Проект "Декоративно-прикладное искусство в России"
проект (старшая группа)

Дорофеева Екатерина Александровна

Познавательный проект "Декоративно-прикладное искусство в России" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly_proekt.docx155.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 структурное подразделение – детский сад «Яблочко» г. Аткарска Саратовской области

Информационно- творческий проект для детей старшей разновозрастной группы

«Декоративно-прикладное искусство

 в России»

188176-ocharovatelnaya-filimonovskaya-igrushka-raskraska.jpg

Воспитатель: Дорофеева Е.А.


2023-2024 учебный год

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с декоративно - прикладным искусством и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с декоративно- прикладным искусством в России;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей;

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Предполагаемые результаты:

  1. Знание разновидностей и особенностей декоративно- прикладного искусства в России  (материал, форма, цвета, узоры).
  2. Умение различать виды росписей
  3. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
  4. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско– родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
  5. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Этапы реализации проекта

  1. Организационный этап

- Формулировка цели и определение задач

- Подбор материалов по теме проекта

- Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.

- Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов

- Изучение методической литературы, сбор информации.

- Составление плана основного этапа проекта

  1. Продуктивный этап:

1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2.Познакомить детей с разными видами декоративно-прикладного искусства России.

3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4.Игровая деятельность.

  1. Обобщающий этап

1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.

2.Оформление экспозиции мини-музея «Декоративно-прикладное искусство в России».

3.Презентация проекта




План работы с детьми:

Тема: «Матрешка»

Цель: познакомить детей с Матрешкой.

оод

Совместная деятельность педагога с детьми

октябрь

1

«Красавица Матрешка»

- просмотр презентаций «Русская Матрешка»

- организация выставки «Дымковская игрушка»

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Матрешка»

- раскрашивание раскрасок «Матрешка»

- разучивание стихотворений, загадок о матрешке

2

Изодеятельность«Укрась узорами Матрешку»

3

«Такая разная Матрешка»

4

Аппликация «Матрешка»

Тема: «Веселая дымка»

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

оод

Совместная деятельность педагога с детьми

ноябрь

1

«Глиняные игрушки – не простые безделушки»

- просмотр презентаций «Дымка»

- организация выставки «Дымковская игрушка»

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»

- дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки"

- раскрашивание раскрасок «Дымка»

- разучивание стихотворения про дымку

2

«Укрась узорами юбку дымковской барыни»

3

«В мастерской дымковской игрушки»

4

«Лепка и роспись дымковской барыни»

Тема: «Голубая гжель»

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства -  гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус

оод

Совместная деятельность педагога с детьми

декабрь

1

«Эта звонкая сказка - Гжель»

- рассматривание иллюстраций

- просмотр презентаций

- рисование элементов Гжельской росписи

- раскрашивание раскрасок «Гжель»

2

«Рисование элементов Гжельской росписи»

3

Роспись гжельской доски

Тема: «Золотая хохлома»

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

оод

Совместная деятельность педагога с детьми

январь

1

«Знакомство с хохломским промыслом»

- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.

- просмотр презентаций по теме

- рассматривание образцов хохломской росписи

- работа в раскрасках «Хохлома»

- рисование хохломских узоров

- разучивание стихотворения про хохлому

2

«Хохломские узоры»

3

«Украсим теремок для зверей»

4

«Сказочная хохлома»

Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз»

Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.

оод

Совместная деятельность педагога с детьми

февраль

1

«Здравствуй волшебный Городец»

- чтение и заучивание стихотворении о Городце

- просмотр презентаций

- дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»

- практическое задание «Обведи элемент»

- рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи

- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»

- роспись полоски росписью

- прорисовывание элементов "купавки", "листья"

2

«Рисование по мотивам Городецкой росписи»

3

«Рисование городецкого узора на тарелке»

4

Роспись «Городецкая сказка»

Тема: «Филимоновская игрушка»

Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой, развивать эстетическое восприятие.

оод

Совместная деятельность педагога с детьми

март

1

«Знакомство с изделиями филимоновских умельцев»

- рассматривание иллюстраций

- просмотр презентаций

- раскраски  по теме

2

Рисование «Филимоновская игрушка»

Тема: «Декоративно-прикладное искусство в России»

Цель: создание мини-музея «Народные промыслы»

оод

Совместная деятельность педагога с детьми и родителями

апрель

Создание мини-музея «Народные промыслы»

-сбор атрибутов для мини-музея

-художественной оформление мини-музея


май

Презентация проекта «Декоративно-прикладное искусство в России»»



Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство в России

Презентация о видах прикладного искусства. Оего создании и использовании....

Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....

Паспорт мини-музея «Декоративно-прикладное искусство многонациональной России»

Красота родного края, открывающаяся, благодаря народному творчеству,- это источник любви к Родине.Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся обра...

Декоративно-прикладное искусство в России. Гжель

Произведение прикладного искусства можно воспринимать как художественную ценность для использования ее в практической деятельности...

Перспективный план работы инновационной площадки по теме: «Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»

Перспективный план работы инновационной площадки по теме:«Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»...

Презентация: «Знакомство с народно-прикладным искусством в России»

Данный материал содержит презентацию: «Знакомство с народно-прикладным искусством в России».В ней показана работа с детьми по данной теме....

Материал для знакомства детей с народно - прикладным искусством народов России

В папке собран материал  с произведениями народного декоративно-прикладного искусства,  через знакомство с ним  дети получат  первые яркие представления о Родине, о ее культур...