Если осенью в первый класс
материал (подготовительная группа)

Ситникова Елена Викторовна

Конспект встречи с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_osenyu_v_pervyy_klass.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Если осенью в первый класс

Приветствие. Здравствуйте! Я рада вас всех приветствовать.

Использование метафоры «Рюкзак»

Уважаемые родители, посмотрите, пожалуйста, что я сегодня принесла на встречу? (Рюкзак.)

- Зачем человеку может понадобиться рюкзак? (Для того, чтобы пойти в поход).
- Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?
- Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе.
- Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях - и наша жизнь в походе?

- Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе. 

Как вы думаете, а зачем мы обсуждаем процесс сборки рюкзака? Как это связано с темой нашей сегодняшней онлайн-встрече?

 Родители высказывают свои предположения.

Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения. Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» (т.е. к подготовке малыша к учебе), упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость.

Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так умеет писать и читать).

Лекция «Психологическая готовность дошкольников к школе».

Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему нужно прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни своих ресурсов, утверждении веры в  себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
                                                                                 
Венгер Леонид Абрамович    

Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно:  

  • В играх;
  • В труде;
  • В общении со взрослыми и сверстниками;
  • В процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счета, чтения)

Психологически не готовый к школе ребенок

  • Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается
  • Тяготеет к шаблонным действиям и решениям
  • Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
  • Не может включиться в общий режим работы группы (класса)
  • Проявляет мало инициативы

Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов:

  • Эмоционально-волевая
  • Личностная, мотивационная
  • Интеллектуальная

Интеллектуальный аспект готовности к  школе

 – это уровень    развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент  произвольного внимания.

Вызывает тревогу ребенок 6-7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности  хотя бы 5-10 минут.

Память: для ребенка 6 – 7 лет должно быть по силам задание- запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление  (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями), развивается словесно-логическое мышление.

 Например, дети  этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью  схематичного изображениякомнаты ребенок может найти спрятанную игрушку.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

ИГРЫ:

«Чего не стало?» - на столе раскладываются 5-6 предметов, картинок, которые необходимо запомнить, затем убирается незаметно одна из них.

«Что изменилось?» - разложить 4-6 картинок, нужно запомнить последовательность их расположения. Затем  поменять их местами и ребенок показывает, что изменилось, и восстанавливает первоначальное расположение.

Ребенок запоминает 4 - 6 картинок, затем их узнают среди других 8 - 10 картинок.

Игры для развития мышления

  • Конструирование
  • Сюжетно-ролевые игры, загадки, нелепицы,
  • «Говори наоборот»,
  • «Бывает - не бывает»

Речевые игры:

  • Чем похожи и чем  отличаются муха и бабочка, вода и молоко,  девочка и кукла,  собака и кошка?
  • Найди закономерность – логические цепочки,
  • Логические загадки и задачи
  • Последовательные картинки: составь по картинкам рассказ

Слуховые аналогии

Человек – дом, лиса - …?

Стул – деревянный, гвоздь - …?

Посуда – мыть, бельё - …?

Пылесос – чистить, утюг - …?

Стул – сидеть, кровать - …?

День – солнце, ночь - …?

Стул – деревянный, мяч - …?

Логические концовки

Лимоны кислые, а сахар…

Если на улицах лужи, то...

Мы тепло одеваемся, потому что ...

Девочка заплакала, потому что…

Дети любят мороженое, потому что…

Игры на внимание

  • Лабиринты
  •  «Чем отличаются картинки?»
  •  «Летает – не летает»,
  • «Земля, вода, огонь, воздух»,
  • «Запрещенное слово, движение»

19.04. Невнимательный ребенок. Как помочь?

Играемся.ру

Внимание, память, логику, мышление.

Пазлы, загадки, кроссворды, математические игры, познавательные игры, ребусы

Личностная и социальная готовность

  • Желание быть школьником
  • Навыки общения
  • Эмоциональное здоровье
  • Самостоятельность
  • Самоорганизация

Задайте себе вопросы:

  • Умеет ли ребенок общаться с детьми?

 Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята?

  • Чувствует ли принятые вобществе нормы общения?

Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы,

умеет ли отстаивать свое мнение?

  • Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями?

Мотивационная готовность: как развивать?

Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличается друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические занятия — являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома.

Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к обучению выделяется 6 групп:

  • социальные («Я хочу в школу потому, что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
  • учебно-познавательные («Интерес к новым знаниям, желание научиться новому»);
  • оценочные («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки!»);
  • позиционные («Я хочу в школу, потому что там большие, а детском саду маленькие, мне купят тетрадки, пенал и портфель»);
  • внешние («Я пойду в школу потому, что мама так сказала»);
  • игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

 Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.

У ребёнка, поступающего в школу возможна также негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость. У детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Часто дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития бывают, не готовы к новым социальным отношениям в школе. Им трудно и некомфортно, не хочется учиться или они учатся нестабильно. Поэтому, родители должны рассказывать детям о школе, учителях, необходимости учения. Это создаст положительное отношение школе, вызовет желание учиться.

Рекомендации для родителей.

Если вы хотите помочь ребёнку учиться в школе радостно, начните со следующего:
— расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
— на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний
— воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки пpuносить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

Используйте дома следующие упражнения и игры для развития мотивационной готовности детей.

Игры в школу.

Упражнение "Школьник и дошкольник"

Упражнение "Для чего ходят в школу"  (Пр. : В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать... (если правильно - хлопнуть, а если не правильно - топнуть))
Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»
Упражнение «Что лежит в портфеле»,
Упражнение «Я хочу в школу, потому что...»,
Игра «Копилка первоклассника»
Упражнение «Собираем портфель»
Игра «Урок и перемена»

Отгадывание загадок на школьную тематику.
Чтение сказок для школьной адаптации. «Лесная школа» М.А.Панфилова и др.

Терапевтические сказки Хухлаевой (Трудности обучения в школе. Стрессовые реакции на поступление в школу. «Нежелание» учиться и отрицательное отношение к школе. Трудности в учебе: неусидчивость, нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание.)

Просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением.

Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей

Рассказывать о своих школьных годах, вспоминайте смешные и поучительные случаи.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

http://900igr.net/up/datas/139666/017.jpg

С помощью чего развивать произвольность в 6-7 лет?

  • Игра: сюжетно-ролевая игра; игры с правилами;
  • Конструирование; изобразительная деятельность;
  • Игры с правилами: настольные, подвижные, речевые
  • Выполнение заданий по образцу
  • Графический диктант
  • Игры «Запрещенное движение, запрещенное слово», «Делай то, что говорю, а не то, что показываю»
  • Раскрась фигуры (монотонная работа)
  • Кинезиологические упражнения

Психологически подготовленный к школе ребенок

  • Готов к общению и взаимодействию, как с взрослыми, так и со сверстниками
  • Имеет желание идти в школу, вызванное учебными мотивами
  • Умеет контролировать эмоции и поведение
  • Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности

Готовы ли родители к школе?

Да, если готовы…

  • Не сравнивать своего ребёнка с другими
  • Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками
  • Быть щедрым на похвалу за достигнутые успехи, всегда встречать ребёнка из школы с улыбкой
  • Сдерживать свои эмоции, не кричать,   не обижать, не унижать. Не наказывать без причины.

Самая главная наша задача этовырастить ребенка счастливым.

 Не умным, не начитанным, не талантливым, не послушным, а именно счастливым и успешным

Не ругайте за ошибки

В психологической литературе встречаются любопытные исследования. Так, ученые предлагали малышам задания разного уровня сложности. Дети чересчур требовательных родителей, боясь не оправдать маминых ожиданий, предпочитали самые легкие задачи, с которыми бы они точно справились.

Ребята, которых родители хвалят и поощряют их опыты и старания, смело брались за сложные упражнения.

Поговорите с ребенком, объясните ему, что он сделал не так и что нужно исправить. Лишь в этом случае ваше чадо не будет бояться нового, наоборот, станет стремиться к следующим свершениям.

Правило зеленого маркера

Правило зеленого маркера гласит: «Мы должны увидеть позитивные проявления в человеке, показать их, обвести и сказать: «Ты – молодец, ты сделал это, и это хорошо!“».

Какова же разница в двух подходах: красивые зеленые – некрасивые красные?

Все мы привыкли с детства, а точнее с 1 класса, когда учительница подчеркивает красной ручкой ошибки или неправильные буквы. То есть акцентирует внимание на ошибку.

Как вы думаете, что откладывается в памяти? Ровная буква или корявая? Правильно, корявая. А самая красивая буква осталась незамеченной, и выходит, написана зря?

Хочется нам того или нет, но в подсознании у нас откладывается то, что выделено.

На уровне подсознания мы стремимся повторить то, что было идеальным! И если нас хвалят и поддерживают, мы стремимся развиваться. Отсюда и возникает внутренняя мотивация – не стремиться избежать ошибок, а желание выполнить хорошо.

Если хвалить, то правильно

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день. И ЗАЛОГ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если осенью в детский сад

Даны краткие рекомендации по облечению нового этапа как в жизни детей, так и для их родителей...

"Если осенью в детский сад..."

Консультация  для родителей по вопросам адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению....

Если осенью в детский сад...

Материал  содержит  практические рекомендации для родителей по облегчению процесса адаптации ребенка к детскому саду....

Осенний праздник "Что же будет, если осень не придёт" (2017г.)

Сценарий для детей средней группы в совместном участии со взрослыми в ролевом действии....

Тематическое занятие "Если осень затерялась"

Тематическоая разработка  об осени с использованием театральной постановки сказки "Репка на новый лад"...

"Здравствуй, Осень золотая". Праздник осени в первой младшей группе.

Данный сценарий разработан для первой младшей группы с учетом возрастных и физических особенностей детей. Сценарий расчитан на 15-20 минут праздника....

консультация для родителей " Если осенью в первый класс"

психологическая готовность ребенка к  школе...