Беседа с родителями на тему "Стили семейного воспитания"
консультация (старшая группа)

Ядринцева Ольга Анатольевна

познакомить родителей со стилями и типами семейного воспитания, негативно влияющими на психику ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_roditelyami_3.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с родителями

Тема. «Стили семейного воспитания»

Возрастная группа: старшая

Время проведения: май

Форма проведения: групповая

Участники: родители, воспитатель группы

Место проведения: групповая комната

Цель: познакомить родителей со стилями и типами семейного воспитания, негативно влияющими на психику ребенка.

Задачи:

побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье; развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Ход беседы:

Любя своих детей,

учите их любить вас,

не научите – будете плакать

на старости лет - вот, по-моему,

одна из самых мудрых истин

материнства и отцовства.

В.Сухомлинский

Воспитатель гр. Обращаю ваше внимание, уважаемые родители, на одну древнюю притчу.

Притча

Прожили люди жизнь неразумную и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

16

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он. Но вот взошла Утренняя Звезда. Люди уставились на дорогу – где Путник? Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребенок. Где-то заплакал ребенок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- А потому, что именно ему жить в будущем.

Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что душа ребенка – это полная чаша.

17

И вот давайте вместе с вами обсудим.

Родители выполняют задания (отвечают на вопросы).

  1. Каким вы хотите видеть своего ребенка?
  2. Какими чертами характера он должен обладать?
  3. Какими качествами вы бы хотели его наделить?

Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым. И никто из любящих родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. …

- Посмотрите в эту чашу, какая яркая, красивая душа у ребенка! И все это – надежды и мечты его родителей.

Чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную, ведь детство - это самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

18

Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.

Я провела анкету: «Что мы ждём от своих родителей?» с детьми, предложила им ответить на вопросы:

#1057; кем ты в семье особенно дружен?

#1050;ому доверяешь секреты?

#1042;се ли знают о тебе родители?

#1055;онимают ли тебя папа и мама?

#1042;сегда справедливы к тебе в семье?

#1045;сли тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

Результаты анкетирования вы можете увидеть на экране.

Понимания, поддержки, доверия, помощи в трудную минуту.

Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку.

Ознакомлю Вас с основными стилями воспитания детей:

  • авторитарный
  • демократический
  • попустительский.

19

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Присутствует стиль "согласия".

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Типы воспитания, которых следует избегать:

  • «Кумир семьи»
  • «Гиперопёка»
  • «Гипоопёка»
  • «Ежовые рукавицы»
  • «Повышенная моральная ответственность»
  • «В культе болезни»

1. «Кумир семьи». Ребенок обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен. Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

20

2. «Гиперопека». Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Любой конфликт с родителями — это поражение. Родители не сознавая из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в

мыслях. Под «пресс - контролем» их ребенок теряет индивидуальность. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это — так... Всем, можно бегать босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое - а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется. Гиперопека лишает творческого начала.

Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.

3. «Гипоопека». Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Ему не покупают книжки и игрушки.

Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

4. «Ежовые рукавицы». Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют, ему приказывают. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребёнок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

21

Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка.

Другой вариант такого воспитания — когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку, и играя, а в

самом прямом смысле слова, что, безусловно, тяжким бременем ложится на плечи ребенка и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

5. «Воспитание «в культе болезни». Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, Такой ребенок — «маленький тиранчик».

А вы задумывались, какой из этих типов используется Вами? Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком, ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.

Когда размышляешь о типах воспитания детей, невольно приходят на ум

слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».

Но кто из нас не без греха. У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить. Но, несмотря на то, какой тип

22

воспитания используете вы, все родители без исключения должны помнить о правовых основах воспитания детей.

Высказывания мудрецов:

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится…(ненавидеть)
  • Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
  • Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
  • Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
  • Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
  • Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
  • Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
  • Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)

23

Проект решения родительской беседы:

1. Какой стиль воспитания преобладает в Вашей семье?

2. Слышите ли Вы своего ребенка?

3. Каким вы хотите видеть своего ребенка?

  1. Какими чертами характера он должен обладать?
  2. Какими качествами вы бы хотели его наделить?

Уважаемые родители, помните, что ребенок – путник вечности, и именно в нем будет, как в зеркале, отражено ваше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работы»

Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работыРечевая коммуникация, если учесть ее виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что...

Консультация для родителей "Музыка в семейном воспитании"

Педагоги разных стран сходятся во мнении, что условия для качественного развития детей любого возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Воспитатели должны заниматься просветительской ра...