Особенности музыкального воспитания детей 5-6 лет
учебно-методический материал (старшая группа)

Вербицкая Полина Михайловна

Особенности музыкального воспитания детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_5-6.docx20.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкального воспитания детей 5-6 лет

На шестом году жизни у ребёнка продолжается дальнейшее становление его личности, расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно - полезной деятельности взрослых, о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с дошкольником.

При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрастному периоду овладевают культурой слушания.

Слушание музыки, на шестом году жизни, остаётся по-прежнему интересным, дети многое помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально-образное содержание музыки.

Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития музыкального образца. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы.

Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности: дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков.

Активизируются такие музыкальные способности, как ладовысотный слух: дети начинают распознавать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.

Интенсивное развитие умственных способностей детей влияет на формирование музыкального мышления: они готовы к анализу относительно сложного музыкального произведения, его оценке, могут сравнивать, обобщать некоторые из них по какому – либо признаку (жанру, характеру, содержанию).

Легко отвечают на вопросы:

• «Какие чувства передает музыка?»,

• «Что выражает музыка?»;

• «О чем рассказывает музыка?»;

• «Как (какими средствами) рассказывает музыка?».

У 5-6-летних детей уже сформирована потребность в пении. Дети любят петь, овладевая разнообразным по тематике репертуаром.

Голос становится звонче, для большинства детей характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы; совершенствуется вокально-слуховая координация.

В то же время голос ребёнка остаётся довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.

Дошкольники 5-6 лет начинают осознанно следить за правильностью певческой интонации, контролировать себя, исправлять неточности своего пения (но лучше слышат пение сверстника).

Уже могут выразительно петь не только напевно, но и отрывисто, если это необходимо для отображения содержания и настроения песни.

Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни, певческая дикция у большинства детей правильная.

Хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка: формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах - более осмысленными и управляемыми, слаженными, уверенными.

Дети на шестом году жизни желают овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координации исполнения, стремятся пополнять имеющийся запас игровых и танцевальных умений.

Дети легко ориентируются в пространстве помещения, довольно непринуждённо выполняют основные движения. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений.

К важнейшим показателям музыкального развития, интенсивно проявляющимся в старшем дошкольном возрасте, относятся:

• развитая музыкальная память, возросший уровень запоминания, произвольность внимания;

• умение оперировать музыкальными представлениями;

• умение произвольно управлять музыкальной деятельностью;

• качественные отличия детского исполнительства, появляющиеся на основе осознанной цели;

• возросшая творческая активность в ее индивидуальных проявлениях.

В этом возрасте ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие.

Происходит дальнейшее развитие слуховых ощущений для восприятия, различения, запоминания и воспроизведения музыкальных звуков различной высоты, тембровой окраски, организованных во временном и ладовом отношении.

Мелодический слух шестилетних детей проявляется в точном воспроизведении сложных интонационных оборотов мелодии (восходящая секста, малая и большая секунды, квинтовые интонации), различении и воспроизведении интервалов от секунды до октавы. Певческая интонация становится более точной. Дети этого возраста способны к различению устойчивых и неустойчивых звуков лада, к запоминанию и различению тоники, что свидетельствует о восприятии ладовых тяготений.

Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее задачи

Слушание - восприятие

Продолжать приобщение к музыкальному искусству во всех его разновидностях, формировать устойчивый интерес к слушанию народной и классической музыки. (Большой запас музыкальных впечатлений, хорошая память позволяют детям называть любимые произведения.)

Формировать умение детей давать развернутые характеристики эмоционально-образного содержания произведений различных жанров («Какие чувства передает музыка?»), выделять программность и изобразительность в музыке («О чем рассказывает музыка?»), давать характеристику средствам музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?»).

Раскрывать детям причинно-следственные связи между музыкальными явлениями: мелодия быстрая (звуки короткие, отрывистые), музыка тревожная (подвижный темп, низкий регистр). Обсуждать с детьми разные варианты исполнительской интерпретации музыкального произведения.

Музыкально-образовательная деятельность

Побуждать ребенка к поиску новых знаний о мире прекрасного: показать связь музыки и художественной литературы, музыки и кино, музыки и театра, музыки и живописи.

Дать детям устойчивые знания о композиторах (зарубежные, отечественные).

Расширить представления о музыке вокальной - песня, романс; инструментальной - сольная, ансамблевая, оркестровая.

Дети должны знать и называть танцы (полька, вальс; народные - хоровод, камаринская, кадриль, гопак и др.), музыкальные жанры (песня, опера, балет).

Формировать умение детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики музыкальным образам: веселая, радостная, игривая, резвая и т.д., пользоваться музыкальными терминами: темп (медленный, подвижный), характер воспроизведения мелодии (напевно, отрывисто, протяжно), динамика звучания (громко, тихо, постепенно усиливая, замедляя).

Певческая деятельность

Распевание. Формировать умение детей пропевать гласные (а, о, у, э, и), четко, но естественно произносить согласные (д, т, п, р). Формировать умение распределять дыхание при пении протяжных фраз. Выразительно передавать в певческой интонации поэтический смысл текста.

Разучивание и исполнение песен. Добиваться от детей исполнения песен с эмоциональным настроем: петь с любовью, гордостью, радостно, с сожалением и т. д. Закреплять навыки выразительного исполнения.

Формировать у детей навыки слухового самоконтроля. Приучать детей к условным дирижерским жестам - начало и окончание песни, движение руки, соответствующее движению звуков мелодии.

Приучать ребенка к оценке качества собственного пения и пения других детей.

Песенное творчество. Формировать умение способам песенных импровизаций: подражать разнообразным звукам; отвечать на музыкальные вопросы, передавать выразительность интонаций (просительные, жалобные, сердитые, требовательные); петь импровизаций на заданный текст.

Музыкально-ритмическая деятельность

Упражнения. Закреплять умение детей в передаче музыкальных основ средствами выразительных движений: передавать характерные образы, ритмический рисунок, темп и динамику произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкальной формой.

Танцы, пляски, хороводы. Разнообразить лексику танцевальных движений: хороводный шаг разного характера, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, боковой галоп, переменный шаг. Овладевать элементами танцев. Разнообразить традиционные движения: качания с различными изобразительными движениями рук, полуприседания с открыванием и закрыванием рук и др.

Танцевально-игровое творчество. Поощрять стремление детей к самостоятельным импровизациям в свободных плясках. Формировать умение пластическому выражению театрально-игровых образов. Продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику.

Учить отражать в плясовых импровизациях изменения в музыкальном образе.

Приобщение к игре на музыкальных инструментах

Развивать интерес детей к музицированию на инструментах - как детских, так и на фортепиано. Научить детей правилам обращения с инструментами.

Из средств музыкальной выразительности детьми наиболее легко выделяется и усваивается ритм. Для этого в работе с дошкольниками используются инструменты ударной группы, имеющие народное происхождение, - деревянные ложки, коробочки, бубен. Они обычно исполняют пульс, акцент, слабые и сильные доли, начало и окончание фраз, ритмоформулы, переклички.

Метрическая пульсация, или пульс, преподносится детям как ровные, мерные шаги, которые слышны в музыке. Метрическую пульсацию дети начинают осознавать с того момента, как научатся маршировать под музыку, в такт музыке хлопать в ладоши, притопывать ногой. В зависимости от характера музыки пульс может исполняться на ложках (в русской песне), барабане (в марше), маракасах (в современном танце).

Акцент в музыке - это силовое или смысловое выделение отдельного звука в музыкальном материале. Педагог доступно объясняет это детям: проводит аналогию с ударениями на отдельные слова в разговорной речи, с выделением отдельного слова в фразе, подбирает яркие художественные примеры. В зависимости от характера произведения акцент может прозвучать на различных ударных инструментах, но это должен быть инструмент, отличающийся по тембру от того, на котором исполняется пульс. Например, в пляске пульс исполняют ложки, а акцент - бубен, тарелки или треугольник.

Ритмический рисунок (ритм в узком смысле слова) - это соотношение длительностей последовательного ряда звуков, т. е. ритмическая основа мелодии. В ритмическом рисунке мы слышим короткие и долгие звуки.

Ритмические переклички используются в виде эха, зова кукушки и других изобразительных и подражательных средств. При этом лучше использовать разные по тембру инструменты: коробочка - треугольник, бубен - ложки.

Фраза - это более или менее законченное по содержанию мелодическое построение. Вначале дети осознают контраст между отдельными частями музыкального произведения, затем между фразами и, наконец, различают фразы не только по контрасту, но и по сходству. Отмечают окончания фраз бесшумным ударом пальцем о палец или ударом металлической палочки по треугольнику. Мягкое звучание треугольника более всего подходит для исполнения «точки» в конце фразы.

Ведущее направление в работе с шестилетними детьми - воспитание средствами музыки нравственных качеств личности ребенка.

Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе развивают способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него.

Это значит, что он не останется безразличным к радости и горю других людей, проявит в соответствующих случаях сострадание, жалость, сочувствие или, наоборот, негодование, осуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"

Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя  Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...

"Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста в детском саду"

Консультация для родителей «Особенности музыкального воспитания детей раннего дошкольного возраста в детском саду»Цель консультации: Дать родителям полное представление об особенностя...

Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями.

Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями....

Особенности музыкального воспитания детей раннего дошкольного возраста в детском саду

Особенности музыкального воспитания детей раннего дошкольного возраста в детском саду....

Особенности музыкального воспитания детей с ОНР.

Материал содержит описание методики работы с детьми с ОНР, характеристику данной группы детей, также планируемые результаты работы с детьми....