"Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания"
консультация на тему

 Кошелева Татьяна Алексеевна

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка, может и должно служить средством в развитии речи детей уже с дошкольного возраста. Работа по формированию патриотических и интернациональных чувств проходит эффективнее, если к ней подключаются и родители.Поэтому в данном материале представлены некоторые методы и приёмы, игры и упражнения, которые помогут родителям  в воспитании настоящего гражданина  и патриота.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания»

Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.

Работа по формированию патриотических и интернациональных чувств проходит эффективнее, если к ней подключаются и родители.

Позиция родителей, их пример как граждан нашего общества, является основой семейного воспитания ребенка. Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.

К жизни нашей страны дошкольника приобщает всё: рассказы родителей о своем труде, обсуждение с детьми произошедших в стране событий (космический полет, чемпионат мира по хоккею или футболу и т.д.); участие в общенародных праздниках и гуляниях; посещение парка культуры, музеев или стадионов и др.

Для воспитания у детей чувства патриотизма можно использовать и так называемые житейские мелочи: маме на работе дали бесплатно билеты на елку; всей семьей поехали в дом отдыха; старший брат на лето уезжает в лагерь отдыха, семья въезжает в новую квартиру; летом отправились в путешествие  и т.д.

Вам хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это – музей знаменитого писателя...» и т.д.

Разговор не должен быть назидательным, это – совместное раздумье, обсуждения; ребенок должен видеть естественную заинтересованность родителей.

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членом семьи.

Значительную помощь родителям могут оказать  игры типа:

1.«Слова-друзья» или «Скажи по другому». Цель - знакомить детей со словами – синонимами типа: страна – государство; Родина - Отчизна, Отечество;  Россия – Русь; воин - солдат, боец, защитник и т.п.

2. «Слова - наоборот» - на подбор антонимов, например: Родина - чужбина; враг - друг, плен – воля,  смелый – трусливый, правда - ложь и т.п. 

 3. Образуй новое слово» - обогащение словаря детей за счёт обучения навыкам словообразования. Например:

- образования родственных слов: город – городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина – родной, род, родственник, родители  и т.п.

- образования прилагательных от словосочетаний: площадь рядом с вокзалом – привокзальная площадь. Семья, в которой много детей - многодетная семья.  И т.п.

- сложных слов, например: гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный и т.п.;

- образования слов типа: Земляне, Россияне, москвичи, самарцы и самарчанки, Кинельцы и т.п.

4. «Назови достопримечательности Москвы  (Самары, Кинеля)»

5.«Назови любимые сказки (песни) английских и российских детей» и т.д.

6. «Чем похожи и непохожи». Например: улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларёк, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар.

Хорошо активизируют мыслительную деятельность и словарь детей проблемные вопросы, типа:

- Как сделать город красивым?

- Почему так называют: пригород; улицы: Озёрная, Школьная, Зелёная, Парковая и т.п.

Эффективны и рассказы по темам, например: «Моя семья»,  «Мой путь от дома до садика» «Мой город», «Путешествие посылки или письма», «Герб нашего города (Семьи)», «Самое любимое место в городе» и т.п.

Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют и лучшему усвоению полученных  представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию

С уважением учитель-логопед Кошелева Т.А.