Семинар – практикум на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»
учебно-методический материал

Цель: расширять знания воспитателей о развитии творческих способностей детей через знакомство с декоративно- прикладным искусством.

План семинара- практикума:

Теоретическая часть:

vРазвитие творческих способностей детей через знакомство с русским декоративно- прикладным искусством.

vСоздание условий в работе по ознакомлению детей с декоративно- прикладным творчеством.
vМетоды и приемы работы при ознакомлении детей с декоративно- прикладным творчеством.
vОсобенности работы в разных возрастных группах.
vОсновные виды декоративно-прикладного искусства, используемые в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_derkach_.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад комбинированного вида №61" Медвежий Стан Подготовила воспитатель первой категории: Деркач Людмила Григорьевна

Слайд 2

Цель: расширять знания воспитателей о развитии творческих способностей детей через знакомство с декоративно- прикладным искусством. План семинара- практикума: Теоретическая часть: Развитие творческих способностей детей через знакомство с русским декоративно- прикладным искусством. Создание условий в работе по ознакомлению детей с декоративно- прикладным творчеством. Методы и приемы работы при ознакомлении детей с декоративно- прикладным творчеством. Особенности работы в разных возрастных группах. Основные виды декоративно-прикладного искусства, используемые в работе с детьми. Практическая часть: Путешествие в сказочную страну « Рисовандию » «Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Василий Васильевич Давыдов (совет. педагог и психолог) Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Слайд 3

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). В работе по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством используются следующие формы организации занятий: теоретические занятия (беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы об историческом, культурном наследии, о людях, создающих красоту, о декоративно-прикладном искусстве). практические занятия (изготовление с детьми наглядных пособий, изготовление мелких поделок – салфетки, открытки, картинки-аппликации и т.п., используя различные материалы, проведение творческих выставок.). комплексные занятия. экскурсии (на природу с целью любования, привития чувства прекрасного) игровые занятия (включение в учебный процесс самых различных видов игровой деятельности – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и т.п.), праздники, участие в выставках, конкурсах, творческих проектах. коллективное творчество. Эти работы использовались в основном для украшения интерьера группы и детского сада. Основное внимание уделяется работе с семьей, поскольку приобщение к национальному декоративно-прикладному искусству должно, прежде всего, закладывается в семье. В работе по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством используются следующие методы и приемы работы: 1. Игровой метод – игра естественное состояние детей, познающих окружающий мир. Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения. 2. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога. 3. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию) 4. Здоровье сберегающие технологии: использование различных физкультминуток, музыкальных пауз. 5. Метод моделирования ситуации, который является инновационным. Это создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций - моделей, этюдов в которых дети осваивают различные способы творческой деятельности.

Слайд 4

Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству со второй младшей группы, изучают дымковскую игрушку, семеновскую матрешку, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке. Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом примакивания ), в конце учебного года рисуем узор «клетка». Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента. В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, хохломская, филимоновская росписи). Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета. Учим составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка и т.д.). Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставлять возможность творить.

Слайд 5

В старшей группе изучают филимоновские игрушки, городецкую роспись, Полхов -Майдан. Детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи. Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы – лепные изделия, работы из картона. Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды. Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например, в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции. При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников. Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия). В подготовительной группе продолжаем формировать детское творчество. Рассматривается Дымковская игрушка, филимоновская игрушка, городецкая роспись, Полхов -Майдан, гжель, хохлома, жостово , мезенская роспись, вологодское кружево. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции – ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы. На занятиях наряду с образовательными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи. Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Используем прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграф , на котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

Слайд 6

Основные элементы узоров некоторых росписей. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки. Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, овалы. Все цвета, являющие акцент, на Дымковской игрушке яркие - красные, оранжевые, голубые, зеленые, желтые...- это основные цвета дымковской росписи . Темные цвета тоже присутствуют, но в гораздо меньшем количестве.

Слайд 7

Основные элементы хохломской росписи: -" Осочки " (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз) -"Травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением) -"Капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия) -"Усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль) -"Завитки" (то же, что и "усики", но с легким нажимом-утолщением в середине элемента) -"Кустик" (комбинация симметрично расположенных " осочек ", "травинок", "капелек", "усиков" и "завитков") -"Ягодки" (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания " разживляются " желтым цветом. Основные цвета: «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента. Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.

Слайд 8

Гжельская роспись Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа: сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи; орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки; растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви; животные (чаще всего это птицы). Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица. Основные цвета: голубой, синий и белый.

Слайд 9

Городецкая роспись Цветочная роспись. Этот тип изображений используется наиболее часто, т.к. он самый простой в исполнении. Самым простым вариантом будем изображение только одного крупного цветка, выписанного крупными мазками «Букет». Данный тип орнамента представляет собой симметричное изображение бутонов «Гирлянда». Вытянутый «подвид» букета. В центре изображается один крупный цветок, а от него в разные стороны расходятся более мелкие бутончики и листья. «Цветочная полоса». Один из старейших типов узоров в стиле городецкой росписи, именно так расписывали прялки в XIX веке. Как и следует из названия, представляет собой плотную полосу из цветков разного размера, которые симметрично чередуются, и небольших листочков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Консультация на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриватьс...

Консультация на тему: "Декоративно-прикладное искусство, как средство развитие творческих способностей детей".

Тема: «Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине». Консультация на тему: «Декоративно-прикл...

Семинар-практикум на тему: «Нетрадиционные художественные техники в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей»

   Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном творч...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

          Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка чувство прекрасного....

Консультация на тему: "Декоративно - прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте"

В данной консультации раскрыты задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно - прикладным исскуством, этапы занятий....