Обмен опытом работы по реализации проекта на тему: «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников»
консультация

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок,  полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_0.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

       

Проект «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников»

Содержание:

1. Актуальность

2. Цель, задачи проекта

3. Этапы проекта

4. Условия для реализации проекта

5. Методы реализации проекта

6.Работа с родителями

7. Ожидаемые результаты проекта

8. Заключение

9. Список литературы

Актуальность

     Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок,  полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

     Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Отношение к нему может проявиться как в нравственных, так и в безнравственных поступках. Это часто связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы (ребенок ломает ветки деревьев, срывает цветы, мусорит, т.к. он не знает, какую пользу, приносят растения или какой вред приносит загрязнение окружающей среды, может в нем не закреплены знания данные ранее),  поэтому важно сформулировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней.

     Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.

     Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

     Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг.

     Чтобы сыграть  на сцене экологическую сказку, спектакль, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других. В связи с вышесказанным, мы разработали проект, осуществляющий детскую театрализованную деятельность с экологической направленностью.

Цель:

     Формировать у дошкольников основы экологической культуры, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, путем театрализованных представлений.

Задачи:

1.  Пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

2. Формировать у детей первоначальные средства актерской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку театральной сценки.

3. Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения путем театрализованной деятельности с экологическим содержанием.

4. Воспитывать любовь к природе, желание охранять ее чистоту и первозданность.

5. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

Участники проекта: дети, воспитатели, младшие воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 1 год

 Этапы реализации проекта

1. Организационно-подготовительный этап.

- Подбор литературы, пособий, атрибутов;

- разработка проекта

- привлечение родителей детей к обсуждению проекта;

- составление плана тематических мероприятий (наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, театрализованные игры, выставки фотографий «Я и природа», где изображена природа, рисунков о природе, изготовление поделок из природного материала;

- знакомство детей с театральным искусством, его историей и развитием;

- показ презентаций «Что такое театр?», «Виды театров», «Природа и я», «Лесные жители», «Вода» и др.

2. Основной этап.

Практическая деятельность с детьми  детей в соответствии с тематическим планированием:

-разучивание потешек, песен, стихов, прозы;

-работа над актерским мастерством, мимикой, жестами, выразительностью речи;

-подготовка костюмов и атрибутов;

-рисование пригласительных, афиш, декораций;

-разучивание коротких сценок

3. Заключительный этап.

- назначение даты проведение спектакля;

- театрализованное представление (вручение пригласительных, реклама спектакля);

- видеосъемка;

- оформление представления на цифровом носителе;

- представление постановки для участия в интернет-конкурсе;

- анализ проведенной работы.

Условия для реализации проекта.

      Для реализации проекта были созданы необходимые условия:

      В детском саду имеется большой, просторный музыкальный и спортивный зал, где мы проводили  различные мероприятия, репетиции, как с воспитателем, так и совместно с родителями, просматривали кинофильмы и мультфильмы, слушали музыку.

      Имеется большая сцена для выступлений детей.

      В группах оформлены уголки для детской театрализации с различными видами театров, где дети обыгрывают и придумывают разные сказки, настольный театр, куклы би-ба-бо, шапочки к разным сказкам, уголок ряженья и др.

      А также  в группах есть уголки экспериментирования, где в достаточном количестве находятся разные лесные штучки (шишки, скорлупки, ракушки, перышки, крупы, листики, песок), которые в основном приносят сами дети и самостоятельно  проводят в этих уголках  несложные опыты.

      Для чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин в нашем детском саду имеется большая библиотека. Она также оснащена видео и аудиотекой.

    Двор оснащен игровыми площадками, где дети также проявляют свое творчество, наблюдают, играют, познают. На улице имеется отдельный экологический участок для наблюдений и уходом за растениями.

 

Методы реализации проекта:

- этюдная работа - раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слуху, вкусу;

- знакомство с сюжетом  - дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки;

- театрализованные игры  и ситуации, игры-драматизации   дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои, это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими;

- смена ролями - проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку), у ребенка появляется возможность многократного перевоплощения;

А так же традиционные формы  работы, такие как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые и обучающие ситуации, экологические занятия.

     Для овладения навыками актерского мастерства много внимания мы уделяли этюдной работе. Она раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слуху, вкусу. Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитывали возраст зрителей, продолжительность его сделали  легким для восприятия. В своей работе мы также использовали театрализованные игры и ситуации. Проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку), дети по нескольку раз менялись ролями. Им удалось побыть волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, утенка. У детей была возможность многократного перевоплощения. Дети это делали с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удалось расшевелить самого скованного, зажатого ребенка.

      Не забывали мы и о традиционных формах работы, такие как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые и обучающие ситуации, экологические занятия.

     Большое значение уделяли рисованию с детьми природы, животных, опираясь на наблюдения, художественное слово, а также на их желание сотворить что либо прекрасное. Выставки рисунков на природную тематику у нас бывают регулярно: «Зимний лес», «Как звери зимуют», «Осенние листья», «Зима на моей улице», «Я и лето» и др.

Работа с родителями

     Семья - в экологическом воспитании ребенка имеет первостепенное значение, поэтому привлечение родителей к нашему проекту являлось важным  звеном в цепочке дети-родители-воспитатели. Родители  ходили с детьми на экскурсию на природу, оказывали помощь в изготовлении костюмов, поделок из бросового и природного материала.

Родители помогли в оформлении   фотовыставки «Я и природа», участвовали в выставках поделок из природного материала «Осенние сувениры», макетов, участвовали вместе с детьми в проектах на экологическую тему «Хочу, чтоб мой город был чистым», «Покормите птиц зимой», «Посади цветы», «Не рубите елки!», помогали разучивать слова, стихи и песни к инсценировкам.

Ожидаемый результат проекта:

1. Театрализованное представление на экологическую тему.

2. Активность и самостоятельность детей в театрализованной деятельности.

2. Желание у детей наблюдать и создавать образы.

3. Умение передавать в образах свои чувства и знания с помощью различных средств выразительности.

4. Участие детей и родителей в выставках работ на экологическую тему.

5.  Формированние представлений у детей о растениях, животных, птицах, насекомых, природных явлениях, сезонных изменениях и их значимости в жизни человека.

     На заключительном этапе нашего проекта для инсценировки была выбрана экологичекая сказка «Шалости козлят или берегите лес от пожаров», которая по выбору героев и содержанию была доступна, понятна и интересна дошкольникам.  Дети с большим удовольствием взялись за дело. Сначала были разучены слова, прорепетированы отдельные сценки. Для наибольшей красочности постановки  мы разучили танцы («Танец козлят», «Танец огня»), выучили песню «Берегите лес». Затем короткие эпизоды объединили в одно целое. Параллельно с репетициями шили костюмы, изготавливали декорации, подбирали музыку. В этом принимали участие все педагоги нашего коллектива и родители.

        И вот спектакль состоялся. Были оформлены и розданы пригласительные билеты, назначена дата спектакля. Этот день стал особенно важным в эмоциональном настрое детей. Посмотреть премьеру пришли все, и родители маленьких артистов, и дети нашего детского сада. Спектакль прошел на «Ура!». Зрители громко аплодировали. И кричали «Браво!». Все было, как в настоящем театре.  

Заключение.

     Итак, в своей работе по формированию основ экологической культуры  мы добились от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём. Самое главное,  дети стали добрее и внимательнее относиться ко всему, что их окружает, а это и является той крупицей в решении глобальной проблемы - экологического воспитания человека. Создание экологического театра  в нашем детском саду   открыло новые возможности творческого поиска, результатом которого стали не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы, желание охранять ее чистоту и первозданность.

     Театрализованная деятельность помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта  "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Обмен опытом по взаимодействию с родителями детей посредством театрализованной деятельности.

Обмен опытом по взаимодействию  с родителями детей посредством театрализованной  деятельности....

Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....

Лэпбук как одно из средств экологического воспитания дошкольников

Лэпбук как одно из средств экологического воспитания дошкольников...

«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи дошкольников» Презентация опыта работы на зональном семинаре -практикуме

Театрализованная деятельность один из   самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Развивать речь детей в дет...