Игры для развития и коррекции слухового восприятия
статья

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития и коррекции слухового восприятия

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности.

Что такое слуховое внимание? Под слуховым вниманием понимают умение сосредоточиться на звуке. Без этого умения нет возможности слышать и понимать то, что произносит человек, смысл интонации, с которой произносятся слова.

Для чего нужно слуховое внимание человеку в жизни? Ребенка необходимо научить слышать и понимать обращенную к нему речь. Если у него есть нарушения речевого слуха, он будет испытывать трудности во время обучения письма и чтения. Это случается потому, что ребенок не знает, какой звук обозначает определенная буква, путает схожие созвучия, а обращенную к нему речь воспринимает искаженно. Очень вредно, когда радио или телевизор работают непрерывно.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях:

-с одной стороны развивается восприятие обычных звуков,

-с другой стороны – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух.

Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации/

Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в младенческом возрасте.

Формирование неречевого слухового восприятия включает улавливание и дифференциацию звуков окружающего мира, различение звуков по громкости, а так же определение источника и направления звука

Умение сосредотачиваться на звуках называется слуховым вниманием, это важная способность, которую необходимо развивать. Она дает возможность научить детей осознанно пользоваться слухом, данного от природы. Специальное обучение в этом направлении поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение (слухозрительно).

Неречевое слуховое восприятие включает в себя:

- звуки природы (шум ветра, звуки дождя, шелест листьев);

- звуки, которые издают животные и птицы;

- звуки, которые издают предметы и материалы (стук молотка, скрип двери, тиканье часов, звон посуды);

- транспортные шумы (сигнал автомобиля, скрип тормозов, стук колес поезда);

- звуки, которые издают различные звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки);

- звуки музыкальных инструментов.

Подборка игр, которые имеют разную направленность в развитии слухового внимания:

Игры на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков:

-«Звуки улицы» на различение звуков природы, транспортных шумов.

-«Звуки комнаты» на различение звуков, которые издают предметы домашнего обихода.

-«Постучим, погремим» на восприятие звуков различных предметов (шуршание бумаги, шуршание пакета, стук ложки о тарелку или о стенки чашки и т. д.).

-«Что упало?» (мяч, ложка, кубик, мягкая игрушка или листок бумаги).

-«Найди такой же» на различение звуков сыпучих материалов (баночки, наполненные разными крупами).

-«Музыканты», с использованием детских музыкальных инструментов.

Игры, направленные на различение звуков по громкости и определение местонахождения источника звука:

-«Хлопаем, топаем».

-«Два зайчика» с использованием разного вида парных игрушек (например, большой барабан барабанит громко, а маленький тихо).

-«Где звенит?» на определение местонахождения звука, ориентировка в пространстве относительно себя сзади – спереди, у окна, у двери (показывают, поворачиваются или называют).

-«Далеко – близко», в игре формируются представления о том, что если источник звука находится рядом, то звук громкий, если далеко, то звук тихий.

Игры на восприятие и дифференциацию на слух различного темпа и ритма:

(с использованием музыкальных инструментов, звучащих игрушек).

-«Медведь и зайчик» (с бубном или погремушкой, медведь ходит медленно, зайчик прыгает быстро).

-«Колокол и колокольчик» в зависимости от размера быстро или медленно.

-«Две тучки» в зависимости от размера тучки капли падают медленно (из маленькой) и быстро (из большой).

-«Шагаем, танцуем» с бубном на различение ритмического рисунка.

Игры на развитие речевого слуха:

-«Кто как голос подает» на звукоподражание голосам животных, птиц (сначала покажи, потом назови).

-«Прокатим зайчика» на звукоподражание различным видам транспорта.

-«Кто позвал?» различение голосов (детей в группе или знакомых людей).

-«Три медведя» различение тембра и интонации.

-«Колобок» (кто хочет съесть колобка) на различение тембра и интонации.

-«Найди картинку или игрушку» умение воспринимать и дифференцировать слова (количество картинок или предметов постепенно увеличивается).

-«Кто, что делает?» умение выделять и называть действия людей по картинкам.

-«Слушай и выполняй» выполнение речевых инструкций, сначала в одно действие, затем цепочку действий.

-«Выполни задание» умение выполнять действия с предметами и игрушками.

-«Верно – неверно», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное» игры с правилами.

Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научается различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить!

Учитель-логопед МБДОУ №65 «Фестивальный» Мартемьянова Л.Ж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для развития фонематического и слухового восприятия...

Подвижные игры для развития фонематического и слухового восприятия, анализа и синтза,фонематических представлений и подготовки к обучению грамоте...

Дидактические игры на развитие внимания и слухового восприятия

Материал расчитан на детей младшего, среднего и старшего возраста. Игры способствуют обогащению словаря, развитию фонематического восприятия и связной речи....

Консультация для педагогов на тему: «Игры для развития и коррекции слухового восприятия»

Консультация для педагогов на тему:«Игры для развития и коррекции слухового восприятия»....

Консультация на тему: «Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»

Консультация на тему:«Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»....

Буклет "Игры для развития и коррекции слухового восприятия"

Буклет "Игры для развития и коррекции слухового восприятия"...

Игры на развитие внимания и слухового восприятия детей

Подборка игр, развивающих внимание и слуховое восприятие детей....

Консультация для родителей "Игры для развития и коррекции зрительного восприятия"

Зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов. Ор...