Технология "Утренний круг" с детьми раннего возраста
консультация (младшая группа)

  «Утренний круг» — это начало дня, когда дети и воспитатель собираются вместе на ковре. Время сбора и место проведения постоянные. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на «Утренний круг» (например, колокольчик). Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Именно на «утреннем круге» зарождается и побуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы, обсуждаются проблемы (развивающий диалог). Проводится «Утренний круг» со всеми детьми и продолжительность его занимает в младшем дошкольном возрасте  от 5 до 20 минут, а в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikova_utrenniy_krug.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Утренний круг» с детьми раннего возраста

«Утренний круг» — это начало дня, когда дети и воспитатель собираются вместе на ковре. Время сбора и место проведения постоянные. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на «Утренний круг» (например, колокольчик). Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Именно на «утреннем круге» зарождается и побуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы, обсуждаются проблемы (развивающий диалог). Проводится «Утренний круг» со всеми детьми и продолжительность его занимает в младшем дошкольном возрасте от 5 до 20 минут, а в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Утренний круг — это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на развитие коммуникативных возможностей, часть режимного момента.

Основная цель проведения утреннего круга — создать положительный, эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Основными задачами «Утреннего круга» являются:

— создание эмоционального настроя на весь день;

— установление комфортного эмоционально-психологического климата в коллективе через свободное общение со сверстниками;

— социально-коммуникативное и речевое развитие детей (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря, развитие связной речи).

Структура «Утреннего круга»:

1 Приветствие или « минутка вхождения в день»;

2 «Новости дня»: обмен информацией;

3 Дыхательная и пальчиковая гимнастика;

4 Игра по теме проекта недели;

5 Планирование и « линейный календарь».

Позывные для «Утреннего круга».

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале Утреннего круга. Это может быть музыка, эстафета волшебного клубочка (когда дети, передавая друг другу клубок, вместе с добрыми пожеланиями разматывают нить, связывающую их в замкнутый круг. Таким образом формируется чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности.

Приветствие.

Дети хотят чувствовать себя частью коллектива, они нуждаются в любви и уважении своих сверстников. Приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие педагог показывает, как это делается.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глядя в глаза собеседнику. Приветствие может содержать эпитеты и комплименты.

Темы «Утренних кругов» рекомендуется проводить

— по «ситуации месяца»;

— по проектной деятельности;

— по календарно-тематическому планированию;

— по обстоятельствам (если, например, у кого-то из детей есть яркая домашняя новость, или, например, произошла недружеская ситуация в группе).

Возможные варианты тем «Утреннего круга»:

«Чем я отличаюсь от мальчиков (девочек)?»;

«Что влияет на наше настроение?»

«Чем мы питаемся?»

«Мои добрые поступки»

По проекту «Семья»

«Я люблю мою семью за …»

«Как я забочусь о близких»

«Наши семейные традиции»

«Наши домашние питомцы» .

Существует несколько видов кругов:

— личностные.

Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения.

— событийные.

Цель: осмысление собственных действий и состояний (учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшей недели, дня и пытаться планировать свою деятельность на будущее);

— творческие.

Цель: развитие творческого потенциала ( дети учатся фантазировать, сочинять, рассказывать по воображению, приобретают представления о музыке, красоте и т.д.)

— понятийные.

Цель: способствовать осмысленному пониманию восприятию духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Обмен информацией.

Важной частью утреннего круга является обмен информацией (идеями, новостями).

Во время обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства.

Новости.

Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями— ведь это возможность рассказать другим то, что никто не знает, поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

Темы новостей могут быть свободными и заданными. Дети стремятся поделиться всем, что их эмоционально переполняет, чем хочется скорее поделиться со сверстниками. Они рассказывают какие наиболее интересные события в их понимании у них произошли. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, учатся выражать свои чувства, при этом обогащается и активизируется их словарный запас.

Безусловно, воспитатель следит, чтобы в течение недели каждый воспитанник поучаствовал в обсуждении.

Предоставление педагогом права выбора в центрах активности.

Завершающим этапом утреннего круга является предложение педагогом выбора деятельности в центрах активности и выбора центра, в котором они будут заниматься. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Таки образом, утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на образовательную деятельность.

Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний круг, он становится любимым «ритуалом» и для детей,и для взрослых. Для детей это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного режимного момента пребывания в ДОУ, как «Утренний круг», у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...