Проект "В гости к насекомым"
проект (средняя группа)

Нурмуханова Виктория Сергеевна

Актуальность проекта

         Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

        Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. 

       Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды  деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа под редакцией Васильевой не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. 
    Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

      Большинство современных  детей редко общается с природой.  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.              

 Тип проекта:  Долгосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.

Длительность работы над проектом: октябрь – апрель  2023 г.

Участники проекта.

Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.

Образовательная область: экологическое воспитание.

Цель проекта.

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «В гости к насекомым».

Задачи проекта.

 1. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;

 2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому;

 3. Развивать эмоциональную отзывчивость;

 4. Формировать навыки исследовательской деятельности.

 Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам   природы - насекомым.

2. Сформируется умение различать и называть насекомых:  бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4. Сформируется умение составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных насекомых.    
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить  насекомых    на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

 

                                       Предварительная работа:

 1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».

 2. Знакомство с литературными произведениями. 

 3. Подбор стихов о насекомых .

 4. Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов».

 

             Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В организации знакомства с насекомыми  широко используются практические методы обучения:  проблемные вопросы, самостоятельное  и  коллективное наблюдение.  Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительный этап:

Сроки

Цель и задачи

Направления работы

Формы реализации проекта

Отметка о выполнении

Октябрь

2022г

Выявить у родителей значение худ. лит-ры в семье

- подбор литератур согласно темы проекта;

- оформление презентации для детей «Насекомые среди нас»;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, загадок;

- подбор аудиозаписей со звуками насекомых;

- оформление читательского уголка;

- выбор методов и средств для решения поставленных задач и достижения цели;

- оформление картотек: "Загадок, физминуток, пальчиковых игр, дид. и подв. игр" по данной теме

- включение родителей в предстоящую работу;

- предложить родителям анкету по данной теме: Читаете ли вы детям книги о природе?

 

Практический этап

Ноябрь

2022г

Уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме.

Познакомить с насекомым -муравьем; лит. произведением о муравье.

1.Рассматривание альбома «Насекомые», иллюстраций и картинок о насекомых

2. Беседа «Удивительный мир насекомых» 

3. Просмотр презентации «Насекомые»

4. Беседа "Муравьи-санитары леса" (характерные особенности, как защищает себя, чем питается, вред и польза, где живет, зимует) 

5. Физминутка "Муравьи"

6. В.Бианки «Сказка про то, как муравьишка домой спешил»

7. Коллективная аппликация из чайной заварки "Муравейник"

8. Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

 

 

Декабрь

2022г

Рассказать детям о том, как насекомые готовятся к зиме

Познакомить с насекомым - пауком

Познакомить детей с лит. произведением о пауке

1. Беседа "Как насекомые готовятся к зиме"

Просмотр презентации по данной теме

2. Дид. игра: «Что лишнее», «Собери жука», «Нарисуй такой же узор», «Подбери слово», «Бабочка и цветок»

3. Беседа «Паук» (характерные особенности, как защищает себя, чем питается, вред и польза, где живет, зимует) 

4. Пальчиковая игра "Паучок"

5. Стихотворение  «Паучок»                    В. Нестеренко

6. П/и "Паучок и мушки"

 

Январь

2023г

Закрепить знания детей о творчестве детского писателя К. Чуковского

 

1.Чтение К. Чуковский «Муха Цокотуха», «Тараканище»

2. Отгадывание загадок о насекомых

3. Рисование:  «Паучок» 

4.  Дид. игра: «Что лишнее», «Собери жука», «Нарисуй такой же узор», «Подбери слово», «Бабочка и цветок»

5.  Раскрашивание раскрасок насекомые

 

Февраль

2023г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить с насекомым - стрекозой

Развитие мелкой моторки детей, воображения

1. Беседа «Стрекоза» (характерные особенности, как защищает себя, чем питается, вред и польза, где живет, зимует) 

2. Лепка «Стрекоза»

3. Пальчиковая  игра с элементами чистоговорки «Прилетела стрекоза»,

3. Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Мишка и пчелы»

4. Пальчиковые игры и физминутки:  «Пчелка»,  «Улитка».

3. Физминутки «Кузнечики», «Бабочки», «Бабочки над лугом», «Стрекоза», «Муравьи»

4. Пальчиковые игры с элементами чистоговорки «Надоедливые мухи», «Пчелка», «Жук», «Гусеница»

 

Март

2023г

Уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.

Закреплять умения вырезать круглые и овальные формы, умение их аккуратно наклеивать.

1. Беседа "Наша  любимая божья коровка"(характерные особенности, как защищает себя, чем питается, вред и польза, где живет, зимует) 

2. Аппликация "Божья коровка"

3. Д/и "Божья коровка"

4. П /игры «Пчелы в улье», «Шмель», «Помай комара»

5. Аппликация  "На весеннем лугу",

6. Познакомить с пословицами и поговорками о насекомых

 

 

Заключительный этап:

Апрель 2023г

Учить передавать в движениях и жестах повадки некоторых насекомых. Форм-ть умение координировать речь с движениями.

1. Досуг здоровья и подвижных игр "Мы- друзья - природы" (физическое развитие)

Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»,

«Медведь и пчёлы», «Поймай комара»

2. Заучивания стихотворений про насекомых

3. Тематическая прогулка - наблюдение "Насекомые"

4. Поделка "Наши друзья - насекомые"

5.Викторина "Как хорошо я узнал насекомых?"

 

Продукты проекта:

  • Досуг здоровья и подвижных игр «Мы – друзья природы»
  • выставка поделок «Наши друзья -насекомые»
  • систематизация материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Энциклопедия «Насекомые». Из-во «Эксмо», 2003, 256с.

Энциклопедия Т.Д. Нуждиной  «Чудо- всюду» мир животных и растений.  Изд-во Академия развития», 2000, 320с.                                                                                                                        

А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Муравейник зашевелился»,                                                                                Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,

Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,

  К. Ушинский «Пчёлки на разведках», 

  К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

  Г. Ганейзер «Кузнечик – невидимка»,

  Н. Сладков «Крапивница и лимонница», «Муравей и сороконожка», 

  Л. Н. Толстой «О муравьях»,

  И. Соколов-Микитов «Муравьи»,

  И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

 Стихи о насекомых (картотека), « Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок»    Владимир Нестеренко

 Загадки (картотека).

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.

Ольга Соломенникова: Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа.
http://www.rulit.me/author/pavlova-nina-mihajlovna...

http://www.mubiblioteka.ru/media/book/arakcheev_si...

http://www.mubiblioteka.ru/media/book/dmitriev_ska...

https://www.youtube.com/watch?v=X-EGMT72CBk

Игры интерактивные онлайн:

http://www.igraemsa.ru/

Игра «Насекомые» Игра 1

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavateln...

Игра «Насекомые» Игра 2

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavateln...

Игра «Бабочки»

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vni...

Игра «Вырасти бабочку»

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavateln...

Игра «Божьи коровки»

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-log...

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gosti_k_nasekomym.docx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие на тему "В гостях у насекомых".

Занятие рекомендуется проводить с детьми средней группы в конце учебного года, с учетом ранее полученных знаний и приобретенного методом наблюдения опыта....

В гости к насекомым.

План-конспект на татарском языке для второй младшей группы по ознакомлению с окружающим миром....

НОД "В гости к насекомым"

Уточнять представление о насекомых, их преспособленности к среде обитания....

НОД "В гостях у насекомых" с использованием игр-презентаций.

НОД "В гостях у насекомых" (игры-презентации)...

Досуг « В гостях у насекомых»

Досуг для детей старшего возраста...

В гости к насекомым

1)   Расширять представления детей о жизни насекомых.2)   Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида.3)   Активизировать употребление в речи назван...

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у насекомых»

Закрепление представлений детей о насекомых: внешний вид, где живет, чем питается, какую пользу приносит.Задачи:Обучающие:Закрепить и уточнить знания детей о насекомых.Развивать память, мышление...