Консультация для педагогов
консультация (подготовительная группа)

Хомушку Анджела Дозур-ооловна

Консультация для педагогов «Значимость патриотического воспитания в развитии личности дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_patrioticheskoe_vospitanie.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Значимость патриотического воспитания в развитии личности дошкольников».

Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст наиболее чувствителен к воспитанию патриотизма. В этом возрасте дети достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие к взрослому и подражание старшим. Впечатления и переживания в детстве имеют огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка и запоминаются на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания детей. Содержание патриотического воспитания дошкольников включает: знакомство детей с культурным наследием, праздниками, традициями, прикладным народным творчеством, устным народным творчеством, музыкальным фольклором и народными играми.

Патриотическое воспитание старших дошкольников направлено на[1]:

- знакомство с семейными традициями, составление родословной; Знакомство с традициями детского сада;

- знакомство с городом, поселком, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, сельчанами прошлого и настоящего, достопримечательностями;

- наблюдения за состоянием объектов в разное время года, организовывать сезонные сельскохозяйственные работы на природе, сеять цветы, овощи, сажать кусты, деревья и многое другое;

- организацию творческих, продуктивных и игровых занятий для детей, в которых ребенок проявляет сочувствие, заботится о людях, растениях и животных в разное время года в связи с адаптацией к новым условиям жизни и повседневной жизни по мере необходимости.

В дошкольном возрасте объем знаний о мире, в котором дети увеличиваются с возрастом, что связано с их повышенными умственными способностями развития. У детей с возрастом сформированы не только полноценные идеи, но и простейшие патриотические концепции, а также умение анализировать, сравнивать, классифицировать и группировать знания по определенным критериям. Произвольность поведения увеличивается из-за активного развития волевых процессов, развивается способность контролировать свое поведение, формируется сдерживать непосредственные импульсы и подчинять свои действия установленным требованиям. Начинают появляться зачатки отношения к Родине в прямом смысле слова формируются в умении заботиться о родных и близких, делать то, что нужно другим, заботиться о том, что создано человеческим трудом.

Дети начинают ответственно относиться к порученной работе и бережно относиться к природе. Возникает подчиненность мотивов, и на этой основе формируются социальные мотивы трудовой деятельности, стремление делать что-то необходимое, полезное для других.

Цель патриотического воспитания старших дошкольников - посеять и взрастить в душе ребенка семена любви к исконной природе, Родине и семье, к истории и культуре страны.

Задачи патриотического воспитания[2]:

1. дать дошкольнику чувство собственного достоинства и чувство уважения к старшим через добрые дела, любовь, уважение к семье и друзьям;

2. получить представление об окружающей человека среде, о способности вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;

3. воспитание любви к малой родине через интерес к семейной истории и традициям, уважение к прошлому и настоящему своей страны и воспитание чувства ответственности за ее будущее.

Очень важно дать дошкольникам чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей страны, поскольку именно на этой основе воспитывается патриотизм. В этом контексте особое значение приобретает социокультурный подход к воспитанию патриотизма у дошкольников.

Детям, особенно старшим дошкольникам, доступно чувство любви к своей семье, родному городу и природе. И это начало патриотизма, который рождается в знаниях и возникает в процессе целенаправленного воспитания. Среди основных принципов формирования патриотизма[3]:

 - первые ориентиры реализации социокультурной практической деятельности в воспитании дошкольников: наука, гуманизм, демократия;

- приоритет историко-культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

- последовательность, преемственность в развитии ребенка с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

- разнообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения эффективности обучения;

- направленность на развитие навыков, способностей и качеств каждого человека на основе индивидуального подхода;

- тесное и постоянное общение с другими видами образования.

Непрерывная реализация процесса патриотического воспитания дошкольников предусматривает[4]:

а) на основе знаний у дошкольников формируются патриотические суждения и мировоззрения;

б) взгляды раскрывают целостность патриотических знаний, а патриотические чувства, раскрываемые через компоненты патриотического сознания;

в) патриотическое сознание побуждает действовать в определенном направлении, определяет направление личности;

г) патриотическая направленность личности раскрывается через основы поведения;

д) патриотическое поведение ребенка преподносится как внешнее выражение патриотического сознания;

е) патриотические знания, выражаются через чувства, потребности и мотивы ребенка.

На каждом этапе развития общества меняются приоритеты и ценности. К сожалению, это отразилось и на нравственных ценностях: отношении к историческим событиям в государстве, к героям нашей страны[5]. Изменилось отношение людей к Родине. Что бы ни происходило в обществе, воспитание детей с дошкольного возраста в любви и уважении к своей стране должно быть обязательным. Учить ребенка жизни в обществе - это основная роль педагога. Гражданский статус дошкольников начинает складываться как в детском саду, так и в семье. Ученые доказывают, что условия для будущих патриотических представлений создаются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В это время малыши особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них. Не зная себя и своих родителей, они могут сделать неожиданные выводы о том, как взрослые относятся к другой стране, нации или событию.

Эмоции играют определенную роль в патриотическом воспитании детей. Система общих знаний о явлениях общественной жизни формируется только к концу дошкольного возраста. Этому способствует овладение моральными суждениями, оценками, концепциями и познавательным интересом детей к окружающему миру. Характерной чертой воспитания патриотизма является слияние нравственных чувств и знаний.

Знания влияют на нравственное развитие ребенка только в том случае, если они формируются чувствами и опытом. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они вовлечены (общение с детьми и взрослыми, работа). Формирование воли, нравственных идеалов, важных для патриотического воспитания, только начинается в дошкольном возрасте.

Сам ребенок осознает и принимает разнообразие внешнего мира. Однако умение судить его, относиться к нему осторожно и гуманно - это результат усилий взрослых - родителей, учителей и тех, кто стоит рядом с ребенком в каждый момент его жизни.

Важным для патриотического воспитания является правильное определение возрастного этапа, на котором становится возможным активное формирование у детей патриотических чувств.

Так, в 3-4 года у детей начинает формироваться отношение к национальной символике. Для детей 5-го года жизни национальный фактор не является решающим, потому что многоэтническое окружение входит в жизнь ребенка через звучание другого языка, колорит национальных мелодий[6].

Благоприятным для начала целенаправленного и систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру, общественным явлениям и тому подобное. У детей пятого года жизни начинает формироваться чувство, выражающее отношение к людям и явлениям окружающей действительности, к отношениям между людьми, к предметам, формируются собственные впечатления, в результате чего малыш определяет, что ему нравится. Дети легко воспринимают и усваивают фольклор, народные подвижные игры, выполняют разные роли, водят хороводы.

На 6-м году жизни у детей возникают реальные возможности для опосредованного усвоения знаний, выходящих за пределы их жизненного опыта. Это создает благоприятные условия для ознакомления детей с историей родного края, его людьми, спецификой труда и быта, особенностями языка и культуры. Дети этого возраста могут выделять личные ценности, эмоционально их осваивать, что закрепляется в деятельности, поведении и межличностных отношениях. У старших дошкольников появляется уже дистанция социальных связей в оценке норм поведения детей и взрослых, развивается определенная ориентация на социум, умения понимать и оценивать общественные отношения.

Шестилетний ребенок начинает понимать важность общественно-значимых дел. В это время формируется определенное представление и оценка социальных явлений, ориентация на взрослого сквозь призму конкретной деятельности.

У старших дошкольников в ходе усвоения знаний об объектах и явлениях окружающего мира возникает желание сравнивать, оценивать увиденное и соответственно отражать, следуя увиденное. В этот период у них преобладает эмоциональное восприятие. Этому способствуют развитие согласованности в работе глаз и рук, развивается чувственный опыт, умение выделять главное и обобщать характерные особенности[7].

Итак, средний и старший дошкольный возраст - благоприятны для закладки фундаментальных мировоззренческих понятий, моральных ценностей, убеждений в сознании ребенка, организации национально-патриотического воспитания.

На протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младшей группы, должна проводиться планомерная работа по патриотическому воспитанию детей. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Эту работу следует выполнять различными методами, причем методы должны охватывать практически все виды деятельности детей.

На патриотическое воспитание дошкольников влияют: «Макрофакторы (общество, страна, культура, государство), мезофакторы (СМИ, регион, этнос), микрофакторы (образовательные учреждения, семьи, религиозные и общественные организации)».

В центре воспитания патриотизма, как и всей образовательной системы, стоит национальное суждение. К.Д. Ушинский: Нет единой национальной системы образования для всех народов. У каждого народа своя национальная система специального образования, опыт других народов - ценное наследие для всех. Мыслитель рассуждал, что образовательная система, построенная в соответствии с менталитетом людей, развивает и укрепляет у дошкольников ценные психологические и нравственные качества - национальную гордость и патриотизм[8].

Воспитание, основанное на принципах национальности, формирует воспитание человека, не мыслящего жизнь без любви к Родине. По мнению К.Д. Ушинского, ключевыми методами, обеспечивающими национальное воспитание, являются средства педагогики народа: пословицы, сказки, песни и т.д. С его точки зрения, «образование должно развить в человеке любовь к работе и дать ему возможность найти свою работу в жизни».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....