Проект по духовно-нравственному воспитанию "В гостях у сказки"
материал (младшая группа)

ШВЕЦОВА ДИАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Информационная карта проекта

Название проекта: «В гостях у сказки»

Автор и разработчик проекта: воспитатели второй младшей группы №3 МАДОУ «Цветик-семицветик» Швецова Диана Александровна и Бочкарева Марина Николаевна.

Сроки реализации проекта: с 18 марта по 12 апреля 2024 года.

Актуальность проекта:

Проблема нравственного воспитания дошкольников очень актуальна. Ребёнок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих. 

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.

В век информационных технологий все меньше и меньше внимания уделяется чтению. Дети все чаще отдают предпочтения мультфильмам и информационным интернет платформам.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

 

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Гипотеза – если создать благоприятные условия для использования сказки в повседневной деятельности детей, то возможно более глубокое развитие нравственных качеств: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, формированию общечеловеческих ценностей.

Паспорт проекта

Тип проекта

Творческий, познавательно-игровой

По продолжительности

Краткосрочный (1 месяц)

По количеству участников

Групповой

Участники проекта

Дети второй младшей группы (3-4 года), родители, воспитатели.

Педагогические принципы реализации проекта

  • Развивающего обучения, основанный на детской активности;
  • Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей;
  • Наглядности;
  • Психологической комфортности;
  • Единства воспитательных, развивающих и образовательных задач;
  • Системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников проекта: детей, родителей и педагогов.

Цель проекта

 Создание условий для формирования предпосылок духовно-нравственного воспитания через знакомство со сказками.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Дать представления о таких качествах, как «Доброта», «Дружба», «Взаимопомощь», «Справедливость».
  • Учить понимать основное содержание сказки, поступки героев, давать им нравственную оценку (хорошо-плохо)
  • Формировать умение пересказывать сказки.


 Развивающие:

  • Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
  • Развивать умение эмоционально передавать образ героя и проигрывать знакомые сюжеты сказок.

    Воспитательные:
  • Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.
  • Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2_ml.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик»

ПРОЕКТ

«В гостях у сказки»

Автор проекта:

воспитатели группы № 3

Швецова Д.А.

Когалым, 2024г.

Информационная карта проекта

Название проекта: «В гостях у сказки»

Автор и разработчик проекта: воспитатели второй младшей группы №3 МАДОУ «Цветик-семицветик» Швецова Диана Александровна и Бочкарева Марина Николаевна.

Сроки реализации проекта: с 18 марта по 12 апреля 2024 года.

Актуальность проекта:

Проблема нравственного воспитания дошкольников очень актуальна. Ребёнок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих. 

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.

В век информационных технологий все меньше и меньше внимания уделяется чтению. Дети все чаще отдают предпочтения мультфильмам и информационным интернет платформам.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Гипотеза – если создать благоприятные условия для использования сказки в повседневной деятельности детей, то возможно более глубокое развитие нравственных качеств: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, формированию общечеловеческих ценностей.

Паспорт проекта

Тип проекта

Творческий, познавательно-игровой

По продолжительности

Краткосрочный (1 месяц)

По количеству участников

Групповой

Участники проекта

Дети второй младшей группы (3-4 года), родители, воспитатели.

Педагогические принципы реализации проекта

  • Развивающего обучения, основанный на детской активности;
  • Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями детей;
  • Наглядности;
  • Психологической комфортности;
  • Единства воспитательных, развивающих и образовательных задач;
  • Системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников проекта: детей, родителей и педагогов.

Цель проекта

 Создание условий для формирования предпосылок духовно-нравственного воспитания через знакомство со сказками.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Дать представления о таких качествах, как «Доброта», «Дружба», «Взаимопомощь», «Справедливость».
  • Учить понимать основное содержание сказки, поступки героев, давать им нравственную оценку (хорошо-плохо)
  • Формировать умение пересказывать сказки.


 Развивающие:

  • Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
  • Развивать умение эмоционально передавать образ героя и проигрывать знакомые сюжеты сказок.

    Воспитательные:
  • Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.
  • Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие).

Механизмы реализации проекта

  • Самостоятельная и совместная деятельность дошкольников;
  • Совместная воспитательно-образовательная деятельность воспитателя и родителей с детьми.

Ожидаемый результат

Для детей:

- дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

- у детей младшего дошкольного возраста сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

- дети умеют выделять и называть характерные признаки персонажей;

- дети умеют эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;

- дети умеют разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам;

Для родителей:

- приобрели опыт сотрудничества со своими детьми и педагогами (готовили материалы в ходе реализации проекта);

- родители понимают важность воспитания духовно-нравственных ценностей, изменилось отношение к проблеме формирования детского интереса к чтению.

Для педагогов:

- повысился уровень сотрудничества с семьями воспитанников.

Виды детской деятельности

Формы и методы работы

Работа с детьми

  • Чтение художественной литературы
  • Игры (подвижные, дидактические, пальчиковые, сюжетно-ролевые
  • Беседы
  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Выставка детского творчества
  • Оформление книжного уголка
  • Театрализация сказок

Работа с родителями

  • Консультации по теме проекта
  • Оформление фотовыставки «Читаем детям»
  • Выставка совместных работ «Книжки-малышки»

Этапы реализации проекта

I этап – организационный (подготовительный)  - с 18.03.2024 по 22.03.2024 года.

Цель: Определение темы и содержания проекта, выявление уровня имеющихся знаний о сказках у детей, подбор методического материала по теме проекта.

II этап – основной – с 25.03.2024 по 05.04.2024 года.

Цель: Организация и проведение основных запланированных мероприятий проекта.

III этап – итоговый -с 08.04.2024 по 12.04.2024 года.

Цель: обобщение результатов по проекту.  

Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проека

Содержание

I этап

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  1. Определение участников проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов;
  2. Выявление уровня имеющихся знаний о сказках у детей;
  3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта;
  4. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями;
  5. Подбор художественных произведений по теме проекта;
  6. Оформление консультационного материала для родителей (законных представителей);

II этап

ОСНОВНОЙ

Работа с детьми:

- Чтение художественной литературы;

- Загадывание загадок о сказках и сказочных героях;

- Дидактические игры «Узнай героя сказки», «Узнай сказку по описанию», «Четвертый лишний (по сказкам)»;

- Речевые игры по теме;

- НОД «В гости к сказкам»;

- Театрализация знакомых сюжетов («Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба»);

- Игры с настольным театром, театром «Би – Ба- Бо», игры с театром из фетра;

- Рисование по мотивам сказок;

-  Беседа «Моя любимая сказка»;

- Лепка из пластилина «Колобок».

Взаимодействие с родителями:

- Оформление фотовыставки «Мы читаем»;

- Оформление консультаций для родителей;

- Выставка предметов совместного творчества детей и родителей «Книжка- малышка»;

- Оформление книжного уголка в группе;

- Участие в акции «Помоги книге»;

- Участие в  акции «Подари книгу детскому саду».

III этап

ИТОГОВЫЙ

- Подведение итогов, создание презентации проекта;

- Анализ выполнения плана мероприятий;

- Выступление на родительском собрании с презентацией проекта.

Перспективы развития проекта:

  • Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, по средствам знакомства со сказками.
  • Пополнять книжный уголок, наполнять театральный уголок разными видами театра.
  • Продолжить работу по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе театрализации.

Литература:

  1.  Берлова А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М.,2008г.
  2.  Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004
  3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М.,-2003
  4. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение 2000
  5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика синтез, 2005
  6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.ТЦ. Сфера, 2009
  7. Иллюстрированный материал взят с Интернет – ресурса «Яндекс картинки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса поср...

Проект по духовно-нравственному развитию детей в младшей группе "Сказка в гости к нам пришла"

Проет по духовно нравственному развитию детей в младшей гшруппе "Сказка в гости к нам пришла".•Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представлени...

Проект по духовно-нравственному воспитанию в раннем возрасте "В гостях у сказки"

Педагогическаий долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию для детей раннего возраста...

«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

laquo;В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки".

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"....