"Культурные практики художественно- эстетической направленности"
методическая разработка

Скуба Елена Александровна

«Культурные практики»то ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_p_h_e_r.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №143»

«Культурные практики художественно эстетической направленности»

Подготовила: воспитатель

высшей категории

Скуба Елена Александровна

Г. Оренбург 2024г.

«Культурные практики художественно эстетической направленности»

Основой культурных практик являются 9 видов деятельности, один из них изобразительная деятельность.

«Творческая мастерская» - это одна из новых форм образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений.

Цель творческой мастерской: создание условий для реализации творческих способностей, развитие самостоятельности и познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста.

. Мастерские разнообразны по своей тематике и содержанию.

Виды творческих мастерских:
- художественные мастерские (включает в себя аппликацию, рисование, лепку, поделки из различных материалов);
-
театральные мастерские (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов, афиш, декораций);
-
мастерская игр и игрушек (изготовление мебели и игрушек);
-
сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков для родителей, гостей);
-
архитектурная мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты поселка, ландшафтных макетов – гор, вулканов).

Условием осуществления культурных практик является свобода
дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить
выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение
возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и открывать себя» в различных видах деятельности.

Условия организации творческой мастерской:
- организовать общее пространство для работы: рабочий стол с необходимыми материалами, инструментами, образцами; дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал.
-
педагог предлагает детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям.
- Например, если задача воспитателя – попрактиковать детей в работе по образцам, и он спланировал делать кораблики, можно предоставить 3-4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей. Это позволит детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнёт более слабых.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.
Культурные практики на основе инициатив самих детей.

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как
индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. В детском саду атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения создается воспитателем. Его цель возбудить интерес детей к участию в ситуациях выбора, желание делать и самостоятельно осуществлять индивидуальный или коллективный выбор деятельности с учетом интересов и склонностей.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и
направляемые взрослыми.

Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами.

Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована педагогом на 25-30 минут , дети могут работать в разном темпе, объем работы каждый ребенок определяет для себя сам: что он сделает сегодня, что может отложить на завтра. Дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием.
Конечные продукты
всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовать общий продукт (коллекцию, макет, большое панно и т.п.)

Важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности.
Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время
целенаправленно воспитывать и развивать. Но в условиях культурных
практик воспитатель занимает по отношению к детям позицию партнера. Как только позиция педагога перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей», естественность культурных практик сразу же нарушается.

Материалы для совместной деятельности в творческой мастерской
- краски, цветные карандаши, фломастеры;
- ножницы;
- клей;
- разные виды бумаги;
- кисточки разного размера и назначения;
- салфетки;
- «бросовый» материал: фантики, нитки, макароны, крупы, ткани, нити, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, природный материал.

Задачи интеграции образовательных областей:
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
образовательная область «Познавательное развитие»: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
образовательная область « Речевое развитие»: стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми; поощрение дошкольников к обсуждению своей деятельности.
образовательная область «Физическая культура»: проведение физкультурных минуток в процессе творческой деятельности детей.

Ожидаемые результаты:
1. договариваются о распределении коллективной работы, заботятся о своевременном завершении совместного задания.
2. работают в творческой мастерской с различными материалами.
3. владеют различными художественными материалами, способами работы с ними.
4. согласовывают свои усилия и действия, передают образ предмета, явления окружающего мира.

Самостоятельный опыт культурных практик у современных детей достаточно обширен и разнообразен. Объектом педагогической поддержки воспитателя становятся культурные практики, возникающие по инициативе детей.

Важно внимательно изучать содержание повседневного детского
опыта, детскую субкультуру с позиции осваиваемых в их рамках культурных практик и оказывать детям соответствующую педагогическую поддержку.
Задача воспитателя своевременно способствовать обогащению
самостоятельной, инициативной, творческой детской деятельности,
поддерживать детские замыслы, помогать распространению в детской среде успешных индивидуальных культурных практик. Важно активизировать механизмы обмена идеями и взаимного обучения.

Развития именно творчества у детей проявляется в творческой мастерской, когда у ребенка есть возможность выбрать нужный ему материал , задумать свою тему деятельности , либо инициируемую педагогом, но воплотить как видит ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краткосрочной образовательной практики «Новогодняя ёлка» из клея и ниток. (художественно - эстетической направленности) Возраст детей:5-6 лет.

Программа краткосрочной образовательной практики«Новогодняя ёлка» из клея и ниток.(художественно - эстетической направленности)Возраст детей:5-6 лет.Пояснительная записка. Актуальност...

Программа краткосрочной образовательной практики ПрофиКОП «Флорист-дизайнер». (художественно- эстетической направленности) Возраст детей: 6-7 лет.

Пояснительная записка. Актуальность. В настоящее время профессий огромное количество и в большинстве мы даже не знаем, чем та или иная профессия занимается и для чего она нужна. Знакомство с проф...

Программа краткосрочной образовательной практики «Панно в технике пэчворк без иглы» (художественно – эстетической направленности) Возраст детей:6-7 лет.

Пояснительная записка. Актуальность. Кинусайга – средство развития мелкой моторики рук. Развивает точность, координацию движения пальцев, обогащаются сенсорные впечатления, творческие спосо...

Программа краткосрочной образовательной практики в технике аппликация и конструирование с объемными цветами и лебедями «Открытка ветеранам» (художественно - эстетической направленности) Возраст детей:6-7 лет.

Пояснительная записка. Актуальность. В преддверии праздника «День победы» принято поздравлять, благодарить наших ветеранов за великую победу над фашизмом. На данной практике реб...

Проект «Фестивальное движение как средство развития творческих способностей детей через проектирование культурных практик художественно-эстетического направления»

Развитие творческих способностей дошкольника  через культурные практики художественно-эстетического направления....

Программа краткосрочной образовательной практики объемное конструирование поделки из при родного материала (крылатки) «Осенние цветы». (художественно- эстетической направленности) Возраст детей:4-5 лет.

Программа краткосрочной образовательной практикиобъемное конструирование поделки из при родного материала (крылатки) «Осенние цветы». (художественно- эстетической направленности)Возра...

Краткосрочная образовательная практика для родителей художественно-эстетической направленности Открытка в технике «Айрис-фолдинг»

Айрис-фолдинг (Iris Folding) – дословно – радужная оболочка (Iris) + складывание/сворачивание (Folding). Иными словами Айрис-фолдинг – техника складывания полос цветной бумаги под уг...