игры: Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
«Ваня, – скажет, – милый мой.»
«Займи место»
Задачи: создание хорошего настроения, развитие быстроты
Описание игры: Играющие образуют круг. Водящий с вербой в руках ходит за кругом и говорит:
«С вербой, с вербой иду за тобой.
Коснусь вербой, беги за мной.
Хоп!»
Сказав «Хоп!», водящий слегка ударяет веточкой по спине одному из игроков. Тот, кого ударили, бежит со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Народные игры на Пасху
«Найди зайца»
Задачи: создание праздничного настроения, приобщение к народным традициям
Описание игры: Такое развлечение можно организовать как на природе, так и в собственном доме. Нужно подготовить крашеных яиц, конфет, небольших плиток шоколада, шоколадных зайцев и спрятать их в помещении или дачном участке. Собрав всех детишек, попросите их обыскать сад и найти угощение.
«Крутись, яйцо»
Описание игры: Каждому ребенку раздается по яйцу. По команде «Крутись, яйцо!» дети одновременно начинают вращать пасхальный символ. Победителем конкурса оказывается тот участник, чье яйцо будет крутиться дольше всех. Его награждают сладким презентом.
«Сдуй яичко»
Описание игры: Это одна из самых веселых детских игр на Пасху. Сырое яйцо нужно заранее проткнуть иголкой и освободить от содержимого. Разделив участников игры на две команды, каждую садят за стол друг напротив друга. Подготовленное яичко следует положить на середину стола. Одновременно участники игры начинают дуть на яйцо, стараясь сдуть его на противоположный конец стола. Побеждает так команда, которой удаться сдуть яичко со стола.
«Каточки»
Описание игры: Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц .
Яйца скатывают по деревянному лоточку на ровную поверхность, где до начала игры игроки раскладывают свои яйца в произвольном или заданном порядке. Цель игры - попасть в яйца соперников. Если игрок задевает своим яйцом чужое, он имеет право его забрать и продолжить игру дальше, пока не промахнется. Если же игрок промахивается, его яйцо остается на кону, а ход переходит следующему игроку.
Секреты игры. Успех в игре определяется умением правильно рассчитать траекторию движения яйца. Опытные игроки имели для выкатывания по 3-4 разных яйца: круглое, вытянутое или с острым концом. Круглое яйцо катилось прямо, с острым концом заворачивало в сторону острого конца и т. д
В домашних условиях такую горку можно сделать из куска шифера или картона, можете попробовать из картонных рулончиков туалетной бумаги
Битье пасхальными яйцами. “Яйца бить”
Описание игры: Играть можно как парами, так и целыми группами. Обычно бились обоими концами яйца. Есть несколько хитростей в этой простой игре, а именно как выбрать такое яйцо, которое бы выигрывало, то есть сразу не разбивалось. Можно постучать ими по зубам: если звук глухой и скорлупа мягкая, то яйцо считалось удачно выбранным для игры. Если же оно при ударе «звучит», то это значит, что скорлупа окостенела и яйцо при ударе лопнет. Старались также найти яйцо, у которого на остром конце образовался своеобразный наплыв, утолщавший скорлупу. Некоторые игроки яйца варили в крепком соляном растворе, чтобы усилить прочность.
Каждый игрок выбирает себе яйцо. Зажимая яйца в руке, так чтобы торчали только острые кончики. Игроки бьют яйца друг об друга. Когда одно из яиц разбивается с острого конца (С носка), его переворачивают в руке и подставляют под удар тупой конец (пушку). Разбитое яйцо (с двух сторон) отдается на съедение победителю.
«Найди наперсток»
Описание игры: Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Игроки выходят из комнаты, а ведущий в это время прячет куда-нибудь наперсток, но так, чтобы он находился в поле зрения играющих. Затем ведущий приглашает в комнату всех, кто выходил, и они начинают искать наперсток глазами. Когда игрок обнаружит наперсток, он молча садится. Тот, кто через пять минут не найдет наперсток, платит фант.
Народные игры на Троицу
«Ручеёк»
Задачи: создание хорошего настроения, приобщение к народным играм
Описание игры: Участники разделяются на пары (чаще разнополые), взявшись за руки, встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. В первом варианте есть водящий – он входит в коридор, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар. Новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим, и т.д. Для интенсификации процесса при большой длине «ручейка» может быть сразу несколько водящих. Во втором варианте чётное количество участников и пары постоянны, просто пары с одного конца тоннеля переходят по нему в другой конец, и т.д. Чем быстрее «течёт ручеёк», тем веселее.
«Горелки с платочком».
Задачи: развивать быстроту, ловкость
Описание игры: Игра «Горелки» - традиционно троичная. Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.Все говорят хором:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят!
Раз, два, три- беги!»
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берёт у него платочек и встаёт с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», то есть водит.
«Зайцы и плетень»
Задачи: развитие физических качеств, приобщение к народной культуре
Описание игры: Играющие делятся на две равные по силам команды: зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10 – 15 см. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а игроки – зайцы – на одном из концов площадки.
Игроки – плетень читают:
« Заяц, заяц не войдёт
В наш зелёный огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!»
При последнем слове игроки – зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками игроков – плетня. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:
«Иди назад, в лес, осинку погрызи!»
Задержанные игроки – зайцы выбывают из игры.
Игроки – плетень поворачиваются лицом к игрокам – зайцам и читают:
« Не войдёт и в другой раз,
Нас плетень от зайцев спас.»
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого игроки меняются ролями. По правилам игры побеждает та команда, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.
Игры на день Лошади (святых Фрола и Лавра)
«Лошадки»
Задачи: развитие двигательной активности
Описание игры: Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» - кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера!» - они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека народных игр
материал представляет собой игры, которые можно использовать и в кружковой работе и в ознакомлении детей с народной культурой...
картотека народных игр
ИЗБРАННОЕАттестацияЛаборатория гуманной педагогикиЛаборатория одарённостиЛаборатория педагогического мастерстваПсихологические тестыТематические подборки материалов...
картотека народных подвижных игр
описание народных подвижных игр...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр...
Картотека "Народные приметы" по экологии
приметы на дождь, на хорошую погоду, на мороз и т.д....