Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания»
консультация на тему

Митенькина Елена Николаевна

"Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания»

    Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.

Работа по формированию патриотических и интернациональных чувств проходит эффективнее, если к ней подключаются и родители.

Позиция родителей, их пример как граждан нашего общества, является основой семейного воспитания ребенка. Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.

К жизни нашей страны дошкольника приобщает всё: рассказы родителей о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею или футболу и т.д.); участие в общенародных праздниках и гуляниях; посещение парка культуры, музеев или стадионов и др.

Для воспитания у детей чувства патриотизма можно использовать и так называемые житейские мелочи: маме на работе дали бесплатно билеты на елку; всей семьей поехали в дом отдыха; старший брат на лето уезжает в лагерь отдыха, семья въезжает в новую квартиру; летом отправились в  путешествие  и т.д.

Вам хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это – музей знаменитого писателя...» и т.д.

Разговор не должен быть назидательным, это – совместное раздумье, обсуждения; ребенок должен видеть естественную заинтересованность родителей.

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членом семьи.

     Большую роль в обогащении словарного запаса дошкольников играет предметно-развивающая среда группы. Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи. Уголок патриотического развития познакомит детей с флагом, гербом, гимном малой и большой Родины. Здесь дети могут рассмотреть предметы народного промысла, познакомятся с разными видами росписи, это и золотая хохлома, гжель, городец, филимоновские, дымковские, каргопольские  игрушки. Уголок чтения художественной литературы, эстетично красиво оформленый, познакомит детей с  русскими-народными, мордовскими и татарскими сказками, произведениями авторов малой Родины(Федор Атянин «Серебряное озеро», Николай Голенков , А.Лукьянов,  И. Кривошеев Ф., Фролов и т.д.) Ежедневно прибывая в познавательной, грамотно оформленной развивающей среде, ребенок обогащает свою речь. Посещение мини-музея «Русская изба» познакомит детей с историей развития малой и большой Родиныс историческими событиями( ВОВ, героями военных лет), с известными людьми родного края, с деятелями искусства, культуры, спорта, с предметами старины (прялка, корыто, веретено и т.д.) Для закрепления материала можно предложить детям дид. игру «История вещей» (провести параллель со старинными и современными вещами корыто-стиральная машина, веник-пылесос,лампа-лучина и т.д.)

Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как :

«Слова-друзья» или «Скажи по-другому». Цель - знакомить детей со словами – синонимами типа: страна – государство; Родина - Отчизна, Отечество; Россия – Русь; воин - солдат, боец, защитники т.п.

«Слова - наоборот» - на подбор антонимов, например:Родина - чужбина; враг - друг, плен – воля, смелый – трусливый, правда - ложь и т.п.

«Образуй новое слово» - обогащение словаря детей за счёт обучения навыкам словообразования. Например:

- образования родственных слов: город – городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина – родной, род, родственник, родители и т.п.

- образования прилагательных от словосочетаний: площадь рядом с вокзалом – привокзальная площадь. Семья, в которой много детей - многодетная семья.  И т.п.

- сложных слов, например: гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный и т.п.;

- образования слов типа: Земляне, Россияне, севастопольцы, крымчане и т.п.

  1. «Назови достопримечательности города (например Саранска, Москвы)»
  2. «Назови любимые сказки (песни) английских и российских детей» и т.д.

«Чем похожи и непохожи». Например:улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларёк, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар. 

6. «Какой? Какая? Какие? Какое?»

7 «Найди ошибку»

8. «Закончи предложение»

9«Какой? Какая? Какие? Какое?»

20. «Найди ошибку»

21. «Закончи предложение»

22. «Отгадай по описанию»

23. «Скажи наоборот» «Из – чего – какой?»

24. «Отгадай загадку»

Дид. игра «Подбери признак»: защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый…мама какая?- добрая, любимая и т.д.

 «Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных). 

Речевое упр. «Предложение рассыпалось» ( из слов составить предложение, так же можно из предложений составить текст).

Хорошо активизируют мыслительную деятельность и словарь детей проблемные вопросы, например:

- Как сделать город (село) красивым? Что бы ты сделал, чтобы наше село стало лучше?( размышления детей)

- Почему так называют: пригород; улицы: Колобова, Адмирала Фадеева, Древняя,  Парковая, Ленина, Мусы Джалиля и т.п.

Эффективны и рассказы по темам, например: «Моя семья», «Мой путь от дома до садика» «Мой город», «Путешествие посылки или письма», «Герб нашего города (Семьи)», «Самое любимое место в городе» и т.п.

      Грамотно построенный образовательный процесс, оформление  предметно-развивающей среды, подбор дидактических, речевых игр, игры детей в театрализованном уголке, обыгрывания сказок ,прогулки и наблюдения за красотой родной природы, посещение мини-мудея ДОУ, организованная ежедневная и тематическая работа с родителями-все направлено на развитие речи детей , их патриотического воспитания.

      Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют и лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию.`

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Сообщение

на тему

«Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания»

Подготовила:

Воспитатель Митенькина Е.Н.

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания"

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка, может и должно служить средством в развитии речи детей уже с дошкольного воз...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие математических способностей детей посредством игровой деятельности"

Предлагаемый материал может быть интересен педагогам ДОУ и родителям, имеющим детей дошкольного возраста...

Психологическая консультация для педагогов и родителей "Развитие сенсорики для детей дошкольного возраста"

УГАДАЙ НА ВКУС Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т. д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь к...

Консультация для педагогов и родителей «Развитие внимания у детей дошкольного возраста»

Понятие "внимание", его задачи, свойства и  видыОсобенности внимания детей дошкольного возрастаОсновные принципы развития внимания у дошкольниковКак развить внимание у детей дошкольного...

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие связной речи детей в процессе совместной и свободной деятельности в д/с"

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлени...