Особенности нравственно-эстетического воспитания дошкольников (консультация для родителей)
консультация (младшая группа)

Зотина Н.М.

Ознакомление с разными сторонами окружающего мира и воспитание на этой основе чувств, отношений и мотивов поступка является одной из важнейших задач нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_vestnik_do.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности нравственно-эстетического воспитания дошкольников

(консультация для родителей)

Ознакомление с разными сторонами окружающего мира и воспитание на этой основе чувств, отношений и мотивов поступка является одной из важнейших задач нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

За период дошкольного детства у детей формируются представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах), рождающие чувство гордости, начала патриотизма. Такие знания побуждают к деятельности, продолжению славных дел отцов и дедов; вызывают интерес к жизни других народов, создавая возможности для формирования эмоционально положительного отношения к ним. Знания о труде людей; о том, что все окружающее-результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа в которой он будет учится; лес, сад, которые сохраняются благодаря труду человека. Это духовные ценности, созданные ученными, писателями, поэтами; это первый букварь, по которому ребенок учится читать; это труд учителя, раскрывающего перед детьми все богатство знаний, обучающего необходимым умением и помогающего познавать мир; это книги, которые становятся источниками знаний, это увлекательные сказки о приключениях и борьбе героев со злом, их мужестве, стойкости, умении преодолевать трудности, невзгоды. Произведения художников, искусство балета, театра, вызывающие восхищение, эмоциональный заряд, рождающие чувство прекрасного, побуждающие к творчеству в своей деятельности.

Осознание своего "Я" адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремления стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств. Переживаемое чувство вины, недовольства собой осознается ребенком как возможная ошибка в поведении или деятельности и побуждает к самостоятельной коррекции. Осознание себя как члена сообщества сверстников побуждает к активности в достижении общей цели, проявление ответственности, стремлению оказывать помощь или опираться на поддержку сверстников в ситуациях собственного неблагополучия и реализации своих замыслов. Наполненные чувствами знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним.

Мораль представляет собой систему норм и ценностей, которые в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека". "Мораль как социальное явление порождается необходимостью согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей и общества".

Такие определения философов обосновывают роль морали как теоретической основы нравственного воспитания. В поступках оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим особую роль в моральной регуляции приобретает формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля(отсюда такие понятия, как совесть, чувства личного достоинства, честь).Например, С.Я. Маршак в стихотворении "Рассказ о неизвестном герое" описывает действия неизвестного героя ,который увидел в окне горящего дома ребенка .Герой спрыгнул с подножки трамвая, добрался до девочки по водосточной трубе и спас ее. Его никто не принуждал к таким действиям, он добровольно и осознано совершил героический поступок, побуждаемый мотивом сочувствия страдающему человеку; в его поступке отразилось отношение. Следовательно, формирование поступков есть формирование отношений. В силу конкретности мышления дошкольнику недоступно освоение этих норм в общей абстрактной форме. Поэтому возникает задача конкретизации норм морали для понимания ребенком их смысла и воспитания опыта поступков, соответствующих норм морали. Взрослый "переводит" моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами поведения, и действия, которые с одной стороны, соответствуют этим нормам, а с другой ситуациям, возникающим в повседневной жизни и заключающим в себе моральный смысл.

Например, как преобразовать понятие «гуманное отношение к людям" сделав понятной дошкольнику его суть, учитывая наглядно - образный характер детского мышления? Ребенку недостаточно руководствоваться общим правилом "надо поступить по-товарищески», потому что в зависимости от возникшей ситуации в одном случае надо уступить, в другом - помочь, в третьем - поделиться или поддержать и т.д.

"Если уделять внимание лишь формированию нравственных представлений, - пишет А.В. Запорожец, - не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи "нравственного формализма", когда дети хорошо знают правила, нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы "нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения...Чтобы у него, возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям".

Большое значение практическому опыту, активной деятельности ребенка в формировании желаемого поведения придавал А.С. Макаренко, подчеркивая, что между знаниями о том, как следует поступать, и самостоятельными поступками есть "маленькая канавка, которую надо заполнить опытом». Накопления практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения: ребенок начинает поступать правильно потому что иначе не может, потому что он так привык. Но не следует думать, что, организуя труд, игру, общения детей, педагог автоматически достигает цели воспитания. Деятельность как таковая может быть "нейтральной" в деле воспитания (А.С. Макаренко), а усвоенные правила-лишь формальными, но нереально действующими (Т.И. Ерафеева,Я.З. Неверович) знаниями, то есть не оказывающими достаточного влияния на воспитания у ребенка трудолюбия гуманного отношения к сверстникам к само регуляции поведения и др.

Для решения задач нравственно-эстетического воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализаций, заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками. На основе этих положений педагоги и психологи провели многочисленные исследования, раскрывающие возможности разных видов деятельности в воспитании у детей личностных качеств и взаимоотношений.

В процессе нравственного развития ребенка мы различаем следующие группы противоречий: Во-первых, внутренние противоречия между сложившимися и возникающими потребностями и возможностями ребенка. Это выражается, например, в постоянных столкновениях «хочу» и «могу»; но «не могу»; «не хочу». Во-вторых, противоречия между потребностями, возможностями ребенка и системой воспитания как целенаправленной организацией всей его жизни и деятельности («надо» и «не хочу»). Эти противоречия повседневно проявляются во взаимоотношениях ребенка и его воспитателей, детского коллектива и ребенка. В-третьих, между сложившимися возможностями ребенка, устремлениями воспитателей и влиянием окружающей среды. А среди них следует выделять влияния, содействующие достижению задач воспитания и противодействующие этому в силу как непреднамеренных, так и преднамеренных воздействий.

Таким образом, объединяя все перечисленное в исследованиях, можно сказать, что в дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогики.

Цель нравственно-эстетического воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающих нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для формирования этической позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах своей Родины.

В качестве средств для решения задач нравственного и эстетического воспитания выступают Слово, Образ и Действие. Так, для успеха воспитания, по В.Ф. Одоевскому (1804-1869 гг.), важное значение имеет искусство говорить с детьми. «Живое слово может производить могучее действие на все внутреннее развитие ребенка, на развитие умственное, эстетическое, нравственное и религиозное. Слова, обращенные к детям родителями или наставницею, возбуждают в детской душе или добрые, или дурные чувства, сообщают ей или светлый и правильный взгляд на вещи, или взгляд ложный и превратный. Нравственные и религиозные убеждения внушаются детям посредством примера и посредством живого слова» (В.Ф. Одоевский). Важную роль в этом играет то, что в сознании ребенка отражается отношение взрослого к происходящим с ним событиям, которое проявляется в совместной деятельности, общих целях, нормах и ценностях Если обобщить опыт современных педагогов и методистов, то главным результатом такого пересечения линий эстетического и нравственного развития дошкольников сегодня являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; постоянный поиск и попытки, хотя бы в игре, преобразовать быт; желание участвовать в посильном труде, эстетически украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т.д. Именно тогда эстетическое воспитание, как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психологического новообразования детей дошкольного возраста.

Выдающиеся советские педагоги Надежда Константиновна Крупская и Антон Семенович Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К шести годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Велика роль животных в воспитании детей. Человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только тогда, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачу формирования у ребёнка милосердия, доброты, способности к состраданию. На практике это сводится к созданию ситуаций, когда ребёнок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение оттого, что кому-то реально помог. Для маленького ребёнка таким слабым, нуждающимся в его добром поступке, может быть только животное. Отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.

Дети уже в раннем возрасте способны нравственно воспринимать прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они проявляют большой интерес ко всему, что привлекает их внимание. Считалки, речитативы, потешки, песни, стихи, сказки, «приятные гармонические цветовые сочетания, доставляя детям радость, развивают их способность воспринимать красивое». Одним из самых эффективных средств нравственного воздействия на детей всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее сложный жанр - сказки. В сказках дети слышали поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимали и песни, которые запоминались детьми и могли исполняться и отдельно.

Знание у детей формируется в процессе освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии. Дети приобретают знания о различных жанрах литературного искусства: о сказках, рассказах, повестях, стихах и т. д. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Нравственно-эстетическое воспитание является важнейшим направлением в системе дошкольного образования и определяется в данном исследовании как процесс решения нравственно-эстетических проблемных задач, адекватных целям и содержанию данного вида воспитания. Приоритетной целью нравственно-эстетического воспитания является развитие в обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающих нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для формирования этической позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах своей Родины (такими, как: честность, совестливость, чуткость, сострадательность, уважительность и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольника"(консультация для родителей).

Консультация для родителей в ДОУ по физической культуре "Русские на родные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников"....

Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей.

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движе...

Патриотическое воспитание дошкольника. (Консультация для родителей)

Патриотическое воспитание дошкольника.(Консультация для родителей)...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Консультация для родителей и воспитателей

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Консультация для родителей и воспитателей...

"Роль семьи в воспитании дошкольника" (консультация для родителей)

quot;Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей" (В.А. Сухомлинский)...

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...