Презентация "Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (младшая группа)

ШВЕЦОВА ДИАНА АЛЕКСАНДРОВНА

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи. Так, в один год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-х – 3,5 тысяч. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей. Ещё одна особенность словаря дошкольника- это значительно меньший его объём по сравнению со словами взрослого, так как объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.

Слова, какие слышит ребенок, делятся на две категории:

• пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет)

• активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь взрослого, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а когда говорит- ещё и артикуляционный аппарат. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovani_slovarnogo_zapasa.pptx271.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста Подготовил в оспитатель Швецова Д.А. Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Когалыма « Цветик - семицветик» г. Когалым, 2023 г.

Слайд 2

Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слайд 3

Особенность словарной работы в ДОУ

Слайд 4

Задачи словарной работы в детском саду 1) Обогащение словаря новыми словами 2) Закрепление и уточнение словаря 3) Активизация словаря. 4) Устранение из речи детей нелитературных слов

Слайд 5

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям: Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Слайд 6

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет ). Развивать понимание речи и активизировать словарь . Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру называть их местоположение имитировать действия людей и движения животных Обогащать словарь детей: • существительными, • глаголами, • прилагательными, • наречиями Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Слайд 7

Младшая группа (от 3 до 4 лет). Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы . Учить понимать обобщающие слова называть части суток называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Слайд 8

Средняя группа (от 4 до 5 лет). Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета , время суток . Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы . Учить употреблять существительные с обобщающим значением .

Слайд 9

Старшая группа (от 5 до 6 лет). Обогащать речь детей Существительными; Прилагательными; Наречиями. Упражнять в подборе существительных к прилагательному , слов со сходным значением, с противоположным значением. Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом

Слайд 10

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет ). Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка .

Слайд 11

Методы и приемы словарной работы - методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. - методы накопления содержания детской речи ;

Слайд 12

Методы накопления содержания детской речи: Рассматривание предметов, наблюдение Показ картин с малознакомым содержанием Чтение художественной литературы

Слайд 13

Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря. Рассматривание игрушек Рассматривание картин знакомого содержания Дидактические игры Загадывание и отгадывание загадок

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста»

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря, мышления, памяти, внимания и быстроту движений у детей дошкольного возраста....

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста

Только у ребёнка, обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Обладая развитой речью, ребёнок легче воспринимает знания, меньше будет проблем при общении со с...

Дипломная работа: "Развитие мелкой моторики как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"

В настоящее время проблема речевого и сенсомоторного развития дошкольников  является одной из важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с недостаточно развитой речью...

Особенности формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.

В статье представлены возрастные особенности детей от 3 до 7 лет, общие закономерности развития познавательных и речевых процессов в детском возрасте....

Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...