Развитие графомоторных навыков у детей с 1 года до 4 лет
консультация (младшая, средняя группа)

В материале представлена презентация и методические рекомендации по формированию графомоторных навыков с 1 года до 4 лет: виды ладонного захвата, игры и упражнения, нормы возрастного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие графомоторных навыков у детей с 1 года до 4 лет»

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, тексты таких детей трудно прочитать и поэтому смысл написанного, грамотность тяжело оценить.

Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает. На слайде представлены виды постепенно формирующегося захвата у ребенка.

Приблизительно в возрасте трех-пяти месяцев малыш начинает целенаправленно брать погремушки или другие оказавшиеся рядом предметы. Делает он это при помощи крупного ладонного захвата (рисунок 1). Большой палец, при этом, не противопоставлен, а захват выполняется с внешней стороны ладони, то есть со стороны мизинца.

К полугоду ладонный захват (рисунок 2) становится более скоординированным и точным, пальцы ребенка равномерно обхватывают предмет, в движении участвует большой палец.

Примерно в семь месяцев в арсенале у ребенка появляется лучевой ладонный захват (рисунок 3). Малыш начинает захватывать предметы со стороны большого пальца.

В восемь месяцев ребенок начинает применять захват грабельного типа, называемый – загребающим (рисунок 4). Разгибание и сгибание пальцев дают возможность притягивать к себе и удерживать нужные предметы.

От восьми до десяти месяцев проявляется лучевой дигитальный захват (рисунок 5). И это уже не ладонный захват, а пальцевый. Ребенок применяет три пальца для удержания предметов (большой, средний и указательный), при этом малыш держит его не кончиками пальцев, а подушечками.

Также от восьми до десяти месяцев появляется неполный пинцетный захват (рисунок 6). Перед тем, как взять предмет «пинцетом», малыш обучается выполнять это с большей поверхностной площадью, придерживая предмет фалангами пальцев.

В десять месяцев: пинцетный захват (рисунок 7). Истинный пинцетный захват дает возможность держать предметы кончиками большого и указательного пальца.

От двенадцати до пятнадцати месяцев проявляется ладонный супинатный захват (рисунок 8). Малыш удерживает предмет по типу «кинжал», применяя всю ладонь с противопоставленным большим пальцем. К сожалению, довольно многие дошколята старше трех лет, продолжают использовать данный вид захвата, удерживая карандаш и в процессе принятия пищи (для ребенка старше трех лет это уже является примитивным захватом).

В два - три года появляется дигитальный пронационный захват (рисунок 9). Этот захват является переходным. Пальцы руки, при удержании карандаша, направлены вниз. В захвате используются все пальцы кисти, предмет при этом располагается со стороны большого пальца. Движения кисти недифференцированы, а именно, двигается вся рука.

В три-четыре года: захват 4 пальца (рисунок 10). Это эффективный, правильный захват. 3 пальца на письменном приборе опираются на четвертый палец.

Для правильного своевременного формирования графомоторного навыка работу следует начинать с самого раннего возраста. Какие специальные упражнения на этом этапе можно не использовать.  Постепенное взросление ребенка способствует развитию графомоторики: игры с кубиками, пирамидой, машинками, игрушки-каталки, сортеры.

Биолог Люси Феликс придумала и нарисовала книжку «Открой и закрой», в которой ребёнок следит за приключениями белого мышонка, а заодно выполняет упражнения на мелкую моторику рук, учит цвета и формы.

 К специальным упражнениям можно отнести массаж. Его можно выполнять с младенческого возраста, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Достаточно лёгких поглаживаний и нажатий, а также упражнений на развитие хватательного рефлекса: просто подносите палец или небольшие игрушки к ручкам ребёнка, чтобы он мог за них ухватиться.

Когда ребёнку исполнится год, можно переходить к играм-потешкам. Например, знакомой всем «Сороке-белобоке». Читайте малышу стишок: пока по сюжету сорока готовит кашку, водите указательным пальцем по спирали по ладошке, а когда птичка начнёт кормить птенцов, загибайте по очереди пальчики крохи. Такие занятия включают поверхностные рецепторы на ручках ребёнка. Благодаря тому, что вы проговариваете все действия, малыш заодно учится связывать вашу речь с действиями и предметами.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

  • умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
  • переворачивать странице в книге (по одной);
  • держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
  • строить башню из кубиков и складывать пирамидки.

Навыки детей 2-3 лет:

  • ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
  • лепить из пластилина;
  • складывать из бумаги простейшие фигурки;
  • нанизывать большие бусы;
  • правильно держать карандаш.

С двух лет начинаем переходить к массажу, стимулирующему рецепторы глубокого давления. Для этого можно использовать массажные шарики с пупырышками, которые нужно прокатывать по ладошкам и пальчикам ребёнка, слегка надавливая. В этом возрасте малыш уже способен выполнять упражнения на развитие мелкой моторики: хватать и трогать небольшие предметы. Важно, чтобы он делал это под присмотром взрослых.

Не забываем о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклёпок.

3-4 года

  • умение вязать узелки;
  • самостоятельно заправлять постель;
  • рисовать фломастерами, мелками;
  • обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
  • происходит латерализация (определение ведущей руки).

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР

Писала дипломную работу по теме "Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР" материала много разного.Может кому пригодится ...

Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические  формируются  в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Открытое занятие для родителей по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет

Развитие графомоторных навыков (демонстрация опыта работы)...

Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей  « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Развитие графомоторных навыков у детей с умственными нарушениями развития

Развитие графомоторных навыков важно для всестороннего развития ребенка. Занятия активизируют сенсорное развитие, моторику, пространственное восприятие, а также, положительно воздействует на формирова...

«Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.В специальной литературе отмечается, что процесс овладения графо- моторными навыками очень тяжелый и трудный, а для детей с нарушениями речи вдвойне сложн...