ПРОГРАММА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
рабочая программа (младшая группа)

Шурова Валентина Александровна
ПРОГРАММА
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya.doc811.5 КБ

Предварительный просмотр:


  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г.Велижа

                                   РАССМОТРЕНО                                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО                                                

                        НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ                                                                                    ПРИКАЗОМ  №445.   ОТ 31.08.2022.

                        ПРОТОКОЛ № 1  ОТ 31 .08 .2022.                                                                                         ПО МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5

                                                                                                                                                       «ТЕРЕМОК» Г.ВЕЛИЖА                    

                                                                                                                                                       ЗАВЕДУЮЩИЙ ____________Н.Л.Горыня            

                                                                                         

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                   

ПРОГРАММА

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Воспитатели:  Шурова В.А.

                                                         

2022

                                      Азбука здоровья

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0ab1/00050038-97ceec5f/img9.jpg

"Я не боюсь еще и еще раз сказать:

забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы."

В. Сухомлимски

Пояснительная записка

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровье сберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. В   настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.                            

 В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом

Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Цели и задачи программы

Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;

Внедрение современных здоровье сберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.

Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;

Обучение навыкам здоровье сберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;

Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.

Ожидаемый результат:

Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.

Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.

Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей:

оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.

Снижение уровня заболеваемости детей.

Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровье сбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-

личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

Основные принципы системы работы по здоровье сбережению воспитанников:

Принцип активности и сознательности — определяется через участвие  коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровье сберегающего и здоровье обогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию содержания  и  приемов  работы  с  детьми  на  разных  этапах  педагогической технологии,        ;

 «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

Организация двигательного режима детей.

Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; 
качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов

Цели использования здоровье сберегающих технологий:

сбережение здоровья детей путем создания благоприятных  условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;

укрепление психического и физического здоровья дошкольников;

обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;

осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

Средства здоровье сберегающих технологий


1.Средства двигательной направленности:  
     • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание); 
     • физические упражнения; 
     • физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры , гимнастика,  самомассаж и др. 
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные  ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция). 
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.). Применение разнообразных здоровье сберегающих технологий в ДОУ( из своего опыта).

В нашей группе  оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде "Тропинки здоровья":

Режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

https://kssovushka.ru/templates/images/pic/pic-47.png

1. Утренняя гимнастика

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе  способствуют  эмоциональной разгрузке, повышению двигательной  активности. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики способствует формированию  интереса  детей  к  ней:

Ритмическая гимнастика

Гимнастика состоящая из хороводов

Сюжетные танцы

Обыгрывание сюжетного стихотворения

Подвижные игры

Оздоровительный бег

Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;

Оздоровительная  аэробика  и упражнения йоги;

Гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

 

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики  – 7 мин. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

 

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр: "Мы листаем книгу", "На закате дремлет пруд…", "Рыбки", а также занятий пальчикового театра "Лошадка", "Ловко с пальчика на пальчик…", "Яблочко", "Петушок". Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

 

3. Игровой самомассаж.

Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.

 

4. Мытье рук и лица холодной водой.

Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем - лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.

 

5. Перед занятием – звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика - это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку .Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

 

6. Динамическая пауза на НОД.

Основные задачи физминутки – это: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

7. Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. "Волшебные" игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем. 

8. Прогулка.

Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

9. Подвижная игра

Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

10 Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. В своей работе использовала: "Пузырики", "Говорилка", "Ветерок", "Пчелки", "Косим траву", "Петух", "Каша кипит", "Вырасти большой", "Мельница", "В лесу", "Веселая пчелка".

11. Гимнастика пробуждения (в постели).

Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием "чудо" – ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

12. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия).

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам ("закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам") 15-20 сек.
- Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках ("согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).

13. Психогимнастика (эмоциональное здоровье).

Задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, "разогреть" внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

14. Осанка (профилактика сколиоза).

Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.

15. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Результативность работы здоровье сберегающих технологий зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что эффективность оздоровительной программы решается совместно с семьей. 
Опыт работы в инновационных направлениях показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания передают в доступной и игровой форме.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в работе здоровье сбережения и здоровье соединение; развитие, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на продолжительный период.

                            Игровой самомассаж для дошкольников

« Утка и кот »

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет                                       Поглаживать шею ладонями сверху

Всех утят с собою, вниз.

А за ними кот идет,                                      Указательными пальцами растирать

Словно к водопою. крылья носа.

У кота хитрющий вид,                                 Пальцами поглаживать лоб от середины

Их поймать мечтает!                                   к вискам.

Не смотри ты на утят-                                 Раздвинуть указательный и средний

Не умеешь плавать!                                   пальцы, сделать «вилочку» и массировать

                                                          точки около уха.

«Дождик»

Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем»)

Дождик бегает по крыше-                        Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом!                                             и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите-                                 Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте-                                  Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше-                            Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

«Чтобы не зевать от скуки»

Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответств. слова

Чтобы не зевать от скуки, Постучим и тут, и там,

Встали и потерли руки, И немного по бокам.

А потом ладошкой в лоб Не скучать и не лениться!

Хлоп-хлоп-хлоп. Перешли на поясницу.

Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим,

Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше.

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз-два-три-четыре-пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок. По сухой лесной дорожке-

Топ-топ-топ-топочут ножки.

А теперь уже, гляди, Ходит-бродит вдоль дорожек

Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

«Летели утки»

Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.

Летели утки                                                        Слегка касаясь пальцами,

Над лесной опушкой,                                      провести по лбу 6 раз.

Задели ели                                                        Слегка касаясь пальцами,

Самую макушку,                                             провести по щекам 6 раз.

И долго елка                                                    Указательными пальцами

Ветками качала…                                          массировать крылья носа

                                                             по кругу от себя.

« Гусь »

Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев

Где ладошка? Тут? Тут!                                Показывают правую ладошку.

На ладошке пруд? Пруд!                            Гладят левой ладонью правую.

Палец большой-                                             Поочередно массируют

Это гусь молодой,                                          каждый палец.

Указательный-поймал,

Средний-гуся ощипал,

Безымянный-суп варил,

А мизинец-печь топил.

Полетел гусь в рот,                                         Машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот.                                            прикасаются ко рту, потом к животу

Вот!                                                                      Вытягивают ладошки вперед

« Божьи коровки »

Дети выполняют массаж ног

Божьи коровки, папа идет,                     Сидя, поглаживать ноги сверху донизу

Следом за папой мама идет,                   Разминать ноги

За мамой следом детишки идут,             Похлопывать ладошками

Вслед за ними малышки бредут             Поколачивать кулачками

Юбочки с точками черненькими.          Постукивать пальцами

На солнышко они похожи,                       Поднять руки вверх и скрестить кисти,

Встречают дружно новый день.             широко раздвинув пальцы

А если будет жарко им,                              Поглаживать ноги ладонями и спрятать

То спрячутся все вместе в тень.              Руки за спину.

« Черепаха »

Самомассаж тела

Шла купаться черепаха                            Дети выполняют легкое пощипывание

И кусала всех со страха                              пальцами рук груди, ног.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Черепаха Рура!                                          Дети поглаживают себя ладонями,

В озеро нырнула,                                     выполняя круговые движения и

С вечера нырнула                                     приговаривают.

И пропала… Э-эй,

Черепашка Рура,

Выгляни скорей!

« Ириски от киски »

Массаж глаз (по китайской медицине)

В гости к нам явилась киска.                         Потереть друг о друга средние пальцы рук

Всем дает она ириски:

Мышке, лебедю, жуку,                                  Прикрыть неплотно глаза и провести паль-

Псу, зайчонку, петуху.                                    цами, не надавливая сильно на кожу, от

                                                                                внутреннего края глаза к внешнему.

Рады, рады все гостинцам!                        Совершать круговые движения зрачками

Это видим мы по лицам.                               глаз вправо и влево

Все захлопали в ладошки,                           Хлопки в ладоши

Побежали в гости к кошке.                       Постучать подушечками пальцев друг о

                                                           друга.

« Пироги »

Дети выполняют самомассаж тела

За стеклянными дверями                             Выполнять хлопки правой ладонью

                                                               по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами                              То же по правой руке

Здравствуй, Мишенька-дружок,                  Хлопки по груди

Сколько стоит пирожок?                                 Хлопки по бокам

Пирожок-то стоит три,                                       Хлопки по пояснице

А готовить будешь ты!                                     Хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов,                                     Выполнять последовательное погла-

К празднику наш стол готов!                          живание рук, корпуса, ног.

 

« Белый мельник »

Массаж лица для профилактики простудных заболеваний

Белый-белый мельник                                 Провести пальцами по лбу от середины

Сел на облака.                                                к вискам.

Из мешка посыпалась                                 Легко постучать пальцами по вискам.

Белая мука.

Радуются дети,                                            Сжав руки в кулаки, возвышениями

Лепят колобки.                                           больших пальцев быстро растереть

                                                       крылья носа.

Заплясали санки,                                    Раздвинув указательный и средний

Лыжи и коньки.                                      пальцы, массировать точки перед собой

                                                     и за ушными раковинами.

« Лиса »

Гимнастика для глаз

Ходит рыжая лиса,                                      Крепко зажмурить и открыть глаза

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица,                        Вытянуть вперед правую руку, на кото-

Ищет, где бы поживиться.                   рой все пальцы, кроме указательного,

                                                    сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево

                                                      и следить за движением указательного

                                                     пальца глазами, не поворачивая головы.

Пошла лиска на базар,                      Поднять руку и опустить, прослеживая

Посмотрела на товар.                        взглядом.

Себе купила сайку,                            Описать рукой круг по часовой стрелке и

Лисятам балалайку.                          против нее.

        Картотека дыхательной гимнастики д ля второй младшей группы (3 – 4 года)

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Дыхательная гимнастика «Бегемоты»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемоты, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Дыхательная гимнастика «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Дыхательная гимнастика «В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Дыхательная гимнастика «Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дыхательная гимнастика «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Дыхательная гимнастика «Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Дыхательная гимнастика «САМОЛЁТ»

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик - самолёт

(малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт

(задерживает дыхание)

Жу- жу -жу

(делает поворот вправо)

Жу-жу-жу

(выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Дыхательная гимнастика «МЫШКА И МИШКА»

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный

(выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)

У мышки – очень маленький

(присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке

(походить на носочках)

Он же к ней не попадёт

Дыхательная гимнастика «ВЕТЕРОК»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу

(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу

(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо

(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх

(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака

(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю

(круговые движения руками).

Дыхательная гимнастика «ПЧЁЛКА»

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу»

(сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу

(встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

             

редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

.

Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.

Комплекс 1

1. «Качалка».

И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

2. «Ёлочка растёт».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

3. «Зайчик».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.

4. «Как гуси шипят».

И.п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

5. «Прижми колени».

И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося : «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.

6. «Гребцы».

И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.

7. «Скрещивание рук внизу».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.

8. «Достань пол».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами : «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.

9. «Постучи кулачками».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук».Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

10. «Прыжки».

Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

Комплекс 2 «На улице».

1. «Погрейся».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

2. «Конькобежец».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.

3. «Заблудился».

И.п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

4. «Снежный ком».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

5. «Снеговик веселится».

И.п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

6. «Вырасти большим».

И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

Сюжетная дыхательная гимнастика для дошкольников.

Сюжет 1 «На прогулке».

Дети выполняют комплекс под музыку.

1. «Поза дерева».

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх – вдох. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки – выдох. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха.

2. «Берёзка».

Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.

3. «Ветерок».

Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через нос.

4. «Аромат цветов».

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

5. «Лягушка» (по методу Б.Толкачёва).

Исходное положение – упор лёжа, руки выпрямлены. На счёт раз – упор присев, делая мощный выдох; на два – вернуться в и.п. толчком, делая диафрагмальный вдох. Повторить 2-3 раза.

6. «Комарики» (по методу М.Лазарева).

Дети хлёстко бьют себя по спине встречным движением рук-плетей, при этом делая на удар резкий выдох ртом.

7. «Отдых».

Дети ложатся на спину и выполняют упражнение на расслабление: под спокойную музыку они как бы засыпают – дышат спокойно, живот мерно поднимается и опускается. Когда музыка становиться громче, ребята потягиваются и неспеша встают на ноги.

Картотека бодрящей гимнастики после сна для детей группы раннего возраста(2-3 лет).

Комплекс №1.

«Потягушки».

1.В кроватях

Потягунюшки-потягунюшки!

Поперек-толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

(упражнение на сжимание и разжимание пальцев рук )

В прятки пальчики играли

И головки убирали-

Так, так и вот так,

И головки убирали.

2.Возле кроватей

Ходьба

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Качаем головой.

 

Комплекс №2

«Кошечка»

В кровати

1.«Потягивание»

Наша кошечка проснулась,

Потянулась, оглянулась,

С боку на бок повернулась-

Тете…(имя воспитателя) улыбнулась.

2.Сгибание-разгибание кистей рук

Есть у кошки лапки,

Лапки, цап-царапки.

3.Поочередное поднимание ног, поглаживание их руками.

Сшили нашей кошке

Красные сапожки.

Воле кроватей

Вы шагайте, топайте

По лужицам и шлепайте.

В грязь не заходите,

Сапожки не мочите.

 

Комплекс№ 3.

«Весёлый жук».

В кроватях

1.«Потягивание»

По дороге жук, жук,

По дороге черный.

Посмотрите на него-

Вот какой проворный!

2.Лёжа на спине, круговые движения ногами.(Звуковое сопровождение

«ж-ж-ж»)

Он на спинку упал,

Лапками задрыгал,

Крылышками замахал,

Весело запрыгал.

3.«Качалочка»: лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу, раскачиваться с боку на бок.

Возле кроватей

Ходьба по «дорожке здоровья».

 

Комплекс №4

«Заинька-зайка»

1.«Потягушки»

Это кто уже проснулся?

(Потереть глазки кулачками).

Кто так сладко потянулся?

(Потянуться , подняв руки вверх)

Потягушки-потягушки

(Потянуться вверх одной рукой, другой).

От носочков до макушки

(Присесть , показывая носочки).

Уж мы тянемся –потянемся,

(Потянуться вверх одной рукой, другой).

Маленькими не останемся,

(Движение пальчиком из стороны в сторону).

Вот уже растём, растём…

(Из положения приседа постепенно вставать, поднимая руки вверх).

Возле кроватей

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так!

(Дети присаживаются на корточки и покачивают головой)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки погреть.

 

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

(Хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать:

Скок-скок, скок-скок!

(Прыгают на обеих ногах).

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг -и ускакал.

(Убегают по ребристой дорожке из спальни).

 

Комплекс №5

«Мишка косолапый».

В кроватях

1.«Потягивание»

Потягушки, потянулись!

Поскорей, скорей проснулись

(Дети поднимают руки вверх в положении лёжа).

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

(Поднимают ноги вверх в положении лёжа).

2.Возле кроватей

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенку поёт.

(Ходьба и бег под музыку)

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб!

Мишка рассердился

И ногою топ!

(Прыжки на обеих ногах).

 

Комплекс № 6

«Петушки».

В кроватях

1.«Побудка»

Кто там спит в постели сладко?

Всем давно пора вставать.

Все пойдете на зарядку,

А потом со мной гулять.

«Погреем крылышки на солнышке». И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх со словом «погреем», опустить.

«Спрячь ножки».И.п.-лежа на спине. Ноги поднять вверх ословами «спрячь ножки» опустить на кровать.

Самомассаж головы.

Петя, петя, петушок-

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Возле кроватей

Ходьба.

Вот шагает петушок-

Золотистый гребешок.

Он цыпляток догоняет

И в курятник загоняет.

 

Комплекс №7

«Лягушки»

В кроватях

1.«Потягивание»

Упражнение на расслабление мышц лица «Лягушка»: показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и».

Мы- весёлые лягушки.

Тянем губы прямо к ушкам!

2.Возле кроватей

«Лягушки-попрыгушки»

Мы лягушки-попрыгушки,

Неразлучные подржки

(Подняться на носки, потянуться, сделать полуприсед).

Животы зелёные,

С детства закалённые

(Повороты в стороны).

Мы не хнычем, мы не плачем

(Наклоны в стороны)

Целый день по лужам скачем,

Спортом занимаемся!

(Прыжки на месте).

Ходьба по «дорожке здоровья».

 

Комплекс №8

«Мышки».

В кроватях

1.«Потягивание»

Дети совершают движения в соответствии с текстом.

Мышки глазки открывали

И зарядку начинали:

Мышки лапки поднимали,

А потом их опускали.

И сгибали быстро ножки,

Словно мчались по дорожке.

А потом тренировались:

На животике качались.

2.Возле кроватей

Дружно мышки все вставали,

Ловко прыгать начинали.

(Прыжки на обеих ногах).

Мышки, мышки, поспешите:

Ножками потопочите,

(Ходьба на месте с поворотом головы влево-вправо)

Друг на друга посмотрите

И опять потопочите.

Ходьба по «дорожке здоровья».

Мышки низко приседают

И по камешкам шагают.

             

 

Вверх поднимем наши ручки.
И дотянемся до тучки:
(Поднимают руки вверх, потягиваются в положении сидя).
- уходи от нас скорей, не пугай ты нас, детей!
(Машут руками на тучку).
Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло.
(Улыбаемся).
А теперь на ножки встанем, и большими станем.
(Встаём с кроваток).

Продолжить зарядку хождением по массажной дорожке, упражнениями с предметами, обтиранием массажными варежками.

А теперь гуськом, гуськом.
К умывальнику бегом.
Комплекс упражнений "Тили - ДОН".

Дети движения согласно тексту делают.

Тили - Тили - Тили - дон, что за странный перезвон.
То будильник наш звенит, просыпаться нам велит.
Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись, и обратно потянулись.
И ещё один разок, с боку набок повернулись, и обратно потянулись.
Ножки мы подняли, на педали встали.
Быстрей педали я кручу, и качу, качу, качу.
(Лёжа в кровати, упражнение "Велосипед").
Очутились на лугу.
Крылья пёстрые порхают, это бабочки летают.
У кроватки дружно встанем.
И посмотрим мы в окно.
Шёл петух по двору, крикнул нам "ку - ка - ре - ку! Крыльями похлопал, ножками потопал.
Ну и мы в ответ ему.
Крикнем все "ку - ка - ре - ку! Наши ножки, наши ножки.
Побежали по дорожке.

и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы не были разными, всё равно похожи своим телосложением. Давайте вспомним ещё раз из каких частей состоит наше тело.

(Ребёнок говорит слово и показывает названную часть туловища)

-Правильно, все верно, а если вот так:

(Игра «Закончи предложение»):

Быть у каждого должна  очень умной…(голова)

Животик, спинка и грудь – их вместе…(туловищем) зовут.

Съел еду я всю и вот мой наполнился…(живот)

На прогулке не забудь закрывать от ветра…(грудь)

(Руки)…. Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики, очень дружные …(пальчики)

Бегут по дорожке, резвые…(ножки)

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе…(коленку)

Воспитатель: какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа)

Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела? (дети перемещаются на ковер)

Игра «Найди на ощупь названную часть тела».  (Дети становятся парами,  одному из пары закрывают глаза. И он должен найти названную педагогом часть тела, потом меняются местами)

Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. (дети садятся  на коврик, воспитатель следит за осанкой детей) Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку  расти и развиваться.

 - Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце -очень важный орган)

-Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце? Посмотрите (Ребёнок показывает на схеме сердце).

-Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган.

А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха. ( с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких). Расскажите нам, как зависит наш организм от работы сердца и легких. (составление рассказов детьми)

-Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества. (во время последнего задания дети  массируют в ладонях каштаны, желуди)

А сейчас мы с вами отдохнём. Физминутка.

Теперь вы видите. Что человеческий организм очень сложный. Кто знает, что нужно организму? Чтобы человек был здоров, рос и развивался? (человек должен употреблять полезные продукты, богатые витаминами)

-Да, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины A, B,C,D. (работа с интерактивной доской)

Витамин A -  мы обозначим зелёным цветом.

Витамин B  - красным,C - синим цветом, D-жёлтым цветом.

Посмотрите на рисунок тела человека. Вокруг расположены кружки – это витамины.  От каждого витамина идёт лабиринт к органу человека. Пройдите лабиринт и узнайте, какие витамины нужны тому или иному органу. (Делают вывод – витамин  A  помогает зрению, B – сердцу,C – лёгким, D – укрепляет наши кости.

А теперь давайте посмотрим на плакат и расскажем, в каких продуктах содержится тот или иной витамин.

Итог занятия: Сегодня мы с вами узнали много интересного. О чем мы  вспомнили ( из каких частей состоит тело человека, узнали, какие внутренние органы есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал). Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего? Что показалось самым легким (трудным)? О чем бы вы хотели узнать по- подробнее?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий художественной программы "Азбука здоровья"

Программа включает в себя разнообразные номера пропагандирующие здоровый образ жизни....

Проект авторской программы "Азбука здоровья".

Инновационный педагогический опыт по формированию здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно - исследовательской деятельности....

Приложение к проекту авторской программы "Азбука здоровья". Рабочая тетрадь.

Приложение к инновационному педагогическому опыту «Азбука здоровья»  по формированию здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно - исследовате...

Приложения к проекту авторской программы "Азбука здоровья"

Инновационный педагогический опыт по формированию здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно - исследовательской деятельности....

Самоанализ реализации мини-программы "Азбука здоровья"

Оздоровление детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы Министерства образования  и Министерства здравоохранения РФ. Программа «Азбука здоровья»...

Блок программы "Азбука здоровья" "Спортландия". Конспекты занятий и пояснительная.

Учитывая спортивное направление воспитания культуры ЗОЖ, 6 часов отводится на спортивные часы, периодичность их проведения – один раз в неделю, форма проведения – групповая.Инновационный момент: включ...

Конспект занятия по программе "Азбука здоровья""Мой организм целая планета"

Задачи:- познакомить детей со строением организма;- приобщать их к наблюдению за развитием своего организма, за состоянием здоровья....