Материалы методических объединений.
консультация

Иргит Эллада Ивановна

Методическая продукция – один из способов выражения и распространения методических знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональная

компетентность  педагога»

                                                                             Э.И.Иргит

воспитатель высшей категории. 

   Уважаемые педагоги, сегодня мы с Вами рассмотрим вопрос о профессиональной компетентности педагога. Хочется начать с высказывания Антона Семёновича Макаренко «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагогом.

ЦЕЛЬ: способствовать развитию навыков самоанализа профессиональной деятельности.

Задачи:

- рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.

- определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагогов.

1. Рассмотрение основных теоретических понятий профессиональной компетентности педагога.

Попытаемся определить значение слов компетенция и компетентность:

компетенция (лат. competentia – принадлежность по праву) – круг полномочий учреждений или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

компетентность (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

- Как вы думаете, какой термин нам ближе?

- Какой рисунок нам ближе?

(№2, компетентность, так как педагог – это не просто человек, имеющий определенный запас знаний, умений, опыта, но еще и творческая личность).

Попытаемся определить понятие профессиональная компетентность педагога.

    Поведение педагога + навыки общения с коллегами, родителями и воспитанниками, обеспечивающие качественное выполнение своей профессиональной деятельности;

То есть основной и важной составляющей успешного и качественного выполнения профессиональной деятельности является то, как педагог выглядит, как себя ведет по отношениям  к окружающими, как построена речь, как грамотно общается с коллегами, родителями и воспитанниками.

Компетентность педагога

Профессиональные качества: знания, умения, навыки, опыт личностные качества: самостоятельность, инициативность, ответственность, креативность.

   Профессиональная компетентность — это единство педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
  • Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).
  • Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно-методической;

- социально-педагогической.

  • Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
  • Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
  • Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

В модели (образе) педагога можно выделить четыре компетенции:

  • социальную;
  • специальную;
  • индивидуальную;
  • способность планировать свою деятельность без напряжения.

Итог: Воспитатель должен честно и чисто общаться с детьми, чтобы ребенку было комфортно в группе, радостно. Качество справедливости важно в глазах ребенка. Говорить этично, один на один. Родители должны знать о своем ребенке из уст воспитателя. Говорить нужно только об успехах ребенка, тогда родители будут вашими соратниками и помощниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы методического объединения Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС дошкольного образования

Требования  ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде ...

Материалы методических объединений

Проект «Что  нам  Осень  принесла»(краткосрочный)Тип: практико - ориентированный   Проблема:1.       Дети  плохо...

Выступление по теме: "Звук и изображение" из материалов методического объединения музыкальных руководителей

Эстетическое воспитание - одна из ведущих сторон гармоничного развития личности. В нашем детском саду эта задача является ведущей.Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования призн...

Материалы методических объединений

Интегрированный игровой сеанс "Идём в замок желаний"....

Материалы методического объединения "Технология исследовательской деятельности"

Материалы содержат конспект НОД  по экспериментированию, конспект мастер-класса для педагогов и буклет для участников МО....

Материалы методических объединений.

Профессиональная компетентность педагога.Профессиональная компетенция педагога - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач....