Методическая разработка " Пальчиковые игры"
методическая разработка (младшая группа)

Инесса Владимировна Петухова

Методическая разработка " Пальчиковые игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_moya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Пальчиковые игры - лучший способ развития

речевой деятельности детей раннего »

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок .

В.А. Сухомлинский

Актуальность моей работы заключается в том, что в результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, но и мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает руку ребенка к графа–моторным навыкам рисованию и в дальнейшем к письму.

Цель моей работы использование пальчиковых игр, для развития речи детей 1,5 - 3 лет. Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи: Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; Содействовать нормализации речевой функции; Развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие; Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Для достижения желаемого результата возникла необходимость использовать следующие формы работы: - совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями; - индивидуальная работа с детьми; Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы: массаж кистей рук; пальчиковая гимнастика; пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, потешками; пальчиковый театр; лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.); работа с конструктором ЛЕГО; Дидактические игры: шнуровка М. Монтессори игры с мелкими предметами; паззлы, мозаика; застегивание пуговиц, молний, крючков; нанизывание бус, пуговиц, на леску.

Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией».

Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в работе с детьми должно быть приоритетным. Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению Кольцовой М.М., «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребёнка. Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда воспитатель, для пальчиковой игры, берет ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Поэтому очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушкиладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Народныепотешки это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения. Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Сорока»

Сорока -белобока Кашку варила, Детишек кормила.

Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики.

Ура! В детский сад идти пора.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие персонажей. Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды Пальчиковые игры необходимо начинать с разминки и поглаживания кистей рук и пальцев в течение 2-3 минут. Перед игрой с ребёнком необходимо отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Вначале игры необходимо выполнять вместе с ребенком. Особое внимание необходимо уделять созданию игрового образа, что является важным элементом пальчиковых игр. В процессе проведения пальчиковых игр важна демонстрация собственной увлеченности игрой. Занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми. После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук. При проведении пальчиковых игр сжимать пальцы нужно энергично, напевать или проговаривать – ритмично. Двигать руками и пальцами нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий и, как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи. Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития. Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно.

Обследуя степень развития речи и мелкой моторики рук детей, мною проводилась индивидуальная беседа с родителями. Отмечается значимость пальчиковых игр и мелкой моторики для развития речи детей. В информационном уголке группы, для родителей, мною размещены рекомендации и описаны упражнения по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания кажутся трудными. Моя задача была в том что бы донести до родителей значение пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и развитие речи. При первичном обследовании детей поступающих в группу, выявляется уровень их развития: общего и речевого. Речевое развитие оставляет желать лучшего. У большинства детей речь развита несвязно, недостаточно ясная, маленький словарный запас, неправильное произношение звуков. В работе с детьми постоянно используются пальчиковые игры. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает игра с пальчиками «Дай нам солнышко тепла» (Приложение 1) Во время этой игры дети тянут ручки к солнышку, прося солнышко о тепле. Они искренне верят в то, что солнце их слышит и выполнит их просьбу о тепле и силе. Эта игра не только учит любить окружающую природу (солнышко), но и развивает мелкую моторику рук, речь, память ребенка, т.к. игра сопровождается стихами. Игра «Божья коровка» очень занимательна, дети ее постоянно повторяют.

Перед приемом пищи просят «Божью коровку» принести им хлеба, черного и белого, только не горелого. В летний период, на улице, ребятишки стали больше обращать внимание на насекомых, ища среди них «Божью коровку». Эта игра развивает не только речь и память ребенка, но и учит любить насекомых. Пальчиковая игра «Курочка по зернышкам». В этой игре много различных движений пальчиками и потешек, которые с большим удовольствием дети разучили. В этой игре речь идет о домашних животных, о повадках животных. Дети запомнили всех животных о которых говориться в этой игре. С удовольствием повторяют возгласы животных, строя при этом мимику, изображая их. Игра развивает речь, учит любить домашних животных, развивает воображение. Игра «Дружба» хорошо развивает мелкую моторику и учит детей дружно относиться друг к другу, играть в коллективе. Эти пальчиковые игры очень эмоциональны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи. Их можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила: #1055;режде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев. #1055;еред каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать. #1053;ачинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения, резиновые игрушки, мячики. #1055;ри разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. #1055;роизносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица. #1057;ледует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями или пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет. #1055;альчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившееся детям игры и одновременно разучивать новые. #1057;тарайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните. Что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца. 9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки. #1055;альчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. 11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 лет) рекомендуемое время от 3 до 5 минут в день. 12. Следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

В заключении. Таким образом, пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие речи детей и позволяет правильно формировать связную речь ребенка. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности, что повысит у детей желание использовать русский фольклор в свободной игровой деятельности.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

Методическая разработка "Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников"

В данной методической разработке раскрыта главная задача пальчиковых игр....

Методическая разработка пальчиковой игры «Этот пальчик хочет спать…» (для детей до 3 лет)

С помощью пальчиковой игры развивается мелкая моторика рук, а также развивается речь ребёнка...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК  ДОШКОЛЬНИКОВ...

Методическая разработка Пальчиковые игры "О животных"

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте - это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию ...

Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»

Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»...

Методическая разработка "Пальчиковые игры, физкультурные минутки и подвижные игры в обучении детей дошкольного возраста бурятскому языку"

В детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка, которая помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, он может в моме...