Консультация для родителей «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста»
консультация

Спириденкова Ирина Анатольевна

Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша.

В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. И даже наслаждение текстом, своеобразием авторской манеры привлекает далеко не каждого читателя. Кое-кто даже спешит предсказать скорое забвение книги, ее исчезновение. Другие пытаются понять, какова природа и в чем сущность книги. И таких всегда больше, поэтому книге, кроме досужих разговоров, ничто не мешает всегда оставаться хранительницей слова, разума, духа, истории и культуры человека.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultacija_dlja_roditele_chitatelskaja_gramotnos.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей

«Читательская грамотность у детей дошкольного возраста»

 

Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша.

В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. И даже наслаждение текстом, своеобразием авторской манеры привлекает далеко не каждого читателя. Кое-кто даже спешит предсказать скорое забвение книги, ее исчезновение. Другие пытаются понять, какова природа и в чем сущность книги. И таких всегда больше, поэтому книге, кроме досужих разговоров, ничто не мешает всегда оставаться хранительницей слова, разума, духа, истории и культуры человека.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать.  

В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.

На первом - четвертом месяце жизни ребенка процесс приобщения к художественному слову происходит без обращения к книге. Взрослый читает малышу все, что есть в арсенале его памяти. В данном случае малышу важно не содержание, а постоянное говорение с ним, интонация, ласковое, доброжелательное отношение, ритмичность речи взрослого.

На пятом месяце жизни, когда у ребенка сформировался хватательный рефлекс, надо давать ему в руки предназначенную для данного возраста книгу. Начиная с этого момента в жизнь семьи должна войти детская литература.

Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил:

  • читать надо ежедневно. В ребенке постепенно вырабатываются потребность читать (слушать чтение, интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного (прочитанного);
  • круг чтения должен быть разнообразным. Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров;
  • в круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей (сказки Пушкина, А. Погорельского, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, Драгу некого, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др.)
  • не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно;
  • прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная с трех лет, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;
  • приобщая ребенка к книге, очень важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений для чтения. Чтение вне всякой меры, постоянное погружение ребенка в книжный мир, приобретение им только книжных знаний и книжного опыта ведут к

воспитанию «маленького старичка», впоследствии сложно входящего в детское сообщество, растущего без друзей, не знающего детских забав, трудно ориентирующегося в реальной жизни;

  • не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. Наставления типа «делай так, как литературный герой», пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые., пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые; в процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка; детская литература для малышей в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете. Аудио - и видеокниги лучше рекомендовать детям школьного возраста. Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников; книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь Нужно научить малыша пользоваться книгами и беречь их.

 

 

8 основных правил чтения вслух   маленьким детям

 

Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.

Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению.

Ниже даны подробные рекомендации относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста и младенцам.

  • При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали. - Любимые книги ребенка надо перечитывать по много раз¸ обязательно обсуждая прочитанное и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное.
  • Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья.
  • Чем ребенок младше, тем лучше он реагирует на распевную речь. Текст, произносимый на распев, должен произноситься несколько громче, выше и медленнее, чем обычно. Это дает возможность младенцам отличать слоги от целых слов. Чтение на распев часто называют материнским чтением. Однако так младенцам должны читать и мужчины.
  • Детям следует читать книги только со счастливым концом.
  • Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения.
  • Нельзя продолжать читать ребенку, если он устал и утратил интерес.

- Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения, периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребенка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрежку. Это должно все же быть чтение вслух ребенку. Это – основные правила чтения.

А теперь ответы на несколько вопросов, которые наиболее часто задают родители детским психологам.

С какого возраста надо начинать читать ребенку вслух? 

Согласно последним научным предположениям, читать вслух малышу надо с возраста 9 месяцев.

Как часто надо читать ребенку вслух? 

Не реже, чем два раза в день, каждый день. Очень хорошо, если второе чтение будет приурочено к отходу ребенка ко сну.

Как долго надо читать ребенку вслух? 

Минимальное время чтение должно составлять от 5 до 10 минут в зависимости от возраста. Максимальное диктуется заинтересованностью ребенка: пока он не устанет.

Как долго надо читать ребенку на распев? Приблизительно до трехлетнего возраста.

 

 Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка.                

 С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

  Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую         очередь         от         родителей,         а         также         из         книг. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

 Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

У детей пятого года жизни усложняется читательский опыт. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных

произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

В         возрасте         4-5лет         происходит         активизация         словарного         запаса,         идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок.  

Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой (произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена), с творчеством К.

И. Чуковского, С. Я. Маршака и многих других.

 

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви. Приходит книга в дом любой.

Коснись её страниц,      Заговорит она с тобой      Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

     Услышишь конский топот      Придут к тебе и Чук, и Гек,      Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна      И не страшна распутица      С тобой беседует она,      Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,      Не огорчайся слишком:      Как самый лучший верный друг      Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков) 

 

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться 

 

Советы для родителей. 

  • Чаще говорите о ценности книги;
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
  • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит,

стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

  • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
  • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
  • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;                    • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
  • Чаще устраивайте семейные чтения.

 

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. 

В заключение   несколько советов для родителей: внимательно относитесь к выбору книг для чтения и организации самого процесса чтения детям.

Например: для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому

их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами

        Н.         Носова.

Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...

Консультация для педагогов "Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста"

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи ...

Консультация " Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове ...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Консультация «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экономическое воспитание дошкольников — это новое направление в дошкольной педагогике, полностью не исследованное. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, могут име...