Зарождение педагогических принципов как науки в Западной Европе XVIII века
статья

Михайлова Елена Александровна

В статье рассматриваются предпосылки возникновения музыкальной педагогики как науки в теоретических трудах ведущих музыкантов Западной Европы XVIII века.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, трактаты, теоретики-музыканты, Й.Шайбу, К.Ф.Э. Бах, Л.Моцарт, Й.Кварц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zarozhdenie_pedagogicheskih.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

                              ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

                              КАК НАУКИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVlll ВЕКА

                                                                                                                 Михайлова Е. А.

                                                                                                                Музыкальный руководитель

                                                                                                                ГБДОУ √ 81 комбинированного

                                                                                                                вида Центрального района

                                                                                                                Санкт - Петербурга

                                             

                                                                   

Аннотация: автор в своей статье рассматривает предпосылки возникновения  музыкальной педагогики  как науки в теоретических трудах ведущих музыкантов Западной Европы XVlll  века.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, трактаты, теоретики-музыканты ,И. Шайбу, К. Ф. Э. Бах, Л. Моцарт, И. Кварц

       

       

            Многочисленные трактаты  XVlll века, относящиеся к музыкальной сфере, были посвящены не только исполнительским, но и исполнительским вопросам. И прежде всего следует отметить весьма актуальную в то время проблему профессионального отношения к музыке как к науке и искусству.

Так, Иоганн Шайбу (1708 – 1776) , знаменитый музыкальный критик и теоретик того времени, в своём еженедельном журнале «Критический музыкант», в статье √28, писал : «Нет необходимости доказывать, что музыка необходима…  Музыка – обширная и требующая знаний наука, и одновременно не менее замечательное искусство. Отделить эти два аспекта друг от друга невозможно, так как ни один не может существовать по отдельности… Следовательно, она требует такого же отношения, как и другие науки, которым обучают в университетах… Мы можем установить, что в университетах изредка происходят различные сборища, посвящённые музыке, но нигде не увидим, чтобы ею занимались, как остальными научными дисциплинами. Недооценка музыки в высших учебных заведениях является существенной причиной растущего к ней неуважения среди ученых… « [ 3, 318, 321]

Таким образом проблема музыкального образования в XVlll  веке стояла достаточно остро. И. Шайбе в своих трудах предлагали некоторые средства, которые могли бы помочь, по его мнению, добиться «изучения музыки в высших учебных заведениях» .

Прежде всего проблема была не только в качественном музыкальном образовании, но и острой нехватки хороших учителей и хороших пособий по обучению. Для решения этих проблем у И. Шайбе не было однозначного ответа, однако он призывал учёных – теоретиков хотя бы попытаться « сделать возможным невозможное».

И первым шагом должно было стать создание музыкальных академий. Согласно традиции того времени, в основном обучение музыкантов практиковалось частным образом на дому. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с середины XVlll века появляется всё больше трудов посвящённых проблемам музыкального воспитания и образования.

Первым научным трудом, в котором автору удалось наиболее полно раскрыть тебя проблемы, которые так остро встали перед музыкантами восемнадцатого века, был тракта Иоганна Матесона « Совершённый капельмейстер», вышедший в 1739 году. Он выступал против традиции спекулятивного отношения к музыке, против «чистых алгебра истов», подчиняющихся музыкальное искусство власти голой математики, которая не могла быть « сердцем и душой музыки». Главное в ней – опыт и чувство. Маттесон выступал так де с критикой всякого рода рутины в области музыкальной теории и практики. Он утверждал, что каждое произведение должно обладать тремя качествами – мелодией,  гармонией и галантностью, то есть совершенно определённым стилем и характером высказывания.

В год рождения В. А. Моцарта выходит трактат его отца, Леопольда Моцарта « Опыт основательной скрипичной школы». Этот трактат стал своеобразной энциклопедией музыкального мышления того времени. Придерживаясь теории аффектов, Л. Моцарт указывал на труд, как на единственный путь к достижению профессионализма в любом деле.

Наравне с трудом Л. Моцарта музыканты того времени зачитывались и трактатом Иоганна Кварца « Опыт руководства по игре на поперечной флейте». Кварц считал что настоящий музыкант обязан быть образованным человеком : знать основы математики, философии, риторики, несколько иностранных языков, знать теоретические основы – композицию, контрапункт, а так же познакомиться с театральным и актёрским искусством.

 Чуть ранее, в 1753 году, вышел  труд К . Ф. Э. Бах в предисловии к своему трактату « Опыт истинного искусства игры на клавире» писал: Моя книга предназначается с первую очередь для педагогов, методы преподавания которых до настоящего времени не соответствует истинным принципам искусства». [ 3, 283 ]

Трактат Бахвалов стал своеобразным пособием, « настольной книгой» многих начинающих преподавателей и клавиристов.

Эти труды стали главным источником наших источников наших знаний о тогдашнем обучении музыки и позволили обходить тем основные принципы, которыми руководствовались педагоги в обучении учеников музыкальному искусству.

Список литературы :

1.Аберт Герман В. А. Моцарт часть первая, книга первая ( Москва, « Музыка», 1987)

2.Алексеев А. Д. История фортепианного искусства ( Москва : Музыка, 1956)

3.Г.Чичерин  Моцарт (Ленинград « Музыка», 1971)  с. 318,321,283

4.Шестаков В. П. Музыкальная эстетика Западной Европы 17- 18 веков (Москва «Музыка», 1971)

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные заведения в западной Европе в новое время

Призентация посвещена истории педагогике в Заподной европе в новое время....

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

Презентация "Эволюция музыкальных инструментов с XVIII века до наших дней"

Эволюция музыкальных инструментов с XVIII века до наших дней...

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ»

Авторский вклад в раскрытие темы исследования» в секции «Педагогические науки»...

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ»

Авторский вклад в раскрытие темы исследования» в секции «Педагогические науки»...