Проект по финансовой грамотности
консультация (подготовительная группа)

Болотских Дарья Ивановна

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.

Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

Финансово грамотный гражданин должен как минимум:

· следить за состоянием личных финансов,

· планировать свои доходы и расходы;

· формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;

· знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

· рационально выбирать финансовые услуги;

· «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

· знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

· способен распознавать признаки финансового мошенничества;

· знать о рисках на рынке финансовых услуг;

· вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных  экономических отношениях. Ребенок-дошкольник не освоит это самостоятельно, но вместе с воспитателями он сможет приобрести доступные ему знания и поймет, какое место займет экономика в окружающей его действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по обучению детей финансовой грамотности

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками. Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к  празднику,  обязательно  делитесь  с  ним  своими  мыслями  по  поводу  цен  и  качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк. Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой  ребенка  и  объясните  ему  свои  действия.  Расскажите,  каким  образом  можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег. Приобретайте вместе с  детьми акции компаний,  с продукцией которых они  знакомы. Специалисты  утверждают,  что  начать  этим  заниматься  можно  и  с  детьми  с  младшего школьного  возраста.  Однако  тут  следует  проявить  осторожность, и, если  вы  видите, что ребенок  не  понимает,  о  чем  идет  речь,  на  какое-то  время  отложите  реализацию этого «семейного мероприятия». Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте  ребенку  деньги  на  карманные  расходы  и  убедитесь  в  том,  что  часть  этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка  следить  за  тем,  как  растут  его  деньги. 

5.Научите детей зарабатывать деньги. Деньги  не  растут  на  деревьях,  поэтому  следует  научить  детей  работать  –  для  того, чтобы  они  имели  собственный  доход.  Они  могут  начать,  например,  с  того,  что  уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

 6. Помогите детям определить  цель,  для  достижения  которой  они  будут  откладывать деньги. Если  ребенок  имеет  четкую  цель,  это  заставляет  его  стремиться  к  осуществлению мечты.  Независимо  от  того,  что  ребенок  хочет  приобрести  –  игрушку,  велосипед  или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.Прежде  чем  дать  в  руки  сына (или  дочери) кредитку,  подробно  объясните  ему,  что такое кредит и как надо с ним обращаться.

 8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. Расскажите  детям  о  необходимости  оплачивать  коммунальные  услуги  и  о  том,  что каждая  семья  обязательно  должна  выделять  деньги  на  непредвиденные  расходы (неожиданно  вышел  из  строя,  скажем,  водопроводный  кран  и  надо  купить  новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели. Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки. Такие «уроки  радости» многим  детям  запоминаются  на  всю  жизнь.  Когда  они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

10. Будьте для ребенка примером. На  собственном  примере  демонстрируйте  своим  детям,  как  следует  относиться  к деньгам.  Научитесь  осмотрительно  планировать  семейный  бюджет  и  разумно  копить средства.



Предварительный просмотр:

Просмотр мультфильмов из серии «Азбука денег тётушки Совы» рассказывает  и показывает  о простых экономических знаниях,  формирует  правильное отношение детей к деньгам, показать как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

 

Что такое деньги? (Уроки тетушки Совы) серия 1

https://www.youtube.com/watch?v=5Lxa29rzthY

 

Цена и ценные вещи (Уроки тетушки Совы) серия 2

https://www.youtube.com/watch?v=29TvunofYQk

 

Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия 3

https://www.youtube.com/watch?v=U6U5XlKTO_w

 

Карманные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 4

https://www.youtube.com/watch?v=Lf0s_lA5B_o

 

Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5

https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU

 

Работа и зарплата (Уроки тетушки Совы) серия 6

https://www.youtube.com/watch?v=t6Z9jA42xXE

 

Потребности и возможности (Уроки тетушки Совы) серия 7

https://www.youtube.com/watch?v=jtwIdTFPIaM

 

Осторожно: деньги! (Уроки тетушки Совы) серия 8

https://www.youtube.com/watch?v=YAdNg_JZoZA

 

Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9

https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw

 

О банке  (Уроки тетушки Совы) серия 10

https://www.youtube.com/watch?v=g9tRRV7jRsA

 

Кредиты и депозиты   (Уроки тетушки Совы) серия 11

https://www.youtube.com/watch?v=a0t1TUihPHw

 

Безналичные деньги   (Уроки тетушки Совы) серия 12

https://www.youtube.com/watch?v=PPs547gYogg

 

Я вырасту богатым   (Уроки тетушки Совы) серия 13

https://www.youtube.com/watch?v=geS96GYlPeI



Предварительный просмотр:

Проводим викторину по финансовой грамотности

Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть реализовано в форме викторины. Заранее подготовьте вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Поделите детей подготовительной группы на несколько команд. Задавайте вопросы в чёткой и доступной форме. Например:

  • Для чего нужны деньги?
  • Что такое зарплата?
  • Что означает понятие “бюджет”?

Чтобы викторина проходила живее, вопросы можно задавать в увлекательной форме.

  • Предложите детям карточки с изображением предметов и названиями профессий (градусник – доктор, фартук – повар, фотоаппарат – фотограф и так далее) – кто быстрее соединит карточки по парам?
  • Какая команда сможет назвать больше пословиц на тему труда?
  • Смогут ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит в коробке?
  • Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости?

Игрушка «Касса», арт. 4665449 Костюм для сюжетно-ролевой игры "Продавец" (халат + шапочка), арт. 61013 Набор по финансовой грамотности «Мои денежки», Zabiaka, арт. 3715361 (sale! - отсутствуют купюры по 200 и 2000 руб) 

Набор денег и монет «Первые покупки», арт. 3262311Набор денег «Касса», арт. 2466886


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Проект по финансовой грамотности

25 октября  состоялась встреча  в родительском клубе «СемьЯ». Тема встречи: " Азы финансового воспитания".Родителям была  предложена тема для дискуссии: &laqu...

Проект по финансовой грамотности

 4 октября ребята старшей группы познакомились с таким понятием как "Бартер"Дети с воспитателем вспомнили сказку «Дудочка и кувшинчик» и "Мена"....

Проект по финансовой грамотности

26 сентября в гости к дошкольникам пришли первоклассники, учащиеся МБОУ ООШ №8.  Дети стали участниками викторины "Мы экономим". В начале мероприятия ребята разделились...

Проект по финансовой грамотности

11 августа ребята из старшей и подготовительной группы стали участниками квест-игры «Путешествие в Мастер-град».      К ребятам в группу пришел Незнайка (восп...

Проект по финансовой грамотности

Многое в жизни надо уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, это, в конечном итоге, умение жить. Бережливость – это такое качество, которое затрагивает все аспекты наше...

Проект по финансовой грамотности

21 июля наш детский сад встречал гостей, девчонок и мальчишек  из детских садов "Золотой ключик" и "Колокольчик".   Детвора из трех детских садов  совершила увл...