Рабочая программа кружка Волшебный бисер
рабочая программа на тему

Шалеева Татьяна Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_volshebnyy_biser.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА -  ДЕТСКИЙ САД № 40«ЗВЕЗДОЧКА»

        

Принято на заседании педсовета

 «___»_____20__ г. №___

Утверждено приказом

 образовательного учреждения

дата__________номер_____

Заведующая МБДОУ ЦРР

детский сад  №40 «Звездочка»

____________Л.В.Бутова

РАБОЧАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Волшебный бисер» для детей 5-8 лет

Воспитатель:

Шалеева Т.В.

Елец 2015г.

            Содержание.

                      1.  Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Цели и задачи реализуемой программы.

Ожидаемые результаты освоения программы.

    2. Содержательный раздел.

Характеристика  возрастных особенностей.

Учебный план.

Объём образовательной нагрузки.

Форма работы с детьми.

Способы, методы и средства реализации программы.

                        3. Организационный раздел.

Материально-техническое оснащение.

Расписание занятий.

Литература.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «отпростого – к сложному». Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми  строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

Актуальность

В дошкольном возрасте у детей с нарушением речи выявляется отставание в развитии общей и ручной моторики. Особенно заметно несовершенство тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук, в связи с этим затруднено формирование навыков письма и выполнение действий требующих точности, уверенности и синхронности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, складывать и т. д.). Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Работа по развитию мелкой моторики, должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Если еще в дошкольном детстве уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовить ребенка к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, например, бисероплетение.

 Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. 

Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Отличительные особенности программы:

  • темы программы расположены в определенной системе: от простых к более сложным;
  • предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
  •  в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.  
  • данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание.», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социализация», основной образовательной программы ДОУ.    

В программе участвуют дети 5-6 лет. Данная программа рассчитана на 2 года обучения (старший и подготовительный возраст).

На первом году работы дети  получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают простыми способами плетения. Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы.

На втором году  дети закрепляют умения и навыки работы с проволокой, полученные на первом году обучения; овладевают более сложными приемами бисероплетения, учатся создавать сюжетные работы. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях.

По окончании каждого проекта дети оформляют большую выставку.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОГРАММЫ.

Цель программы:

Раскрытие  перед детьми дошкольного возраста социальной  роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также  воспитание у детей эстетическое отношение к действительности.

Задачи программы:

Образовательные:

  • углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;
  • формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
  • осваивать техники бисероплетения.
  • научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;
  • научить правильно организовывать рабочее место;
  • научить работать с различными материалами;
  • создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;

Воспитательные:

  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
  • прививать основы культуры труда.

Развивающие:

  • развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  • развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление;
  • развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.
  • формировать эстетический и художественный вкус.

1год обучения.

Цель:

Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основы формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка; ознакомление детей с возможностями своего развития.

Задачи:

Образовательные

  • дать некоторые знания из истории развития бисероплетения;
  • ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами;
  • научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др
  • научить специальной терминологии (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.).

Развивающие:

  • развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;
  • развивать умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;
  • знакомить со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях;
  • формировать умение замечать красивое вокруг себя;
  • развивать познавательную мотивацию;
  • развивать умение организовывать свое рабочее место.

Воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам;
  • воспитывать заботливое отношение к близким людям.

2 год обучения.

 Цель:

Формирование творческих способностей личности ребенка, способной реализовать свои индивидуальные качества, путём обучения более сложной технике низания бисера.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее;
  • познакомить с основными этапами технологического процесса изготовления изделий из бисера.
  • закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее;
  •  научить использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ;

Развивающие:

  • закрепить практические приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др
  • развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук,
  • формировать умение замечать красивое вокруг себя;
  • развивать познавательную мотивацию.

Воспитывающие:

  • воспитывать целеустремлённость, уважение к труду взрослых;
  •  воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

В результате реализации программы в конце первого года обучения дети  будут иметь представления:

  • об истории бисероплетения;
  • о классификации и свойствах бисера.  

Знать:

  • основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской.
  • правила организации рабочего места.

Уметь:

  • использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др,  
  • работать в соответствии с инструкцией взрослого
  • замечать красивое вокруг себя;
  • организовывать свое рабочее место.

Ожидаемые результаты 2 года обучения:

В результате реализации программы в конце второго года обучения дети  будут иметь представления:

  • об истории бисероплетения;
  • об основных этапах технологического процесса изготовления изделий из бисера.

Знать:  

  • приемы плетения  на проволоку и леску: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др;
  • основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской.
  • правила организации рабочего места.

Уметь:

  • использовать в своих работах приемы плетения на проволоку и леску: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др;
  • создавать простые украшения и элементы декора;
  • использовать готовые образцы, простые рисунки и схемы при выполнении работ;
  • замечать красивое вокруг себя;
  • организовывать свое рабочее место.

Формой подведения итогов  являются выставки работ детей.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливыйчестныйзаботливый и др.

 

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

 

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

 

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

 

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

 

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

 

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

 

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

 

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

 

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

 

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

 

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

 

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

 

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действийи поступков.

 

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

 

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

 

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствованиетехники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

  

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

 

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Бисероплетение для начинающих

 (1 год обучения)

№ п/п

ТЕМА

Общее

кол-во занятий

Вводное занятие

1

Изготовление изделий  на проволоке. Учимся читать схемы плетения.

9

Изготовление цветов.

7

Основные способы низания

5

Плетение в одну нить. Виды цепочек.

8

Плетение в две нити.

3

Закрепление навыков работы по схеме.

1

Всего:

34

Бисероплетение для имеющих навыки плетения

(2 год обучения)

№ п/п

ТЕМА

кол-во занятий

1.

Вводное занятие

1

2.

Закрепление навыков работы по схеме. Изготовление изделий  на проволоке.

10

3.

Способы соединения отдельно сплетённых деталей.

10

4.

Закрепление навыков плетения в две нити.

3

5.

Техника выполнения объёмного плетения.

7

6.

Самостоятельная работа.

4

Всего:

34

ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Продолжительность

занятий

Периодичность

 в неделю

Количество занятий в год

30 мин.

1 раз

34

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Продолжительность

занятий

Периодичность

 в неделю

Количество занятий в год

35 мин.

1 раз

34

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • Беседы;
  • Занятия;
  • Индивидуальная работа;
  • Групповая работа;
  • Коллективно-творческая работа;
  • Работа с родителями
  • Игра;
  • Оформление выставок.

СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Методы:

  • наглядный;
  • исследовательский;
  • практический,
  • объяснительно-иллюстративный,
  • проблемно-поисковый.

Принципы: 

  • Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
  • Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • Принцип культуросообразности:  знакомство с историей бисера,с рукоделием разных народов,
  • Принцип единства развития  и воспитания;
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • Принцип общедоступности;
  • Принцип преемственность;
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип свободы выбора;
  • Принцип успешности;
  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
  • Принцип системности.

Дополнительная образовательная деятельность «бисероплетение» проводится 1 раа в неделю. Продолжительность 1 занятия 30  - 35 минут, в месяц 4 занятия, в год - 34 занятия.

В середине занятий проводятся физкультминутки, гимнастики для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры.  

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.

  • Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
  • – соответствующее помещение, доска, освещение лампами дневного света;
  • – коллекция разнообразной литературы по истории бисерного рукоделия, литературы по различным техникам работы с бисером;
  • – коллекция альбомов, открыток, орнаментов для бисерных работ, ксерокопий, фотографий;
  • – методический материал по предлагаемым темам работы;
  • – бисер разных оттенков, стеклярус, бусы, замочки;
  • –  линейка;
  • – нитки (капроновые, тонкие крепкие х\б), леска, иголки для бисера тонкие, иголки для шитья;
  • – картон, кожа, бархат и др.;
  • – ножницы;
  • – нитковдеватель;
  • – клеи «Момент», ПВА;
  • – проволока тонкая;
  • – предметы для отделки: деревянные коробочки, стаканчики, яйца, шары и др.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

Первый год обучения :

Каждый четверг  в 16.00

Второй год обучения :

Каждую среду в 16.00

ЛИТЕРАТУРА.

  • Е.Виноградова «Бисер для детей»: Игрушки и украшения. – М.: «Эксмо»; СПб.: Валери СПД, 2004.
  • Ю.В.Гадаева «Бисероплетение». Флора и фауна: Практическое пособие. –СПб.: «КОРОНА принт», 1999.
  • Ю.Лындина «Фигурки из бисера». – М.: «Культура и традиции» 2001.
  • И.Н.Котова, А.С.Котова «Бисер» Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  • Ю.С.П.Калмыков «Бисероплетение». Простое. Сложное: Практическое пособие. – СПб.: «КОРОНА принт» 1999.  
  • П.С.П.Калмыков «Бисероплетение». Азбука узора: Практическое пособие. – СПб.:  «КОРОНА принт» 1999.
  • Т.И.Маркова, В.С.Шичанина «Цветы из ткани и бисера» : Практическое пособие. – СПб.:  «КОРОНА принт», 2000.
  • Л.В.Базулина, И.В.Новикова «Бисер». - Ярославль: Академия развития: Академия,  Ко: Академия Холдинг, 2000.
  • Л. Божко «Изделия из бисера». – М.: «Мартин», 2005.
  • Л.А. Романова «Магия бисера»: Новые идеи для рукодельниц. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  • Тимченко Э. «Бисерное рукоделие». – Смоленск, 2004.
  • Лона ДеАнджелие Дик «Цветы из бисера в вашем доме»/Пер. с англ.- М.: «Мартин», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебная бисеринка"

Цели:·        познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания о приемах работы с бисером, привить интерес к бисероплетению, побудить ж...

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа кружка "Волшебный мир"(нетрадиционная техника рисования ).

Пояснительная запискаМир  маленького  человека  красочный, эмоциональный. Уже  в  самой  сути  ребёнка  заложено  стремление  узнавать  и  с...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"

Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"(квиллинг) разработана для детей 5-7 лет....

Рабочая программа кружка "Волшебная математика"

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному  воспитанию ребенка-дошкольника.Организация ...

Рабочая программа кружка "Волшебный мир бисера"

Кружок бисероплетение. Тематическое планирование...