Краткосрочный проект во второй младшей группе "Всемирный день воды"
проект (младшая группа)

Игнатович Ольга Андреевна

Краткосрочный проект во второй младшей группе "Всемирный день воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_22_marta_den_vody.docx92.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад №6 «Лукоморье»

 

   Проект во второй младшей группе 

 

«Всемирный день воды»

 

  

       

 

                                                               

                                                           Автор:

 Воспитатель

Игнатович О.А.

 

2024г

Проект во второй младшей группе

«Всемирный день воды»

Актуальность проекта:

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью формирования знаний детей о важности воды, был разработан проект «Всемирный день воды» для детей младшего дошкольного возраста.

 Цели проекта: 

  • ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ и для здоровья человека.
  • развитие познавательной и социально – эмоциональной сферы;
  • сенсорное развитие детей младшего возраста через занятия и игры с водой;
  •  формирование экологической культуры.

Проблема проекта: Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
  • Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
  • Формировать умение детей бережно относится к воде.
  • Дать представление о том, какую роль играет вода в жизни человека.
  • Закрепить представления детей: о свойствах воды (прозрачность, легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая), действии с водой и предметами, Вода принимает разную форму.
  • Расширение словарного запаса. Формировать умение выполнять простейшие опыты.
  • Развивать мышление, познавательные способности у детей в играх с водой;
  • Приобщать родителей к сотрудничеству с воспитателем и детьми через игры и занятия с водой;
  • Воспитывать экологическую культуру детей;

Тип проекта: познавательно – творческий.

Длительность проекта: Краткосрочный – одна неделя.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат:

Создание предметно-развивающей среды для расширения представления детей о воде, её значении для человека и окружающей среды.

Формирование представлений детей о природном объекте воде;

Формирование познавательного интереса; воспитание бережного отношения к воде.

Активация словарного запаса;

Сотрудничество родителей, воспитателей и детей в реализации проекта.

 

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

  • Составление проекта.
  • Подготовка к реализации.
  • Беседы о воде. 
  • Подбор художественной литературы по теме: А.Барто «Девочка чумазая»,     А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. И.Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Дождик, дождик, пуще», «Водичка – водичка». Рассказ В. Бианки «Купание медвежат».
  • Подбор экспериментов с водой.
  • Подбор подвижных игр. 

2 этап. Основной.

  • прогулка,
  • наблюдения,
  • занятия,
  • игры,
  • картотека экспериментов,
  • опыты и наблюдения,
  • художественное слово.

 3 этап: заключительный.

Оформление выставки рисунков и аппликаций.

Работа с родителями:

Консультация: «Опыты и эксперименты с водой в домашних условиях».

Консультация «Экологическое воспитание детей».

Разучивание с детьми потешек, стихов о воде совместно с родителями.

 Ожидаемые результаты: От нашего проекта, мы ожидаем того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.

Литература:

  1. Баранов Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
  2. Горькова Л.г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
  3.  Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».
  4. Материалы собранные совместно с родителями и воспитателями (стихи, сказки, потешки о воде).

 

Конспекты занятий

 Конспект занятия по развитию речи на тему: «Волшебница вода» во второй младшей группе.

Цель: учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызывать желание запоминать и выразительно воспроизводить стихи .Познакомить детей со свойствами воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет. Развивать познавательную активность дошкольников в опытнической деятельности. Обогащать словарный запас детей словами: жидкая, прозрачная, бесцветная, льётся, переливается, проливается.

Материал: игрушка зайчик, камни, гуашь, пластмассовые прозрачные стаканы, салфетка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вас сейчас буду спрашивать, а вы отвечайте словами и показывайте руками.

Ручки мыли? (Мыли)

Ушки мыли? (Мыли)

Щечки мыли? (Мыли)

Все помыли, ничего не забыли?

А теперь мы чистые, зайчики пушистые!

Воспитатель: Ребята, а какие лучшие друзья у чистюль. Какие предметы помогают нам быть чистыми? (Мыло, мочалка, расческа, зубная паста, зубная щетка, полотенце и. т. д)

Воспитатель: А что самое главное нужно для умывания? (Вода)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода очень любит, когда дети про нее потешку повторяют. Водичка, когда льется из крана, журчит веселее, моет чище. Давайте попробуем. (Давайте)

Водичка, водичка,

Умой мое личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Вы услышали, какую песенку поет водичка? (С-с-с-с-с)

А когда откроешь кран посильнее (Ш-ш-ш-ш-ш)

Водой из крана мы что делаем? (Умываемся)

А когда в ванне много воды, мы что делаем? (Купаемся)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Всегда дружите с водой!

Сегодня я приглашаю вас в гости к моему другу Зайчику-Любознайчику . А вот и Зайчик-Любознайчик встречает нас. Ребята, поздоровайтесь с зайчиком. Зайчик очень любит играть с водичкой и приглашает нас поиграть.

Игра «Прятки».

Сейчас его подружка водичка спрячет от вас камушек, а вы попробуйте его найти.

1,2,3,4,5 – пора глазки закрывать (дети закрывают глаза, педагог опускает в стакан камень)

1,2,3,4,5 – можно глазки открывать.

Ребята, где спрятался камень? (в стаканчике)

Зайчик очень удивился и спрашивает вас, почему вы так быстро её нашли? Маша? Сережа? Ваня?

Правильно, ребята, вы сказали. Камешек видно.

Вода не смогла спрятать предмет, потому что она чистая, прозрачная.

Давайте вместе скажем, какая вода? «прозрачная». Сонечка, скажи ты.

Как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей)

На самом деле вода не имеет цвета, она бесцветная. Давайте вместе скажем «бесцветная». А теперь скажи. (3-4 ответа детей)

Ребята, а какой должна быть вода, чтобы игрушка спряталась? (тёмная)

Правильно. Я предлагаю водичку подкрасить.

Игра «Цветная водичка»

Смотрите, сейчас начнётся волшебство.

В каждый стаканчик я добавлю цветную гуашь.

Какая вода получилась в этом стаканчике? (красная)

Какого цвета гуашь я добавила в этот стаканчик? (синюю)

А сейчас я добавлю жёлтую краску и получится (жёлтая вода)

Какого цвета водичка в этом стаканчике? (зелёная)

Ребята, посмотрите, у нас получилась цветная вода.

Какая вода у нас получилась. Давайте вместе скажем «цветная».

А давайте-ка, теперь мы пригласим Зайчика-Любознайчика поиграть.

Игра «Спрячь камушек».

Ну-ка, дружно скажем:

1,2,3,4,5 – пора глазки закрывать (педагог завязывает Зайчику глаза)

Подойдите к столу и спрячьте по одному камешку в стакан с цветной водой (дети подходят к столу и опускают камни в подкрашенную воду).

А теперь скажем:

1,2,3,4,5 – можно глазки открывать (педагог открывает Зайчику глаза)

Зайчик, где камушки?

Ребята, наш Зайчик-Любознайчик не может найти камни и спрашивает: куда вы их спрятали?

Тимур, куда ты спрятал камень? А ты, Вика? Илья?

Зайчику непонятно, почему же их не видно? Расскажите ему, ребята.

Правильно, мы подкрасили воду, и она стала непрозрачная.

Какая вода стала? Давайте вместе скажем «непрозрачная».

В этом стакане вода прозрачная и камень виден. А в другом – непрозрачная, поэтому камень не видно.

Ребята, Зайчик-Любознайчик говорит вам спасибо, за то, что вы научили его различать прозрачную и непрозрачную воду и зовёт вас поиграть с цветной водичкой.

Игра «Перелей водичку»

Подойдите все к столу, возьмите 1 стаканчик с цветной водичкой и 1 пустой стаканчик.

Посмотрите, вода льётся, переливается, проливается.

Ребята, что делает вода? (льётся, переливается)

А почему вода льётся, переливается? Да потому что она жидкая. Давайте вместе скажем «жидкая». Молодцы ребята!

Давайте вспомним чем мы сегодня занимались? Что нового узнали о воде? Какие новые слова выучили?. Мы с Зайчиком-Любознайчиком прощаемся с вами , до новых встреч!

 

 

 

Конспект  по рисованию на тему: «Радуга» во второй младшей группе.

Цель:

Способствовать формированию у детей чувства прекрасного; развивать творческие способности; воспитывать аккуратность при работе

и эстетическое отношение к природе.

Задачи

Уточнить представление детей о радуге, как атмосферном явлении; закрепить знания детей о семи цветах радуги.

Оборудование:

Плотные альбомные листы на каждого ребенка, кисточки, подставки для кисточек, акварельные краски, салфетки, клеёнки для стола, вода, картинка «Радуга».

 

1.Вводная часть.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я шла по дороге в детский сад

и нашла конверт с письмом, в котором была написана загадка. Только я не смогла её отгадать, поможете мне?

- (ответы детей)

-Послушайте, пожалуйста:

Разноцветно коромысло

Над дорогою повисло.

Семь цветов - одна дуга,

Это чудо-… (радуга)

-Правильно, как же я сразу не догадалась.  Я даже знаю одну историю про радугу, хотите её послушать?

-Высоко-высоко в небе, на большом и красивом облаке живет Радуга. Она большая домоседка, с облака ее выманить довольно трудно. Выходит она из своего облачно-пушистого домика только после дождя. Чуть только покажется солнышко, как она уже прыгает по последним капелькам дождика, смотрит на своё отражение и смеётся. Такая хохотушка! Через всё небо протягивает свои разноцветные полоски. А всего полосок семь. Радуга, глядя на них, ещё и считать училась, когда была совсем маленькая. Первая полоска-красная, вторая-оранжевая, третья-жёлтая, четвертая-зелёная, пятая-голубая, шестая-синяя, седьмая-фиолетовая. Всего семь полосок. Она была всегда радостная.

2. Основная часть.

-Ребята, а кто знает, что такое радость?

 -(ответы детей)

-Скажите, а на что похожа радуга?

- (ответы детей)

-После чего можно наблюдать радугу?

 - ответы детей (после дождя)

-А что ещё можно увидеть после дождя?

-ответы детей (солнышко и др.)

-Правильно, ребята. Итак, после дождя в воздухе висят незаметные капельки воды. Солнечные лучи, которые просвечивают через них, видны нам в виде разноцветных полос, которые мы и знаем, как радугу. Посмотрите на картинку и назовите мне цвета радуги, начиная с верхней дуги.

-(ответы детей)

-А теперь, когда я картинку убрала, прошу вас вспомнить порядок следования цветных дуг. Запомнить цвета радуги совсем не сложно. Достаточно выучить следующую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета.

-(дети хором повторяют текст)

 

Физкультминутка:

В небе дождь, гроза. (Поднимаем руки вверх)

Закрывай глаза! (Закрываем глаза руками)

Дождь прошел, трава блестит. (Руки в стороны)

В небе радуга стоит. (Руками рисуем радугу над головой)

 

-Сегодня мы с вами нарисуем, радугу, для этого нам понадобиться лист белой бумаги. Давайте возьмём кисточку, намочим её в воде, и окунём в красную краску и нарисуем большой первую дугу. И так по очереди рисуем оранжевую дугу, жёлтую дугу, зелёную дугу, голубую, синюю и фиолетовую дугу.

- Смотрите, какие красивые переливы у нас получились!

Радость, видите какая!

В небе радуга сияет!

Краски дивной красоты

У небесной радуги.

Семь цветов сложились вместе,

Словно ноты в дружной песне.

Здесь и солнце в жёлтом цвете,

Зелень всех лесов планеты,

Синь небесной глубины,

Фиолетовые сны.

3.Заключительная часть.

- Ребята, давайте вспомним о каком явлении природы мы сегодня с вами говорили?

- Давайте ещё раз повторим цвета радуги.

- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

- Вы большие молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Посмотрите, какие у всех получились разные, красивые радуги.

 


Конспект  по аппликации на тему: «Капелька» во второй младшей группе.

 

Программное содержание: Знакомить детей с первыми признаками весны. Рассказать детям о том, что такое капель. Учить детей наклеивать готовые формы  на лист бумаги, развивать умение правильно располагать их на листе. Учить аккуратно,  смазывать элементы поделки клеем. Отрабатывать навыки работы с клеем и бумагой. Создать у детей радостное весеннее настроение.

Интеграция с другими образовательными областями:  познание (знакомство с окружающим миром), физическая культура, экологическое воспитание.

Обогащение словаря:  весенняя капелька

Оборудование: Ободок «солнышко», ободки «капельки» по количеству детей, заготовки белой бумаги, синие бумаги с изображением облако по количеству детей, по 6 – 10 капельки из синей цветной бумаги на каждого ребёнка для аппликации , клей – карандаш , салфетки, аудиозаписи с пением птиц и весенней капели.

Ход занятия

В группу входит воспитатель в ободке «солнышко»:

Воспитатель :Здравствуйте ребята!  Узнали меня?

Ответы

Воспитатель: Правильно я весеннее солнышко .Какой прекрасный сегодня день! Как тепло на улице.  А вы расскажите мне, почему на улице так потеплело?

Ответы.

Воспитатель: Правильно потому, что наступила весна… Весна моя очень давняя подруга…она и меня разбудила и заставила светить ещё ярче…и быть ещё теплее…

Ребята, а вы заметили, что снег потихонечку начал куда-то пропадать? А вы знаете куда пропадает снег весной?

Ответы

Воспитатель: Ребята  я помогаю моей подруге весне превратить снег в воду, и когда я начинаю светить и греть из  облаков начинают падать капельки , и становятся водой а вода впитывается глубоко в землю и даёт ей влагу.

Послушайте моё  стихотворение…

 Смотрит солнышко на ель,

С ели капает капель.

А синичка не поймёт ,

Кто так весело поёт?

Воспитатель: Ребята, эта песня  начинает звенеть  тогда, когда облака начинают таять от весеннего солнышка, и этот весёлый звон  я называю капелью!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите послушать ,как поёт капель?

Ответы.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками капели…

Воспитатель: Ребята, а вы хотите побыть маленькими капельками?

Ответы.

Воспитатель: Тогда держите (одевает ободки –капельки)

Давайте будем весело и высоко подпрыгивать и приседать…как капельки от облаков…

(ВЫПОЛНЯЮТ ПРЫЖКИ 3 -  4 РАЗА)

Воспитатель. Попрыгали? а теперь посмотрите сюда(показывает маленькие капельки  из бумаги) это ваши капельки - подружки.  Они тоже хотят весело капать  со своих облаков, идёмте я вам что – то покажу. (Воспитатель подводит детей к столу с заготовками облака на бумаге). Давайте поможем капелькам найти свои облака.

Воспитатель: поможем?

Ответы

(Выполняют работу.)

Воспитатель: Посмотрите ребята, как хорошо наши капельки подружились со своими облаками. Это вы им помогли. Ребята а скажите мне теперь ,как мы называем звонкую песню наших капель?

Ответы:

Воспитатель: правильно капель.  И за то, что вы сегодня так весело играли и помогли нашим капелькам, я подарю вам свои маленькие солнышки –улыбки ,чтобы они всегда вам светили и улыбались.

А сейчас мне пора…я буду готовиться, чтобы греть вас всю весну и лето.  До свидания.  До новых встреч!!!


Конспект  по предметному миру на тему: «Берегите воду!»  во второй младшей группе.

Цель:

- дать детям представление о водопроводе, о последствиях неправильного обращения с водой;

- развивать у детей умение закрывать за собой кран;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: Волшебная коробка, капельки воды из цветной бумаги (по количеству детей), доска с рисунком речки, слайды.

Ход занятия

(Под музыку дети встают полукругом перед воспитателем)

1. Орг. момент. (Игра "Здравствуйте")

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся).

2. Новый материал

(решение проблемной ситуации)

Воспитатель:

- Сегодня утром, когда я пришла на работу, то увидела на столе вот эту красивую коробочку. Как вы думаете, что  в ней может быть ? А давайте мы опустим туда руку и достанем, то, что там находится. (Первым это делает воспитатель и достаёт капельку воды, вырезанную из цветной бумаги, затем это делают дети).

- Что это, ребята?

- Правильно, это капелька воды. А откуда взялись наши капельки? (Из реки)

- Давайте вернём наши капельки воды в речку и сядем на стульчики. (Дети и воспитатель крепят капельки к доске, на которой нарисована речка).

(Слайд 1)

(актуализация опорных знаний)

- Подумайте, ребята, а зачем нам нужна водичка? (Умываться, стирать вещи, готовить еду, делать уборку...).

-Правильно! Молодцы!

(воспитатель читает отрывок из стихотворения Н. Рыжовой)

Без воды вам не умыться, 

Не наесться, не напиться! 

Смею вам я доложить: 

Без воды нам не прожить!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без воды нам не прожить!

- Ребята, мы каждый день умываемся, моем руки. А откуда мы берём воду? (Из крана).

- А откуда берётся вода в кране? Мы ведь каждый день ею пользуемся, а она всё течёт, течёт и никак не вытечет. (Вода попадает в кран из речки или из- под земли).

- Сначала капельки воды плавали в речке (показывает капельки на доске), а потом человек направил их в трубы  и она попала в кран.

(Слайд 2)

Нам кажется, что вода сама течёт из  крана и никогда не закончится, но это не так. Если все люди не будут выключать кран, то вода может закончиться.

 Сейчас я прочитаю вам стихотворение об одном мальчике, который забыл закрыть кран и мы узнаем, что из-за этого случилось с рекой.

(Слайд 3)

(воспитатель читает отрывок из стихотворения Бориса Заходера «Что случилось с рекой?»)

Течет река

Издалека...

Течет река...

Течет река...

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

Течет река...

Течет река...

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне...

Но что такое?!

Караул!!!

Ах, реку мы не узнаем:

Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели...

А рыбы! В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк!

Пустяк... Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

-Что случилось с рекой? Почему в речке исчезла вода?

- Что надо делать чтобы вода не исчезала и всегда была у нас в кране? (Всегда закрывать кран с водой, надо воду экономить...).

Вывод: Чтобы вода не исчезла мы должны её экономить и никогда не забывать закрывать кран с водой.

3. Итог занятия:

- Откуда приходит вода в наши дома?

- Что случиться если не закрывать кран с водой?

(Слайд 4)

- О чём нам говорит этот знак?

- Берегите воду, она драгоценна!

4. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня, ребята?

- Что вы скажите мамам и папам если они долго будут выпускать воду из крана?

- Кому было интересно, поднимите большой пальчик вверх

-  Ребята, давайте, и мы похлопаем сами себе! Вы, молодцы!


Конспект по окружающему миру во второй младшей группе «Разноцветные льдинки»

Цель: развивать у детей младшего дошкольного возраста познавательный интерес.

Задачи:

Образовательные:

- формировать знания детей о свойствах льда;

- познакомить со свойствами льда (твёрдый, холодный, блестящий, скользкий, тает в тепле, превращается в воду, может стать цветным).

Развивающие:

- развивать умение наблюдать;

- развивать внимание, речь, память.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любознательность, желание познавать природу.

Виды деятельности:

Коммуникативная;

- Игровая;

- Двигательная;

- Познавательная.

Методические приемы: 

- наглядный;

- игровой;

- словесный;

- практический;

- исследовательский.

Словарная работа: активизировать названия основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный); слова (льдинки, лёд, холодный, блестящий, гладкий, цветной, скользкий, твёрдый, прозрачный).

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Погреем пальчики», наблюдение за льдом во время прогулок, рассматривание льда.

Оборудование: блестящая коробочка, кубики бесцветного льда, миска с горячей водой, фартуки клеёнчатые (по количеству детей), одноразовые тарелочки, салфетки (по количеству детей), стаканчики с водой (по количеству детей), гуашь разных цветов, кисти, формочки для замораживания льда.

Ход занятия:

Стук в дверь. В группе появляется Снеговик (герой) с блестящей коробочкой в руке.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кто это пришёл к нам в гости?

Дети: Снеговик. (рассматривают Снеговика) 

Снеговик: Здравствуйте, дети! Да!

Я веселый снеговик!

К снегу, к холоду привык.

Снеговик я не простой,

Любопытный, озорной.

К вам приехал я не зря

Есть сюрприз у меня.

Давайте с вами познакомимся. Я захватил «волшебный снежок». К кому он попадёт в руки, тот будет называть своё имя.

Проводится «Игра-знакомство».

Дети встают полукругом возле своих стульчиков, снеговик, передавая «волшебный снежок» каждому ребёнку, просит назвать его имя. (Дети садятся на стулья.)

Воспитатель: Что ты принёс нам снеговик?

Снеговик: Ребята, я принёс вам блестящую волшебную коробочку. Но я не могу её открыть. (Пытается открыть коробку, но она не поддаётся.) Она откроется если вы сумеете отгадать мою загадку.

Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает,

Что водою слёзы льёт?

Ну, конечно, это - … (лёд).

(Снеговик открывает коробку, дети подходят к ней и рассматривают, что там внутри.) 

Воспитатель: Посмотрите, что это?

Дети: Лёд, льдинки.

Воспитатель: Вы оказались правы, это льдинки! Ребята, возьмите по одному ледяному кусочку в ладошки и пройдите пожалуйста к столу. Давайте мы рассмотрим наши льдинки.

Воспитатель: Потрогайте льдинку, какая она?

Дети: Холодная, гладкая, блестящая.

Воспитатель: А если мы нажмём на льдинку, что можно о ней сказать, какая она? Твёрдая или мягкая?

Дети: Твёрдая.

Воспитатель: Правильно, лёд твёрдый и мы не можем поломать его руками. А теперь посмотрите, какого цвета лёд?  

Дети: Прозрачный.

Воспитатель: Давайте проверим на опыте. Перед вами лежат полоски цветной бумаги, положите на неё льдинку. Что вы видите?

Дети: Бумагу.

Воспитатель: А почему её видно?

Дети: Потому что лёд прозрачный.

Воспитатель: Правильно, лёд прозрачный, через него мы можем видеть предметы.

Посмотрите, льдинка выскальзывает у меня из рук, удержать её очень трудно, почему как вы думаете?

Дети: Потому что она скользкая.

Воспитатель: Вы совершенно правы, она скользкая. Ой, ребята, откуда появилась на наших ладошках вода?

Дети: Льдинка растаяла.

Воспитатель: Верно. Ребята, а как вы думаете, почему льдинки начали таять?

Дети: Мы их трогали тёплыми ладошками, в группе тепло, а в тепле лёд тает.

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а во что превращается лёд, когда растает?

Дети: В воду.

Воспитатель: Значит лёд - это вода, которая замёрзла. Давайте это проверим. Положим наши льдинки в миску с тёплой водой, и посмотрим, что же с ними произойдёт. (Дети опускают льдинки в миску с тёплой водой.)

Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, они, наверное, замёрзли, давайте их погреем.

Проводиться пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики».

Лёд руками собирали, (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук) 

Наши пальчики устали.

Мы их будем растирать, (энергично потирают ладонь о ладонь) 

Мы их будем согревать.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, мы же с вами совсем забыли про свои льдинки? Снеговик тоже хочет посмотреть, что же произошло с его льдинками. (Воспитатель показывает детям миску с водой.)

Воспитатель: Ой, куда же делись наши льдинки?

Дети: Растаяли.

Воспитатель: Почему они растаяли?

Дети: Потому что лёд в тепле тает.

Воспитатель: Верно. Но ты, Снеговик, не расстраивайся, мы сделаем тебе цветные льдинки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши столы и подумайте, как можно сделать разноцветные льдинки? (Выслушивает ответы детей и обобщает их.) 

Воспитатель: Правильно, сначала мы сделаем воду цветной, а затем разольём её по формочкам и заморозим на улице. Посмотрите, краски какого цвета стоят у вас на столе? 

Дети: Красная, синяя, желтая, зеленая.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Теперь вы можете выбрать любую из красок и окрасить таким цветом льдинку. Льдинку какого цвета решила сделать ты, Ксюша? А ты, Тарлан, какой цвет выбрал? Тогда давайте приступим к работе. Чтобы моя льдинка была яркого цвета, краску нужно набрать побольше. Хорошо размешиваем краску в стакане и смотрим, какой цвет у нас получился? Если хотите, можете добавить ещё краски. Теперь выберите себе форму для льдинки и аккуратно, чтобы не разлить воду вылейте её в формочку. Если нужна помощь, я вам помогу. Ребята, мы с вами сделали льдинки? А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы у нас всё-таки получились льдинки?

Дети: Заморозить, вынести на улицу.

Снеговик: Ребята, я вам помогу, вынесу на мороз формочки.

Воспитатель: Пока Снеговик нам помогает, мы вытрем руки влажными салфетками. Глазки все закроем, повернёмся вправо - влево, покружимся на месте. Вот Снеговик и вернулся! Что у него в руках?

Дети: У него в руках разноцветные льдинки! (дети рассматривают их) Снеговик: Я, ребята, эти льдинки оставлю вам. Вы так старались! Такие молодцы! Вы много узнали про лёд и научились делать его цветным. А мне пора уходить, а то я растаю.

Воспитатель: Спасибо, Снеговик. Мы с детьми пойдём на прогулку и украсим цветными льдинками наш участок.

Снеговик: До свидания!

Дети: До свидания, приходи ещё.

Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали. Вам понравилось? Давайте вспомним, какие свойства льда мы узнали?


Приложения

Сказки  про воду

История одной Капли (грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что родники и реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

  • Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

  • Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

  • Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

  • Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки.

Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

  • Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.
  • А ты найди вольный Ветер — ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

  • Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось водой, сверкало, радовалось, пело гимн дождю и дружбе.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о живительной силе воды и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

  • Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

  • Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

  • Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

  • Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.
  • Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают      ввысь!
  • Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?
  • Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок. А про себя подумал:
  • Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Все живое нуждается в воде                  

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек.

  • «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»
  • «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».
  • «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
  • «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
  • «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
  • «Да ну заяц, я тебе не верю».
  • «А давай проверим»?
  • « И как же это мы будем проверять»?
  •  «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок      от меня».

  • «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!
  • « Ежик и ты мне подари цветы».
  • «Да запросто на держи».
  •  «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
  • «Хорошо заяц. До свидания»!

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

  • «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
  • «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
  • «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?
  • «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».
  • «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику, и солнышку».
  • «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

               

Пальчиковые игры

 «Какие бывают рыбы?»

Мы в подводном мире, друг,

(выполняют движения руками, как будто плывут брасом,

одновременно сжимая и разжимая ладони обеих рук)

Рыбы плавают вокруг:

(делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой рукой)

Рыба – меч, рыба – пила,

Рыба – удильщик и рыба - игла. (поочередно соединяют пальцы обеих рук с большим, начиная с мизинца)

«Моем ручки»

Ах вода, вода, вода!    (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги –влево!  (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить       пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро

 «Снежок»

Раз, два, три, четыре, 

  Мы с тобой снежок слепили.

  Круглый крепкий, очень гладкий

  И совсем-совсем не сладкий.

  Раз подбросим.

  Два поймаем.

  Три уроним

  И сломаем.

  Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  «Лепят» меня положение

  ладоней.

  Показывают круг, сжимают

  ладони.

  Грозят пальчиком.

  Смотрят вверх, подбрасывая

  воображаемый снежок.

  Роняют воображаемый снежок.

  Топают ногой.

«Каша».

Маша кашу наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке - в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
Указательным пальцем правой Руки мешают в левой ладошке. Загибают пальчики на обеих руках. Разжимают кулачки. Сдувают «крошки» с:

 «Антошка моет посуду»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения

 «Лодка»

Две ладошки прижму 

И по морю поплыву.

Две ладошки – друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Ладони лодочкой, волнообразные  

движения рук.

 Поднять выпрямленные ладони  

вверх.

Имитация движений волн и

рыбок.

 «Весна пришла»

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

 «Гроза»
Капли первые упали -
(слегка стучим двумя пальцами каждой руки по
столу)

Пауков перепугали. (внутреннюю сторону ладони опускаем вниз; пальцы
слегка сгибаем и, перебирая ими, показываем, как разбегаются пауки).

Дождик застучал сильней
(стучим по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей
(скрестив руки, ладони соединяем тыльной
стороной, машем пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра (сильнее стучим по столу всеми пальцами).
Разбежалась детвора!
(указательный и средний пальцы обеих рук
«бегут», изображая человечков).

В небе молния сверкает
(рисуем в воздухе молнию)
Гром на небе разрывает
(барабаним кулаками, а затем хлопаем в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднимаем обе руки с растопыренными пальцами)
Вновь посмотрит к нам в оконце.

Опыты и эксперименты с водой

«Узнаем, какая вода?»

1.Прозрачность воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: 3 стакана (1 с прозрачной жидкостью, 2 с подкрашенной гуашью, 3 с молоком); камни среднего размера, фартуки. Ход опыта: По предложению воспитателя один ребѐнок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают. Подведение детей к пониманию свойства воды – прозрачная.

«Узнаем, какая вода?»

2. Запах воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки. Ход опыта: По предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавлен сок выжатого лимона. Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.

«Узнаем, какая вода?»

3. Вкус воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой); сравнивать. Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки. Ход опыта: По предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар (по возможности привлечение детей к выполнению данных действий), ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха

«Узнаем, какая вода?»

4. Переливание воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой), упражняя в переливании воды из бутылки в стакан и обратно в бутылку с помощью воронки. Материалы: прозрачные белые пластиковые бутылки (ѐмкостью 0,33 л) (4 шт.), наполовину наполненные водой; 8 высоких узких прозрачных пластиковых стаканов, прозрачная миска и широкая чашка (по 4 шт.); воронка (4 шт.); поднос; клеёнка, фартуки по количеству детей. Ход опыта: По предложению воспитателя дети переливают воду поочередно в разные ѐмкости: стаканы, миски, широкие чашки. Воспитатель напоминает об аккуратности в процессе перелива. Подводит детей к пониманию того, что вода течѐт, переливается из одного сосуда в другой, принимая его форму. Вопросы к детям: Что ты сделал? Во что перелил воду? Вода льётся?

«Разноцветная вода»

(Окрашивание воды)

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: Прозрачные белые пластиковые бутылки (ёмкостью 0,33 л) (4 шт.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой бутылки нанесено немного гуаши 4-х основных цветов); поднос; салфетка, фартуки по количеству детей. Ход опыта: Совместно с воспитателем дети рассматривают жидкость в каждой бутылке, затем воспитатель, взяв одну из бутылок, закручивает на ней крышку, и, привлекая внимание детей, встряхивает её. Вода окрашивается в цвет, нанесѐнной на крышке краски. По предложению воспитателя дети включаются в окрашивание воды, встряхивая свои бутылки. Отвечают на вопрос: в какой цвет окрасилась вода. Подведение детей к пониманию того, что вода окрашивается в любой цвет, если в неё добавить краску.

«Вода – наша помощница»

1.Игровая ситуация «Девочка чумазая»

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды. Материалы: кукла, кувшин с водой, салфетка, таз. Создание проблемной ситуации: внесение куклы с грязными руками. Обыгрывание ситуации (наблюдение детей за мытьем рук куклы из кувшина с водой над тазом, вытирание). Наводящие вопросы к детям, выслушивание ответов детей, поощрение, подсказывание нужных слов, затем совместное обобщение сказанного. Подведение детей к пониманию свойства воды: вода смывает грязь.

2. «Без воды нам никуда»

Цель: формирование познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой); умения устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Материалы: стол – поддон для экспериментирования с песком и водой; песочные наборы для каждого ребѐнка, кувшин с водой, салфетки, фартуки. Ход опыта: По предложению воспитателя дети делают поделки в формочках из мокрого песка, помогая себе руками («Испечѐм пирожки»); воспитатель обращает внимание детей на их руки. Вопросы к детям: Что же нужно сделать, чтобы руки стали чистыми? Может быть отряхнуть или подуть на них? Стали руки чище? Как очистить руки от песка? Выслушивание ответов. Мытьё рук из кувшина, вытирание салфетками. Обобщение сделанного, подведение к пониманию свойства воды: смывает грязь, делая предметы чище.

3.Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: лейка, комнатные растения, пульверизатор. Организация наблюдения детей за поливом комнатных растений. Вопросы к детям: Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? Откуда она льётся? Выслушивание ответов. Знакомство со специальным устройством для разбрызгивания пульверизатором. Объяснение, что он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обращение внимания детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень маленькие. Предложение подставить ладошки, побрызгать на них. Вопросы: Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.)  Подведение детей к пониманию, что вода может литься, а может разбрызгиваться.

«Соберём водичку»

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой). Материалы: таз, стакан с водой, широкая чашка, разноцветные поролоновые губки, фартуки по количеству детей, салфетки, клеёнка. Ход эксперимента: Каждому ребёнку раздается губка, активизация в речи названия цвета губки; показ воспитателем действий по сбору воды, вылитой на стол (небольшое количество), покрытый клеёнкой из стакана; выжимание её из губки в широкую чашку; вовлечение детей в выполнение действий по образцу.  Подведение к пониманию свойства воды – принимает форму предмета, сосуда; свойств материалов – поролоновой губки – впитывает жидкость, помогая собрать воду.

«Кораблики»

Свойство предметов - плавучесть

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой). Материалы: таз с водой, бумажные кораблики, кораблики из скорлупы грецкого ореха и коробочек, фартуки по количеству детей. Ход эксперимента: По предложению воспитателя дети опускают (поочерёдно) на воду бумажные кораблики, кораблики из скорлупы и коробочек, наблюдая за ними. Вопросы к каждому ребёнку, комментирование результата. Обыгрывание ситуации, предложив детям сделать «ветер» и «волны» (имитация ветерка). Наблюдение за движением предметов по воде. Подведение детей к пониманию свойств плавающих предметов.

«Тонет - плавает»

Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение детей в вылавливании предметов с помощью сачков из воды. Материалы: таз с водой; сачки; мелкие предметы из разного материала (ложки деревянная и металлическая, пластмассовый и деревянный шары, мелкие резиновые мячи); резиновые игрушки (в одной вырезано дно для сравнения, какая из игрушек тонет и почему); бумажный кораблик, небольшие камешки, поднос, салфетки, фартуки. Загадывание загадки о воде (см. картотеку худ. произведения о воде). Активизация детей на экспериментирование с водой и др. материалами. По предложению воспитателя дети берут в руки предметы, называя их, и аккуратно опускают в воду. Вопросы к каждому ребёнку, комментирование воспитателем результата (Что ты взял? Какого цвета шарик? Шарик утонул или плавает? – Это деревянный шарик, он не тонет, плавает на поверхности воды. Аналогичное опускание в воду остальных предметов, наблюдение. По окончании эксперимента предложение детям выловить предметы из воды с помощью сачка. Активизация с помощью воспитателя, вывода: какой предмет плавает, а какой тонет.

« Пар – это тоже вода»

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды. Материалы: термос с кипятком; зеркальце. Привлечение внимания детей к наблюдению за паром, поднимающимся из открытого термоса, знакомство со свойством воды – пар. Напоминание правил безопасности в процессе работы с кипятком. Активизация познавательного интереса детей: поместив над паром зеркальце, показать появившиеся на нём капельки воды.

«Заморозим воду»

1.«Знакомство со свойствами льда»

Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение в переливании воды ложкой. Материалы: ложки, пиалы с водой, окрашенной в 4 основных цвета, формочки для игр с песком, поднос, салфетки, фартуки, клеёнка. Показ и объяснение воспитателем способа выполнения работы - переливания ложкой окрашенной воды из пиалы в формочку для игр в песок. Предложение детям выполнить задание самостоятельно в конце формочки переносятся и устанавливаются на поднос. Затем поднос ставится в морозильную камеру. На следующий день, перед прогулкой, поднос с формочками вносится в группу, организуется наблюдение детей за тем, что произошло с водой (вода замёрзла, превратилась в лёд, потому что в холодильнике очень холодно). Затем воспитатель с детьми достают лёд из формочек, выносят его на улицу и украшают им снег на участке во время прогулки. Подведение детей к пониманию свойства воды – вода может замерзать в лёд, лёд – это твёрдая вода.

«Лёд»

Цель: формирование  умения  экспериментировать  со  льдом; называть свойства льда: скользкий, мокрый, холодный. Материалы: формочки со льдом (неокрашенные и окрашенные), таз с водой, сачки, поднос, фартуки, клеёнка. По  предложению  воспитателя  дети  берут  в  руки  лёд, рассматривают  его,  делятся  своими  впечатлениями.  Вопросы воспитателя индивидуально к каждому ребёнку: Льдинки скользкие? Льдинки  хотят  выскользнуть  из  рук?  Какой  лёд:  тёплый  или холодный? Затем  дети  вместе  с  воспитателем  кладут  лёд  в  таз  с  водой (напоминание об аккуратности во время опускания льда в воду, для того чтобы руки не намочить). Обращение внимания детей на их руки: мокрые. Почему? Руки в воду не окунали? Почему же ваши руки мокрые? Подведение детей к пониманию того, что лёд от тепла тает, а руки тёплые (предложение вытереть руки салфетками). Организация наблюдения детей за льдом в воде: плавает, не тонет. Подведение детей к пониманию, что лёд легче воды. Предложение воспитателя выловить сачком льдинки на поднос, помощь детям в вылавливании. С помощью вопросов активизация речевой активности детей, уточнение много ли льдинок на подносе. В  течение  дня  привлечение  внимания  детей  к  процессу, происходящему с льдинками, оставленными воспитателем в ванночке (без воды), отмечая изменения (лёд тает, появляется вода; растаяли все льдинки, в ванночке – вода). Подведение детей к пониманию, что вода превращается в лёд, когда очень холодно, в воду, когда очень тепло.

Потешки о воде

 

От прозрачной водицы 
Всё улыбками искрится! 
От чистой-чистой водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Танюша умывается, 
Солнцу улыбается! 

*** 
Водичка-водичка, 
Умой Анюте личико, 
Аня кушала кашку, 
Запачкала мордашку. 
Чтобы Анечка была 
Чистой, чистенькой всегда, 
Помоги, вода-водичка, 
Умыть Анюте личико. 

*** 
Ладушки, ладушки, 
Моем с мылом лапушки. 
Чистые ладошки, 
Вот вам хлеб и ложки. 

*** 
Теплою водою 
Чисто руки мою. 
Кусочек мыла я возьму 
И ладошки им потру. 

*** 
Мы проснулись-потянулись, 
Нежно маме улыбнулись, 
Сели на горшок с утра. 
Умываться уже пора! 
Прозрачная водичка 
На заспанное личико, 
Волшебный ручеёк из сказки 
Нам на носик и на глазки, 
А, водичка из кадушки 
На наши щёчки и на ушки, 
Вот и дождичек из лейки 
Нам на лобик и на шейку. 
Тёплый ливень с тучки 
Нам на маленькие ручки. 
Вот какой я стал чистюля! 
Поцелуй меня, мамуля! 

*** 
Саша, Настенька и Женька, 
Мойте ручки хорошенько. 
Не жалейте, дети, мыла. 
Я вам стол уже накрыла. 

*** 
Мыться нужно непременно 
Утром, вечером и днём, 
Перед каждою едой, 
После сна и перед сном.  

 

 

 

 

Загадки о воде

Я и туча, и туман,        

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода)

Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котел, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит.

(Река)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без ...

(Воды)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

(Лужа)

Что за звездочки сквозные

на пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

а возьмешь — вода в руке?

(Снежинка)

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

(Вода)

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

(Вода)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода)

Лежал, лежал,

Да в реку побежал.

(Снег)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода)

Сама пить не пьёт,

А нас вынуждает.

(Вода)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём.

(Роса)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт.

(Водопад)

Вечером родится,

Ночь живёт,

Утром умирает.

(Роса)

Утром падаю всегда -

Не дождинка, не звезда -

И сверкаю в лопухах,

На опушках и лугах.

(Роса)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

(Снег)

Он пушистый, серебристый,

Белый, белый,

Чистый, чистый,

Ватой наземь лёг.

(Снег)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал.

(Снег)

Белое одеяло

Землю одевало.

Солнце припекло -

Одеяло потекло.

(Снег)

На всех садится,

Никого не боится.

(Снег)

Одеяло белое

Не руками сделано

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Белая скатерть

Всю землю покрыла.

(Снег)

На дворе горой,

А в избе водой.

(Снег)

Ни ведёрка, ни кисти,

Ни рук,

А побелит всё вокруг.

(Снег)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке?

(Снежинки)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинки)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(Снеговик)

Меня не растили

-Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза - угольки,

Губы - сучки.

Холодная, большая.

Кто я такая?

(Снежная баба)

Зимнее стекло

Весной потекло.

(Лёд)

В руках у Тани

Зима в стакане.

(Лёд)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдёт,

Гвоздь упадёт.

(Сосулька)

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.

На ночь слёзы прячет,

А на солнце плачет.

(Сосулька)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

А солнце её припечет -

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Висит за окошком

Кулёк ледяной

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись.

(Сосулька)

Очень добродушная –

мягкая, послушная.

Но, когда захочет,

то камень источит.

(Вода)

Она – и туча, и туман.

Она – ручей и океан.

Она летает и бежит

И стеклянной может быть.

(Вода)

Меня пьют, меня льют,

всем нужна я. Кто я такая?

(Вода)

В морях и реках обитает,

Но часто в облаках витает

А, как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода)

На дворе горой,

а в доме водой.

(Снег)

Меня просят,

меня ждут,

а как появлюсь –

так прятаться начнут.

(Дождь)

Выросло,

с бороды вылезло.

Солнышко встало,

ничего не стало.

( Сосулька)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

(Лужа)

День вначале был хороший.

Вдруг посыпался горошек!

Я принес домой штук тридцать,

А в руках – одна водица!

(Град)

 

 


Подвижные игры

« Солнышко и дождик»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить своё место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.

 

Описание: Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит: «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошёл, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: Идите гулять. Дождь перестал!»

 

Правила:

Дети уходят из дома по сигналу: «Идите гулять!»

Бегут по сигналу: «Дождь пошёл!»

Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.

 

                                              

 «Пузырь»

 

Цель: развивать у детей чувство ритма, речевое дыхание.

 

Описание: Дети становятся в круг и берутся за руки и надувают «большой пузырь» сопровождая словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

                                                         Оставайся такой, да не лопайся!»

 

Дети садятся на корточки произносят звук ш-ш-ш, пузырь «лопается».  Игра повторяется несколько раз.

 

 

  «Туча – солнце»

 

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить своё место.

 

Описание: Воспитатель говорит детям

«Солнышко нам светит, веселитесь дети!» - Дети бегают, гуляют по группе детского сада или в зале, или на площадке во время прогулки.

 Воспитатель – «Туча чёрная летит, детям спрятаться велит!» 

Дети разбегаются и ищут себе укрытие. Можно прятаться под стол, стулья, прикрывать поднятыми руками над головой, делая «крышу» и т.д. Можно заранее приготовить в зоне игры разные предметы, под которыми дети могут спрятаться или прикрыться ими.

 Воспитатель – «Дождь по крышам барабанит, кто гуляет, мокрым станет!»

И идёт проверять, хорошо ли спрятались от дождя дети.

Затем снова повторяет слова – « Солнышко нам светит, веселитесь дети!

 

«Через ручеёк»

Цель: учить детей находить своё место в колонне, не мешая другим; по сигналу менять своё место; способствовать развитию общей активной деятельности.

 Описание: Воспитатель чертит на земле две линии ( в помещении можно использовать шнур) – это река. Затем кладёт через неё доску (длиной  2-3 метра, шириной 25-30 см) – это мостик. Дети должны по мостику пройти на другой берег реки

 

Правила: Воспитатель говорит детям, чтобы они шли по мостику осторожно, не оступились и не намочили ног. Когда все дети переберутся на другой берег, можно предложить им погулять там, собрать цветы – разбросанные по полу разноцветные лоскутки. По сигналу воспитателя дети должны возвратиться по мостику обратно.

 

 

 «Через лужу»

 

Цель: учить детей находить своё место в колонне, не мешая друг другу; по сигналу воспитателя совершать прыжки; способствовать развитию общей активности детей.

 

Описание: Воспитатель кладёт на пол шнур (длиной 2-3 метра). Дети (6-8 человек) подходят к шнуру и по сигналу воспитателя стараются перепрыгнуть через него.

 

Правила: Можно положить 2-3 шнура разного цвета на небольшом расстоянии один от другого. Дети, перепрыгнув через один шнур, подходят к другому, прыгают через него.

 

 «Мы - капельки»

 

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, строиться в две колонны становясь друг за другом и делать широкий круг

 

Описание: Дети получают бумажные коронки с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи.  Она – тучка – мама, а дети – ее детки – капельки. Ребята окружают маму – тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки ( ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе ( двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан – дети делают широкий круг. Мама – тучка напоминает им, что они – капельки и зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке.

 

 Наблюдения

Наблюдения за дождём из окна

Цель: уточнить знания детей о том, что дождь мокрый, холодный, вокруг лужи.

 

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями

Цель: продолжать формировать представления детей о том, что без воды всё живое погибнет, растения засохнут, потеряют листву.

 

Наблюдения за трудом помощника воспитателя, как Мария Михайловна моет посуду.

Цель: способствовать развитию у детей наблюдательности, внимания, учить о том, что вода нужна человеку для мытья посуды; воду нужно беречь.

 

Наблюдение за облаками.

Цель:  формировать представления о том, что облака зависят от состояния погоды; уточнить, что прячется за облаками днём (ночью), к какой природе относится ( живой или не живой)

 

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками. Кормление рыбок.

Цель: обобщить, что без воды и корма рыбки погибнут.

 

Наблюдение за помощником воспитателя, как Мария Михайловна  моет пол после завтрака.

Цель: обобщить, что вода нужна для уборки помещений, чтобы было чисто.

 

Наблюдение за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека ( нужна для стирки одежды, в воде мылится мыло и смывается грязь)

 

Наблюдение за небом.

Цель: учить детей отмечать, какое небо; отметить время года, признаки зимы.

 

Наблюдение за первым снегом.

Цель: обобщить, что снег – белый, пушистый, холодный, падает на землю и тает, из снега можно лепить.

 

Наблюдение за лужами.

Цель: закрепить с детьми, что вода в лужах грязная после дождя, её пьют птицы, животные.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Волшебница вода»

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательну...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Чудесная водичка»

Краткосрочный проект во второй младшей группе«Чудесная водичка»...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «День Победы»

Актуальность проекта: в настоящее время всё меньше времени со стороны родителей уделяется воспитанию духовности и патриотизма, уважению к героям ВОВ, укреплению связей поколений. Цель:воспитание ...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Чудесная водичка»

Краткосрочный проект во второй младшей группе«Чудесная водичка»        Актуальность. Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно д...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Волшебная вода»

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательну...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Чудесная водичка»

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...

Краткосрочный проект во второй младшей группе " Волшебница-вода"

Презентация краткосрочного проекта на тему: "Волшебница-вода" во второй младшей группе...