Консультация для педагогов из опыта работы по ранней профориентации
консультация

Гумерова Галина Николаевна

На сегодняшний день проблема ранней профориентации очень актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_iz_opyta_raboty.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов из опыта работы по ранней профориентации

На сегодняшний день проблема ранней профориентации очень актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.

Цель работы: способствовать эффективному развитию у детей представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).

2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).

3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления.

4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.

6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, создаем развивающую предметно-пространственную среду в группе. Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

В ходе работы были изготовлены и созданы:

-библиотека с подборкой книг о профессиях, картотеки пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, стихов о профессиях и орудиях труда, физкультминуток; картотека сюжетно-ролевых игр;

- подобраны и изготовлены дидактические настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал: «Профессии», «Военные профессии», «Профессии сельского хозяйства», дидактические игры: Лото «Профессии», «Что кому нужно», «Четвертый лишний» и другие;

-также в группе есть зоны различных игровых сюжетов «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «ПДД», которые дают детям возможность проигрывания определенных трудовых действий, участия в смоделированной профессиональной обстановке с использованием специальной атрибутики;

-созданы и подобраны атрибуты к играм определённых профессий: «Спасатели», «Школа», «Библиотека», «Фотограф», которые находятся в доступности для детей.

Для ознакомления детей с трудом взрослых мы используем такие традиционные методы обучения и воспитания, как:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду:

- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

- рассказы воспитателей и родителей;

- организованная образовательная деятельность;

- игры, праздники и развлечения;

- самостоятельная деятельность детей.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:

1.Приближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.

Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий; прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

2Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

3. Совместная деятельность взрослого и ребенка- к этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.

Осознать общественную значимость труда взрослых ребенку помогают дидактические игры с их помощью дети знакомятся с целью и мотивами труда; предметами, инструментами и оборудованием труда; трудовыми действиями и результатом труда.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно- игровые ситуации, например: «Научим Буратино сервировать стол (поливать и рыхлить почву цветов), «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин» и другие.

В процессе проведения праздников и развлечений также затрагивается тема ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.

В ранней профориентации дошкольников мы используем современные образовательные технологии.

1. Игровые технологии.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, в том числе о мире профессий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т.д.).

Сюжетно-ролевые игры.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры:

-имитируются производственные сюжеты, ситуации,

-профессиональная социальная среда,

-модели профессионального поведения,

-модели межличностных профессиональных отношений.

Дети играли в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «В школе».

Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса.

В нашей группе дети играют в настольно-печатные игры такие, как:

Лото «Профессии», Лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», целью этих игр является закрепление названий профессий и действий, которые совершаются ими.

«Играем в профессию», «Профессии», с помощью этих игр мы закрепляем знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Словесные игры.

«Кто больше знает профессий».

С помощью данной игры мы учим детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).

«Кто что делает?», целью игры является: научить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.

«Угадай профессию по описанию», цель игры: учить детей находить соответствующие понятия (повар - готовит; врачу лекарство, белый халат, градусник).

«Кто какой, какая?», цель игры: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.

«Назови, что лишние», цель игры: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет и другие.

Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные «Поварята», «Доктор».

Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера.

Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.

Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий: «Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии", «Угадай профессию», «В мире профессий, игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?».

2. Проектная деятельность.

Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации, на наш взгляд, является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя много различных форм и видов деятельности. На основании этого и возникла идея использования проектной деятельности при ознакомлении детей с профессиями взрослых, так были созданы и реализованы проекты в группе: «Все профессии нужны, все профессии важны», "В мире профессий", «Кем быть?».

Подробнее хочу остановиться на долгосрочном проекте «Все работы хороши».

Работа по проекту предполагала разделение деятельности на три этапа:

I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала по теме профессии, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический): виды деятельности, формы работы и технологии, которые использовались при реализации проекта.

В первую очередь мы разнообразили развивающую среду: обновили сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители»,  «Семья» атрибутами, костюмами, дополнили игровые центры; собрали необходимую литературу, стихотворения, загадки, пальчиковые игры, пословицы и поговорки по теме «Профессии»;

далее провели беседы с детьми: «Какие бывают профессии», «Кем я хочу стать», «Для чего людям трудиться», «Какие профессии ты знаешь?»;

играли в настольно-печатные дидактические игры: «Профессии», лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», «Кем я хочу стать», «Играем в профессию», «Профессии», логическая игра «Профессии», кубики «Профессии»;

разнообразные словесные дидактические игры: «Кто больше знает профессий», «Кто что делает?» «Угадай профессию по описанию», «Кто какой, какая?», «Назови, что лишние» «Для чего нужны эти предметы», «Помощники», «Назови одним словом», «Назови профессию», «Кому, что нужно для работы», «Инструменты для людей разных профессий», «Что пригодится при строительстве дома», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»;

- провели ООД: «В школе», «На кухне», «В больнице», «В магазине», «В парикмахерской», «Мы пожарные», «Водители», «Мы ребята моряки», «На почте», «Ателье», «Инспектор ГИБДД».

- в игровых центрах были организованы сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Моряки», «Мы - шоферы», «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Строители», «Ателье», «Служба спасения», «Почта», «Школа».

- чтение художественной литературы: Б.Заходер «Шофер», «Строители», «Сапожник», «Портниха»; С.Маршак «Почта», «Пожар»; С.Маршак «Как печатали книгу»; В.Маяковский «Кем быть?»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Г.Люшнин «Строители»; К.Чуковский «Айболит»; В.Тюрин «Кто главный на корабле?»; С.Михалков «А что у вас?»; Л.Скребцова «Чудесный парикмахер»; Б. Заходер «Все работы хороши», К. Чуковский «Федорино горе»; С. Михалков «Дядя Степа»

- пополнение групповой библиотеки новой художественной литературой по теме проекта;

- рассматривание иллюстраций с профессиями, предметов труда;

- рисование «Кем я хочу стать», раскраски «Профессии»;

- просмотр презентаций «Такие разные профессии», «Все профессии важны, все профессии нужны» и виртуальных экскурсий «Моряки», «В ателье», «В парикмахерскую», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке»;

-организованы экскурсии в детском саду в медицинский кабинет, на кухню, в прачечную, в кабинет кастелянши детского сада;

- были организованы встречи с интересными людьми (инспектор ОГИБДД, врач, учитель):

-проведена целевая прогулка к дороге, ребята наблюдали за движением транспорта, работой водителя;

- знакомство дома с профессиями родителей и местом их работы, определение значимости этих профессий в жизни людей, поиск и изготовление фотографий данных профессий (совместная деятельность родителей и детей).

III этап (итоговый): проведение итогового мероприятия «Путешествие в мир профессий» с целью закрепить и систематизировать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду и людям разных профессий;

проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

3. Познавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология, которую мы используем в работе по ранней профориентации воспитанников.

В процессе познавательно –исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток, плоскогубцы, отвёртка – игровые наборы (слесарь); кисти, валик, краска (гуашь) – (маляр); лейка, лопата, грабли (садовник) и другие.

В группе организовываются дежурства по столовой, в уголке в природы, где ребята учатся выполнять несложные трудовые поручения, тем самым приобщаются к труду взрослых.

4. Информационно-коммуникационные технологии – это ещё одна современная технология, которую мы используем в работе с детьми.

Сложность при ознакомлении воспитанников с различными видами труда и профессиями состоит в том, что непосредственно наблюдать за многими из них нет возможности.

Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.

В своей педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий мы широко используем презентации. Их условно можно разделить на две группы:

виртуальные экскурсии: проводились такие экскурсии как «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие;

-презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах.

Использование информационно – коммуникационных технологий и традиционных методов обучения играют решающую роль в воспитании у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, способствует ранней профориентации, сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.

Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности имеет большое значение в социализации личности. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Итак, ранее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Представление собственного педагогического опыта работы по ранней профориентации детей в старших группах

Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы и обобщения опыта работы.Для успешной работы по формированию профессионального становления личности играет...

Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»

Кейс и квест технологии знакомства детей с  миром профессий...

Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников Консультация для педагогов (из опыта работы)

Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанниковКонсультация для педагогов (из опыта работы)...

Из опыта работы по РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОУ

Из опыта работы по ранней профориентации в ДОУ...

Выступление из опыта работы «Лаборатория ранней профориентации, как условие взаимодействия детей в развивающем диалоге»

laquo;Лаборатория ранней профориентации» направлена на организацию образовательного пространства, в котором дети смогут познакомиться с различными профессиями, узнать больше об их особенностях ...