Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью кубика Блума»
учебно-методический материал (старшая группа)

Магизова Наталья Владимировна

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью кубика Блума»

 

Цель: Знакомство педагогов с опытом работы по использованию «Кубика Блума» в образовательно-воспитательном процессе. (2слайд)

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Задачи:

- Познакомить педагогов с педагогической инновационной технологией «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью кубика Блума»

- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов.

- Показать вариативность и разнообразие использование «Кубика Блума»

- Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы.

(3 слайд)

Оборудование: «Кубики Блума», презентация.

Практическая значимость: данное сообщение может быть интересно воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubiki_bluma.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью кубика Блума»

     Магизова Наталья Владимировна

Воспитатель старшей группы детей с ОВЗ

               МБДОУ «Детский сад №8»

Цель: Знакомство педагогов с опытом работы по использованию «Кубика Блума» в образовательно-воспитательном процессе. (2слайд)

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Задачи:

- Познакомить педагогов с педагогической инновационной технологией «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью кубика Блума»

- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов.

- Показать вариативность и разнообразие использование «Кубика Блума»

- Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы.

(3 слайд)

Оборудование: «Кубики Блума», презентация.

Практическая значимость: данное сообщение может быть интересно воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ход Сообщения

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашей встречи!

Тема нашей встречи «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью кубика Блума». Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, а показать некоторые методические приёмы, которые мы используем в работе с детьми.

На сегодняшний день, одна из главных задач ФГОС ДОУ- создание благоприятных условий развития детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способности и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношение самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ активно внедряют в свою работу инновационные технологии, направленные на реализацию государственного стандарта дошкольного образования. Познакомившись с различными развивающими технологиями современного образования, мы остановилась на технологии развития критического мышления у дошкольников с помощью кубике «Блума».

Почему же так важно развивать не просто «мышление», а именно «критическое мышление» у детей?

Суть развития критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне -  я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. 

Критическое мышление - это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям.

Таким мышлением должен обладать современный человек, а именно:

  • умение принимать взвешенные решения;
  • работать с информацией;
  • выделять главное и второстепенное;
  • анализировать различные стороны явлений. (4 слайд)

Одним из приемов развития критического мышления дошкольников является «Кубик Блума».  Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. (5 слайд)

Кубик «Блума» представляет собой объёмную бумажную фигуру, на гранях которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: назови, почему, объясни, предложи, поделись, придумай. (6 слайд)

Работа с кубиком строится следующим образом:

Педагог формулирует тему. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

Рассмотрим применение «Кубика Блума» на примере темы недели «В гостях у сказки» сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик» (7 слайд)

Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.

  • Назови автора сказки.
  • Назови имя главной героини.
  • Назови главные черты характера девочки.
  • Назови волшебные слова, которые

произносила Женя.

  • Назови Женины желания.
  • Назови, какое желание было самое

лучшее, самое необходимое, самое правильное? (8 слайд)

Грань «Почему»

Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

  • Почему эта сказка является волшебной?
  • Почему старушка подарила цветик-семицветик Жене? (Девочка заблудилась, а старушка ей помогла).
  • Почему девочка разбила мамину вазу? (Она была невнимательной, начала считать ворон, когда доставала вазу).
  • Почему Женя захотела попасть на Северный полюс?
  • Почему Жене стало жалко мальчика?
  • Почему можно было загадать только семь желаний?  (9 слайд)

          Грань «Объясни» - развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

  • Объясни, как ты понимаешь выражения: «считать ворон», «зевать по сторонам»,

«взяла досада», «что есть мочи», «сквозь землю провалилась».

  • Объясните, какие желания девочки показались вам важными? А какие бесполезными?
  • Объясни, как вела себя девочка, когда сбывались её желания.
  • Объясни, почему в конце рассказа появился мальчик,

у которого болели ноги?

(Чтобы проверить, как поступит Женя: есть у неё чувство сострадания или нет).

  • Объясни, какое чувство заставило Женю загадать для себя все игрушки на свете?
  • Объясни, обязательно ли иметь цветок, чтобы делать добрые дела?
  • Объясни, чему учит нас сказка? (10 слайд)

          Грань «Придумай». Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. 

  • Придумай другое название для сказки.
  • Придумай другие волшебные слова.
  • Придумай волшебный предмет, который

мог бы заменить цветик – семицветик.

  • Придумай иную концовку сазки. (11 слайд)

          Грань «Поделись». Развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

  • Поделись впечатлениями: что тебе понравилось и не понравилось в сказке?
  • Поделись, кого тебе напоминает главный герой в
  •  жизни (по характеру, по поступкам?
  • Поделись самым эмоциональным моментом в сказке.
  • Поделись, какие бы желания ты загадал, будь у тебя волшебный цветок?
  • Поделись своим самым заветным желанием. (12 слайд)

          Грань «Предложи». Умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.  

  • Предложи другого главного героя.
  • Предложи дополнительного персонажа.
  • Предложи, как можно было бы изменить желание девочки про игрушки,
  •  чтобы оно стало «добрым», а не «жадным»? (13 слайд)

Наиболее удобно применять кубик Блума на итоговых, обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути недельной темы. В нашей группе разработаны кубики Блума по темам недели и календарным праздникам.

Возможны два варианта применения кубика Блума:

-В старшей группе вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии —когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-В подготовительной группе некоторые дети сами могут прочитать вопросы. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. (читающие дети)

Как мы видим «Кубик Блума» - это действенный прием, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно- эмоционального погружения детей в тему. (14 слайд)

Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравиться детям, они быстро осваивают технику его использования.


        Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства. (15 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Статья из опыта работы по теме " Развитие логического мышления у дошкольников через математические игры и упражнения"

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста....

Консультация для родителей Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума

Консультация для родителейРазвитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блумавоспитатель Шамова М.А. Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и р...

Консультация для родителей Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума

Развитие критического мышления у дошкольников  с помощью Кубика Блума...

Консультация "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума"

                Изучая методическую литературу, выделила один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психо-...

Консультация для родителей "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума"

Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и развития талантов, сказал: "Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных...