Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей.
консультация на тему

Михайлова Ольга Ивановна

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они  способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

За последние годы значительно возросло количество детей, имеющих речевые нарушения. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Чтобы предотвратить подобные нарушения у детей или исправить их, необходим комплексный подход, и физкультурно-оздоровительная работа является очень важным направлением в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей

Развитие речи детей в общей системе

физического воспитания дошкольников

        Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, тем крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они  способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

        За последние годы значительно возросло количество детей, имеющих речевые нарушения. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Чтобы предотвратить подобные нарушения у детей или исправить их, необходим комплексный подход, и физкультурно-оздоровительная работа является очень важным направлением в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, формирование правильной осанки, развитие статической выносливости, синхронного взаимодействия между движениями и речью, развитие двигательных навыков, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие координационных движений. Большое значение имеет развитие мелкой моторики рук: центры, ответственные за движения рук и за артикуляционные движения, близко соседствуют в коре головного мозга. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым готовим почву и для артикуляционных движений.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

 Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Поэтому очень полезно играть с детьми во всевозможные пальчиковые игры.

        По этой же причине общеразвивающие упражнения целесообразно проводить с различными предметами, имеющими разную форму и размер. Среди большого разнообразия этих предметов (мячи, гимнастические палки, обручи, кегли и т.д.) хочется выделить такой замечательный снаряд, как мяч.

 Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) — это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений и игр с мячом разнообразны. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами  и т.д. Эти упражнения способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, снимают мышечное напряжение, совершенствуют деятельность коры головного мозга.

 Существует большой ряд игр с мячом, направленных на  формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Материал на эту тему мы можем найти в книге Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук «Мяч и речь» (СПб, «Дельта», 2001). Здесь же представлен обширный материал по играм с мячом, которые направлены на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Для многих детей характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые воспитателями, логопедами, руководителями физической культуры.

Продолжая тему подвижных игр в развитии звуковой культуры речи ребенка, отметим значение игр, которые сопровождаются соответствующему моменту  стихами,  считалками, игровыми диалогами. Например, «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Мы — веселые ребята», «Два Мороза», «Ровным кругом», «Каменный лев» и др. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей, положительно влияют на психическое состояние детей.

Одной из форм коррекционно-развивающей работы по формированию звуковой культуры речи также является дыхательная звуковая гимнастика.          Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.    

 Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.  

      Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики  

  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.  

         Упражнения дыхательной гимнастики   

  1. Снег. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.  
  2. Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.  
  3. Футбол. Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".  
  4. Буль-бульки. Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.  
  5. Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.  
  6. Дудочка. Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.  
  7. Губная гармошка. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.  
  8. Цветочный магазин. Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

Возможно различное сочетание звуков, но предпочтения отдается гласным А, У, О, Ы и согласным Ж,  Р, З, М, Н. Звуки С, Ф, Х, создавая некоторое сопротивление на выдохе, позволяют его акцентировать и несколько удлинить.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи на занятиях по математике у дошкольников» (консультация воспитателям)

На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, имеем возможность создать специальную речевую среду,...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Консультация для родителей и воспитателей

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Консультация для родителей и воспитателей...

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....

Дидактические игры для развития речи детей от 4 до 7 лет. Консультация для родителей.

Содержание:1. Вступление2. Нормы речевого развития детей 4-5 лет3. Нормы речевого развития детей 6-7 лет4. Словесные дидактические игры по развитию речи для детей среднего и старшего дошкольного возра...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....