Рабочая программа кружка "Волшебный мир бисера"
рабочая программа (подготовительная группа)

Литвинова Наталия Владимировна

Кружок бисероплетение. Тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_biser_23-24.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей «Многоуровневый образовательный комплекс№2»

«Согласовано»                                            Утверждаю

Совет МБОУ «Лицей«МОК№2»               Директор МБОУ «Лицей«МОК№2»                          

Протокол №1 от 31.08.2023г                     Свердлов В.Я.

Кружок

 «Волшебный мир бисера»

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Срок реализации программы:  1 год

https://chudo-enotiki.ru/wp-content/uploads/2019/08/tsvetyi.jpg

                                          Литвинова Наталия Владимировна

воспитатель

г. Воронеж

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка.

           Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Колокольчики»  МБОУ «Лицей «МОК№2», дети осваивают технику бисероплетения по принципу «от простого – к сложному».

     Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.

      Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому для детей  тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.  Настоящая программа способна научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Бисероплетение, как любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.

Актуальность

     Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с различными материалами (бусины, бисер, пластилин и т.д.) успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

     Бисероплетение так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Направленность

Декоративно-прикладное творчество – это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Бисерные работы – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, бусин, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.

Планируемые результаты освоения Программы

В процессе реализации программы дети приобретут:

Навыки

  1. Работы с бисером.
  2. Безопасного обращения с колюще-режущими предметами.
  3. Работы и общения в коллективе.

Умения

  1. Умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.
  2. Читать схемы.
  3. Сочетать цвета.

      Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.

     Приобретенные детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут успешно продолжить обучение в школе.

Цель:  Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером, приобщение детей к основам рукоделия.

Задачи:

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».

2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.

6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.

7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков

Бисероплетение как вид ручного труда не включено в основную образовательную ДОУ. Программа составлена на основе авторских разработок С.Г. Овчинниковой и И.Г. Титовой.

Механизм реализации программы.

       Данная программа  «Волшебный мир  бисера» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня вне основных режимных моментов. Продолжительность занятия – 30 минут и предназначена для работы с детьми в возрасте 6-7 лет, максимальное количество детей в группе – 4-6 человек.

       В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.

Принципы содержания программы:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.

В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно- творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

Условия для занятий в кружке «Волшебный мир бисера»:

1. Систематизация литературно – художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.

 2. Подбор материала для творческой деятельности детей.

4. Пальчиковые игры для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц рук.

5. Подбор комплекса упражнений для глаз.

6. Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

Методическое обеспечение программы.

      Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”,  учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Все задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка.

Материалы и инструменты

* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  

* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

 * Леска и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 

* кусачки для отрезания проволоки.

К концу 1 года обучения:

По окончании 1 года обучения дети знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения дети умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством воспитателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.

Список  используемой  литературы

  1. Художник Н.Ильенко, составитель Ю.Лындина, редактор Л Мартынова ББК 37.248 И27 «Фигурки из бисера» 2004-2008г.г
  2. Н.Л.Ликсо «Бисер, уроки, приемы, схемы, а также полезные советы и поэтапные цветные иллюстрации» 2006г
  3.  Мартынова Л.Б. «Игрушечки из бисера» https://djvu.online/file/81qAA3NhmY5Ci

Тематическое планирование кружка «Волшебный мир бисера»

Месяц

Тема

Задачи

Техника

Материал

Сентябрь

«Плетем украшения для девочек»

Познакомить со способом плетения на леске по желанию детей.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

        

Способ плете-

ния «плоское»

Бисер, бусины, проволока или леска

 

Октябрь

«Веселая куколка» , по выбору детей

                

Совершенствовать умение выполнять объемное переплетение.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. Учить выполнять из бисера фигурки людей.

Способствовать проявлению творчества в работе;

развитию внимания, мышления, памяти.

Объемное плетение

Бисер, бусины, медная проволока

 

Ноябрь

«Кошечка», по выбору детей

Расширять и закреплять знания детей о техники параллельного  плетения.

Закрепить  умение составлять композицию из изделий из бисера.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Параллельное плетение

Бисер оранжевый, белый, коричневый, бежевый.

Декабрь

« Дед Мороз», «Снеговик»

Совершенствовать умения   детей  выполнять  объемное плетение при изготовлении Новогодних поделок.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Объемное и параллельное плетение

Бисер № 8: белый, серый, чёрный, розово-серый, коричневый, зелёный, светло-сиреневый;

проволока

Январь

«Сказка Буратино»-герои

Способствовать формированию умения работать техникой «Плетение путем скрещивания».

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Объемное и параллельное плетение

Бисер разного цвета; проволока

Февраль

Герои из сказки Буратино

Способствовать формированию умения работать техникой «Плетение путем скрещивания».

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Объемное и параллельное плетение

Бисер разного цвета; проволока

Март

«Сердечко для любимых», изделия по желанию детей

Углублять знания детей о плетении с помощью проволоки техникой «крестик».

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Побуждать детей к изготовлению подарков своими руками.

Способ плетения «крестик»

Бисер красного или розового цвета,  ленточка

Апрель

«Черепаха»

Совершенствовать умения детей  выполнять параллельное плетение для создания игрушек.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Учить детей работать по схеме.

Параллельное плетение

Бисер коричневый, черный, белый, зеленый, черный; проволока

Май

«Наши фантазии», «Цветочки» и т.д.

Расширять и закреплять знания детей о технике «объемное плетение».

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Учить детей работать по схеме.

Объемное и плоское плетение

Бисер разноцветный,  

проволока

Приложение 1

Диагностическая карта

№п.

п

Фамилия, имя обучающегося

Выполнение заданий

итого

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебная бисеринка"

Цели:·        познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания о приемах работы с бисером, привить интерес к бисероплетению, побудить ж...

Рабочая программа дополнительного образования кружковой работы по бисероплетению («Бисеринка»)

Рабочая программа дополнительного образованиякружковой работыпо бисероплетению («Бисеринка»)...

Рабочая программа по курсу "Чудесная бисеринка"для детей 6-7 лет

В работе разработаны цель,задачи курса. Дана подробная сетка занятий на учебный год,есть пояснительная записка, методическая литература, есть содержание образовательной программы, основные разделы; не...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...