«Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».Отчет.
материал (средняя группа)

Тофт Юлия Михайловна

отчет по инновационной деятельности по теме: «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2023-24.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

В 2023 учебном году в МБДОУ д/с №51 (группа № 11) начала реализацию

 I  этапа   инновационной деятельности по теме ««Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка)».

Знакомство с глиняной народной игрушкой способствует развитию познавательного интереса, воспитанию уважения к истории и традициям Нижегородского края. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания дошкольников, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Цель: 

Создание оптимальных условий для развития творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами Нижегородского края.

        Задачи:        

  1. Познакомить детей с историей глиняной игрушки-свистульки, с характерном изготовления игрушки-свистульки Нижегородского края. Дать знания о глине, как художественном и исследовательском материале.
  2. Закреплять полученные знания, используя разные формы работы.
  3. Развивать творческие способности и эстетическое восприятие.
  4. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к традициям своего народа.
  5. Воспитывать уважение к труду и бережному отношению к игрушкам. 

        Участники эксперимента:

Клюева Е. В. - кандидат педагогических наук, доцент АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Шишулина М. В. - заведующий МБДОУ д/с № 51.

Аверина О. В. - старший воспитатель высшей квалификационной категории.

Тофт Ю.М. – воспитатель высшей квалификационной категории

Звонкова Е.А. – воспитатель высшей квалификационной категории

Дети средней  группы  №11 – 23 (на начало года) , 22 человека (конец года)

        Для определения уровня сформированности знаний детей об истории и уникальности глиняной игрушки (свистульки), о разнообразии форм и характере росписи была проведена работа - беседы, наблюдения, создание игровых ситуаций. Данные наблюдений показали, что большинство детей располагает достаточно скудными представлениями и знаниями.

                

Исходя из полученных результатов была намечена работа по направлениям:

1.Обогащение опыта детей посредством расширения знаний о глиняной игрушке- свистульке Нижегородского края (истории зарождения, овладение умением изготовления и росписи глиняной свистульки и т.д.)

2. Формирование умений обобщать, классифицировать, систематизировать.   Развитие речевых навыков.

3.Развитие познавательного интереса, творческих способностей, навыков изобразительной деятельности.

Работа по инновационной площадке включила в себя следующие этапы:

        I этап. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

        Подбор наглядных и методических пособий.

        Группа была оснащена наглядным материалом и дидактическим пособием, а также организован мини-музей по жбанниковской игрушке стимулирующим познавательную активность, помогающим организовать самостоятельную игровую и творческую деятельность.  Были изготовлены и  приобретены :

        Книги с иллюстрациями:

•        Александр Поверин «Русская народная глиняная игрушка»

•         Сказка «Путешествие Василисы в города народных промыслов»

•        «Сказки и легенды о русских народных промыслах»

•        Жанна Андриевская «Чудеса народных промыслов»

        Раскраски («Дорисуй орнамент»)

        трафареты

        формочки для самостоятельной творческой деятельности

        глина

        свистульки (глиняные игрушки), фигурки глиняных игрушек

         Изготовлены альбомы:

•        «Глиняные игрушки народных промыслов России»,

•        «Глиняные изделия». Свистульки.

•        «Жбанниковская игрушка. Ее своеобразие»,

•        «Глиняная игрушка XIX-XXвв».

Изготовлены дидактические настольно-печатные игры:

        Настольно-печатные, дидактические игры:

•        «Народные промыслы. Лото»,

•        «Найди лишний предмет».

•        «Пазлы»

•         «Мемо»

•        «Четвертый лишний»

•        «Домино»

Собран видеоматериал и презентации по теме:

        Презентации

 и видеоролики:

•        «Послушная глина»

•        «Свойства глины»

•        «Что такое глина? Почемушка»

•        «Гончарное ремесло»

•         «Глиняная игрушка»

•        «Драгоценное наследие» Народные художественные промыслы Нижегородского края

•        «Народные промыслы Нижегородского края «На крыльях мастерства»

•        «Чудеса народных промыслов»

•        Свистульки. Из серии «Лелины сказки»

•        Нижегородская область. Край легенд и народных промыслов.

        Мультфильмы:

•        «Глинька. Русская сказка.»,

•        «Глиняная сказка(1983г. Мультфильм СССР»,

•        «Откуда появилась глина»

•        «Живая глина. Кукольный мультфильм»

•        «Приключение глины»

•        «Послушная глина»

•        «Приключение глиняного комочка» (1986г)Казахзфильм»

•        «Гордый Мыш и глинька»

Были проведены ООД:

по социальному развитию

 «В гости к глиняным мастерам»

«История создания жбанниковской игрушки свистульки. Как играть?

«Мастерская. Технология лепки и росписи игрушки».

по речевому развитию

 «Описание глиняной игрушки»

Чтение художественной литературы:

 Е.А. Алябьева Сказки о предметах и их свойсвах.

«Путешествие Василисы в города народных промыслов»

 «Путешествие в мир игрушек»

 «Сказки и легенды о русских народных промыслах»

по познавательному развитию:

Просмотры видеоуроков:

     • «Послушная глина»»

     • «Свойства глины»

     • «Что такое глина? Почемушка»

  • «Гончарная мастерская»
  • «Гончарное искусство для дошкольников»
  • Музыкальный видеоклип «Как звучат свистульки»
  • «Драгоценное наследие» Народные художественные промыслы Нижегородского края
  • «Чудеса народных промыслов»
  • «Свистульки». Из серии «Лелины сказки»
  • «Народная игрушка – свистулька»
  • «Нижегородская область. Край легенд и народных промыслов.»

Просмотры мультфильмов:

  • «Глиняная сказка(1983г. Мультфильм СССР»,

     • «Откуда появилась глина»

  • «Живая глина. Кукольный мультфильм»
  • «Приключение глиняного комочка» (1986г) Казахзфильм

по художественно-эстетическому развитию:

Рисование декоративное «Укрась силуэт игрушки»

          Лепка «Абашевская кошка»

          Лепка «Жбанниковская уточка»

          Лепка+рисование «Музей глиняных игрушек»

          Рисование «Роспись игрушки»

          Рисование «Игрушки наших бабушек»  

Музыкальное развитие

Как играть на свистульках? Приемы игры на свистульке.

По физическому развитию:

Физкультурный досуг «Путешествие в мастерскую глиняных игрушек».

II этап. Взаимодействие с родителями

        Для успешной реализации деятельности по инновационной площадке была проведена работа:

 Подготовлены консультации для родителей:

•        «Игрушки в жизни детей дошкольного возраста»

•         «Свистульки – наши помощники в развитии речи»

  • «Глинотерапия»
  • «Создание условий для экспериментирования детей дома»

                        Родители воспитанников, помогали создавать и оформлять мини-музей, пособия, альбомы. С их помощью были изготовлены настольно-печатные игры, приобретены трафареты и шаблоны, распечатаны раскраски.

                         В процессе проделанной работы произошло обогащение педагогического опыта   родителей, о чем свидетельствует положительная динамика в развитии детей и создание атмосферы взаимоподдержки и взаимопонимания.

                        В ходе проделанной работы дети познакомились с историей, видами, классификацией, разнообразием глиняной игрушки. Дети познакомились с приемами лепки, у детей сформировались навыки лепить и расписывать игрушку.

                        Дети поупражнялись в рисовании игрушек с использованием трафаретов и нетрадиционных техник рисования и ровном закрашивании разных форм игрушек свистулек.

        Обогатился словарь детей по данной теме, развился познавательный и творческий интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...

План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.

Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою ст...

Презентация проекта «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России"

laquo;Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами РоссииАктуальность проекта: Обусловлена большой значимостью воспитания духовно -нравственных...

Перспективный план по инновационной деятельности «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края (глиняная игрушка) средняя группа / 2023-2024 уч. г.

Перспективный план по инновационной деятельности«Формирование познавательной и творческой активности дошкольниковчерез ознакомление с народными промыслами Нижегородского края(глиняная игрушка)ср...

Консультация для родителей «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников через творческую деятельность»

Что такое творческие способности и зачем их развивать?Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального.Творческие способности выражаются в уме...