Читательская грамотность у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Тихонова Людмила Анатольевна

В современном мире, где происходят многочисленные изменения в общественном устройстве, вопрос развития читательской компетенции молодого поколения стал особенно актуальным. Мы живём во времена компьютерных технологий и большого объёма информации, которую трудно систематизировать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани «Детский сад № 4 «Веснянка»

Доклад на тему:

"Формирование читательской грамотности

у детей дошкольного возраста"

Выполнил: воспитатель

Тихонова Людмила Анатольевна

Нягань

2024 г.

В современном мире, где происходят многочисленные изменения в общественном устройстве, вопрос развития читательской компетенции молодого поколения стал особенно актуальным. Мы живём во времена компьютерных технологий и большого объёма информации, которую трудно систематизировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Книга уже не воспринимается как учебник жизни. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени почитать ребенку книгу. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Читательская грамотность дошкольника – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное (услышанное ребенком). Те сведения, которые ребенок получает из текста, должны расширять его знания об окружающей действительности.

                Приобщение ребёнка к книге – одна из важных задач, стоящая перед педагогами дошкольного образования сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности.

 Станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни зависит от взрослых.

Работу над словом необходимо начинать с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

   Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать.

В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.)

 Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст. 

Давайте рассмотрим алгоритм формирования читательской грамотности у дошкольников:

  • Выбор произведения, подготовка к анализу
  • Подготовка к восприятию текста
  • Беседа –диалог педагога с ребенком
  • Разбор произведения
  • Рассматривание иллюстрации
  • Совместная игровая деятельность по мотивам произведения

Система работы по формированию интереса и потребности в чтении у детей включает в себя:  

  • создание развивающей предметно-пространственной среды (в группе оформление центров по развитию речи, уголка чтения, мини-библиотеки, театрального уголка);  
  • организация ежедневного чтения художественной литературы (сказок, рассказов, стихов, былин);
  •  самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;
  • непосредственно образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми;  
  • свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы;
  • использование художественного слова во время наблюдений в природе, экскурсий, режимных моментов;  
  • литературные вечера, литературные викторины, досуги, выставки детских рисунков по прочитанным произведениям;
  •  мастерская по ремонту книг;  
  • изготовление дидактических игр и пособий;
  • работа с родителями

Для формирования развития предпосылок читательской грамотности помогут такие приемы как:

  • Верные и неверные утверждения
  • Прием «Кластер»
  • Синквейн
  • Дерево предсказаний
  • Чтение с остановками
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Перемешанные события

Более подробно на них останавливаться я не буду, с данной презентацией вы можете ознакомиться сами.

Вы сегодня познакомились с некоторыми приемами формирования читательской грамотности у дошкольников. Хочу поделиться рекомендациями как правильно задавать вопросы к сказкам (Памятки)

1. необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;

2. в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;

3. содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения, то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;

4. следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях), они не вызывают работу мысли и чувств детей.

Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:

 Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?

 На кого бы вы хотели быть похожи?

 С кем бы вы не стали дружить?

Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:

 Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?

 Как ты думаешь, почему так случилось?

 Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?

Вопросы на обнаружение мотива (учим детей понимать мотивы поступков):

 Почему/зачем кто-то поступил так-то?

 Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?

 Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?

 Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?

Вопросы на эмоциональное восприятие:

 Кто поступил хорошо? / Правильно ли он/она поступила? Почему? А ты бы как поступил?

 Какие слова тебе запомнились?

 Какими словами автор говорит о ком-то/чем-то?

 Что было в начале?

 Что произошло потом?

Не переходите от содержания книги к нравоучениям и моральной беседе о поведении детей. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста»

Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, по...

Выступление на тему: «От формирования правильной речи до читательской грамотности у детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей».

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.О необходимости приобще...

Буклет "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

 Современные дети — это больше «зрители»,  которые хотят  воспринимать    «красивую картинку». Чтение уходит на второй  пл...

Развитие предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможно...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьюте...