Дидактические игры для развития речи детей от 4 до 7 лет. Консультация для родителей.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Лигай Арина

Содержание:

1. Вступление

2. Нормы речевого развития детей 4-5 лет

3. Нормы речевого развития детей 6-7 лет

4. Словесные дидактические игры по развитию речи для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка»

Дидактические игры для детей от4 до7 лет (в зависимости от возраста и словарного запаса ребенка можно усложнять или упрощать задания в играх).

Уважаемые мамы и папы!

Обращали ли вы пристальное внимание на речь своего ребенка?

Устная речь – это один из главных инструментов в жизни современного человека. Она позволяет общаться, устанавливать контакты и взаимодействовать с социумом. Правильно сформированная речь у ребенка — это залог его успеха в учебе и работе в будущем.

                                                                                                                                                          Нормы речевого развития детей 4-5 лет.

 В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.

Точно называет предметы и их качества.

Придумывает собственные слова и даже стихи.

В речи много прилагательных, предлогов.

Становится больше личных местоимений

Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.

Происходит овладение монологической речью и пересказом.

Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.

Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).

Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.

Говорит не быстро.

Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5-7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.

Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).

Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.

Знает, где право, лево; сколько времени.

Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.

Знает название страны, столицы.

Оперирует географическими понятиями.

Знает правила движения пешеходов.

Склоняет существительные по числам и падежам.

Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.

Верно использует все части речи

Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

 К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные. 

Разговаривайте со своим ребёнком сложными и сложноподчиненными предложениями, например, «Подай, пожалуйста, белую кружку с голубой каемочкой, которая стоит справа от тебя», приучайте малыша тоже давать полный ответ. Обсуждайте прочитанные книги, просмотренные фильмы, пересказывайте их, беседуйте с ним, учите стихи.

Доказано, что дети усваивают речь по подражанию, и образцом для них служит именно речь родителей и других взрослых, окружающих его.  Следовательно, важно не подражать детской речи, а говорить чётко, выразительно, эмоционально.

Но часто вам не хватает времени на занятия с ребенком, поэтому в данной подборке развивающих речь детей игр, собраны простые, но эффективные, которые не требуют много времени и могут быть проведены по дороге в детский сад или домой, а также во время прогулки! В процессе этих игр вы станете ближе друг другу получите удовольствие от общения.

Успехов вам в ваших совместных диалогах, рассказах и играх!

Примеры игр по дороге домой.

   Игра «Кто больше придумает слов»

Цель игры: расширение словаря детей за счет использования в речи прилагательных и глаголов.

Ход игры: вы называете ребенку предмет , малыш находит к нему пдходящие по смыслу  слова. Пример: «Какой бывает мяч?» – ответ ребенка должен быть полным: «Мяч бывает круглый, резиновый, кожаный, пластмассовый, упругий и т.д.».  «Что может делать птица?» - «Птица может летать, клевать, издавать звуки, чистить перышки и т. д.»  Затем вы меняетесь ролями.

Игра «К чему относится?»

Цель: закрепить знания детей об обобщающих понятиях.

Ход игры:

взрослый называет один или несколько предметов, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.  Затем можно назвать обобщающее слово, а к нему подобрать подходящие слова.  Например, «кастрюля, кружка, чашка, тарелка – это посуда. Насекомые – это мухи, стрекозы, пчелы, шмели, гусеницы, пауки и так далее».

Игра «Почему» и «Потому что»

Цель: научить детей задавать вопрос: «Почему?» и отвечать на него полным предложением, используя союз «потому что».

Ход игры: взрослый задает ребенку вопросы.

Например, «Почему осенью много луж?»

Ребенок отвечает: Осенью много луж, потому что часто идут дожди»,

а затем пробует задавать взрослому свои вопросы со словом «почему».

«Почему ласточки улетают осенью?». Взрослый отвечает: «Ласточки улетают осенью в теплые края, потому что зимой им нечем питаться: все насекомые прячутся или впадают в спячку».

Игра «Назови лишний предмет»

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Ход игры: вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых

находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее

слово, например, ложка, чашка, кастрюля, скатерть; стол, стул, кресло,

пенек и т.д.

 Игра «Бывает – не бывает»

Цель: развитие слухового внимания, логического мышления.

Ход игры: предложите ребенку подтвердить правильность высказывания

словами «бывает – не бывает», например, летом падает снег; кошка умеет

летать; воробей – не птица и т.д.

Игра «Отгадай слово».

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие умения использовать в

речи прилагательные, глаголы.

Ход игры: предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,

пользуясь подсказками, например, кирпичный, высокий, многоэтажный…

(дом); едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус) и т.д. Потом пусть ребенок загадывает, а вы отвечайте

 Игра «Рифма»

Цель: развитие слухового внимания,  умения подбирать рифмы к словам.

Ход игры: вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-нибудь

сочинять, придумывать новые слова, рифмовать их. Предложите ребенку

придумать рифмы на слова, которые вы будете говорить, например, «дом –

лом», «гора – нора», «мост – рост», палка-галка, стучит-молчит, и т.д.

 Игра «Удивительные истории».

Цель: развитие связной речи детей, творческой фантазии, формирование грамматического строя речи..

Ход игры: вы сочиняете рассказ о том, что увидите с ребенком по дороге

домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит.

Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок

произносил правильно.

 Игра «Скажи наоборот».

Цель: пополнить словарный запас детей словами – антонимами.

Ход игры: вы называете ребенку слово, к которому нужно подобрать противоположное по смыслу.

Например, холодный-теплый; высокий-низкий; длинный – короткий, высоко-низко, далеко-близко, глубоко-мелко; бежит-стоит, горячо-холодно, спит-бодрствует, молчит-говорит, открывает-закрывает, любит-не любит, сажает-выкапывает, поджигает-тушит, шёпот-крик, молчаливость-говорливость, скромность-наглость, доброта-жадностьи т.д.

Игра «Отгадай, на что я смотрю?»

Цель игры: развивать фонематический слух детей; закрепить понятие о

признаке предмета; научить подбирать подходящий предмет к признакам.

Ход игры: ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет

для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение,

а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.

Например, вы выбрали для описания березу. Не называя это слово ребенку,

вы описываете ее признаки: «Она высокая, белоствольная, ветвистая,

кудрявая с зелеными (желтыми) листьями». Ребенок отгадывает название предмета: «Это береза». Затем вы меняетесь ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: Дидактические игры по развитию речи детей

Помещаю одну из консультаций для родителей развитию речи в дидактических играх....

Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи детей 6-7 лет"

Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи детей 6-7 лет"...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Консультации для родителей на тему "Дидактические игры в развитии речи детей"

Консультации для родителей на тему "Дидактические игры в развитии речи детей"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому т...


 

Комментарии

Лигай Арина

Пропущена запятая,
вместо 6-7 лет написано 5-7 лет