ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pervye_shagi_v_ekonomiku.pptx | 2.72 МБ |
proekt_pervye_shagi_v_ekonomiku.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта Тема проекта: «Первые шаги в экономику» Автор проекта: Девяткова Елена Валентиновна Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико - ориентированный; познавательный; игровой. Место реализации проекта: МАДОУ ХМР детский сад «Березка», группа «Ручеек». Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Ручеек», воспитатель, родители воспитанников, руководители МАДОУ ХМР детский сад «Березка». Возраст участников: 6 – 7 лет Сроки реализации: с сентября 2020 г. – март 2021 г.
Актуальность проблемы Низкий уровень финансовой грамотности населения отрицательно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Возник проблемный вопрос, связанный с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для населения, недостатком квалифицированных преподавателей основам финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг. Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста. Обращение к основам экономической грамотности детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
а Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений; создание основы устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально – экономических перемен. Задачи: Образовательные: познакомить дошкольников с денежной сферой жизни; познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы; раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные,); заложить первые шаги ответственного и правильного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; научить соотносить понятия: потребности и желания; обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить); Развивающие: Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей; Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание и воображение; Воспитательные: способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги. воспитывать уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму представителей разных профессий.
Ресурсы (материалы и оборудование для реализации проекта) ИКТ: ноутбук, интерактивная доска, видео занятия «Умная сова», мультфильмы, видео, проектор, принтер (цветной и черно-белый); презентация «История денег»; интерактивная книга «Сказка о Копеечке»; интерактивные игры «Бюджет семьи», «Товарный склад»; видео сказка «Два жадных медвежонка»; м/ф «Уроки финансовой грамотности Смешарики »; ЛЭП бук «Мир экономики»; монетка для игры: «Доход-расход»; схемы к игре: «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка);фломастеры; иллюстрации к игре: «Потребности и желания»; кошелек, копилка, карты. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Супермаркет «Магнит»: костюм продавца, вывеска «Магнит», реклама, бумажные купюры (не являются платежным документом), монеты, самодельные кошельки, карты, кассовый аппарат, весы, ценники, чеки, сумки, товар (бутылочки и коробочки, самодельные конфеты) и др. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: Кафе «Мороженое»: вывеска, меню, фартук для официанта, «мороженое», посуда, деньги (наличные – безналичные), кошельки и др. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Салон красоты «Ромашка»: вывеска «Ромашка», ножницы, фен, расческа, баночки от кремов, гелей и шампуней, кошельки с деньгами. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Профессии»: костюмы и др. Художественная литература: К. Чуковский «Муха Цокотуха», Н.А. Кузнецова «Сказка о Копеечке» Оборудование для сюжетно-ролевой игры: «Бутербродная»: пластилин для изготовления бутербродов, тарелки, ценники, кошельки с деньгами. Методическая литература и иллюстрации на заданную тему.
I Этап. Подготовительный Знакомство с темой проекта; Изучение методических материалов, материалов сети интернет; Повышение уровня образованности на дистанционных курах повышения квалификации по финансовой грамотности дошкольников; Выявление проблемы, цели, задачи проекта; Подбор сюжетно-ролевых игр, развивающих, дидактических игр, видео, слайдов, мультфильмов, интерактивного обучающего материала, детской художественной литературы, раскрасок по данной теме; Создание предметно- развивающей среды для работы, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, иллюстраций по теме; Взаимодействие с родителями по данной теме с целью настроить детей и их родителей на совместную работу.
II Этап. Практический Реализация проектных мероприятий проводилась в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями. Ежедневно в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату» дети трудились и получали деньги в личные кошельки, а затем расплачивались ими в магазине, кафе и салоне красоты. Коммуникативная деятельность; Восприятие художественной литературы (К.Чуковский «Муха Цокотуха», «Сказка о Копеечке»); Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность; Художественное творчество; Игровая и познавательная деятельность; Беседы с просмотром мультфильмов, видео, презентаций, интерактивных игр «Уроки финансовой грамотности « Смешарики », Уроки тетушки совы; «История денег», м/ ф «Два жадных медвежонка»); Решение проблемных ситуаций; Изготовление пособий для занятий и атрибутов к играм; Трудовая деятельность; Взаимодействие с родителями.
III Этап. Заключительный На данном этапе весь комплекс действий реализации проекта завершается подведением итогов, рассматриванием « ЛЭПбука » - экономических правил и походом детей вместе с родителями в магазины и торговые центры. Представление НОД на тему: «Фея Копеечка» (видео прил.) на территориально – методическом объединении в ДОУ; Изготовление и представление ЛЭПбука «Мир экономики» на ТМО, в режиме видео - конференции. Технологией представления проекта является призовое место в смотре-конкурсе «Лучший проект по финансовой грамотности в ДОУ»; презентация проекта родителям и приглашенным экспертам, с непосредственным участием детей в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит», в ходе родительского собрания.
План мероприятий по финансовой грамоте Сентябрь 2020 г. Сюжетно-ролевая игра Кафе «Мороженое» Цель: расширять знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты; формировать основы экономической культуры личности.
План мероприятий по финансовой грамоте Сентябрь 2020 г. Трудовая деятельность – генеральная уборка (моем игрушки, протираем шкафы д/одежды, стульчики, столы) Цель: воспитывать трудолюбие, развивать желание оказывать помощь друг другу.
План мероприятий по финансовой грамоте Октябрь 2020 г Изготовление кошелька (оригами) Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях, изготавливать кошелек для хранения денег, развивать творчество, навыки ручного труда
План мероприятий по финансовой грамоте Октябрь 2020 г. Изготовление конфет из пластилина Цель: учить лепить форму конфеты, заворачивать ее в фантик для игры в «Супермаркет «Магнит» .
План мероприятий по финансовой грамоте Октябрь 2020 г Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Магнит» Цель: учить распределять роли, вести диалог в игре, систематизация знаний детей о разнообразии товаров, познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
План мероприятий по финансовой грамоте Ноябрь 2020 г Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Магнит»
План мероприятий по финансовой грамоте Ноябрь 2020 г «Вырезывание монеток» Цель: учиться вырезывать круглые формы, закрепить понятие металлические деньги (монеты).
План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г НОД. Тема: «Тратим разумно. Экономим» Программное содержание : деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.
План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г Слушание и просмотр иллюстраций интерактивной книги «Сказка о Копеечке» (автор Кузнецова Н.А.) Цель: познакомить с монетой «1 копейка»; формировать позитивное отношение к сказочному персонажу фея Копеечка; познакомить с метафорой «денежное дерево» для переноса на образ «древо денежной системы».
План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты «Ромашка» Цель: учить распределять роли, продолжать формировать умения пользоваться предметами заместителями, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, формировать основы финансовой грамотности: расплачиваться деньгами за услуги салона красоты.
План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г Раскрашивание раскраски «Фея Копеечка» Цель: формировать позитивное отношение к сказочному персонажу фея Копеечка; развивать цветовое восприятие, замечать настроение персонажа.
План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г Взаимодействие с родителями: Консультация «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста» Цель: вести совместную работу по формированию финансовой грамотности у детей.
План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г НОД Тема: «Путешествие в мир финансов» Программное содержание: Познакомить с понятием реклама. Закрепляем понятия как люди зарабатывают деньги, копят и тратят.
План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2021 г НОД. Лепка. Тема: «Открываем бутербродную» Программное содержание: учить лепить разные бутерброды для с/ р игры «Открываем бутербродную»; закрепить понятие «реклама бутербродов»; развивать фантазию, воображение, творчество; воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей в денежном эквиваленте (от 20 руб. - 100 руб.)
План мероприятий по финансовой грамоте Февраль Изготовление ЛЭП бука «Мир Экономики» Цель: формировать представления детей по финансовой грамотности.
План мероприятий по финансовой грамоте Февраль 2021 г. ТМО НОД Тема: «Фея Копеечка» Цель: формирование у детей предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений. Задачи: Образовательные: Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, бюджет семьи, семейный доход, расход, экономика; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; Систематизировать знания детей о разнообразии товаров и услуг; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно и бережно расходовать средства, для того, чтобы купить желаемую вещь; Показать детям, что расходы бывают обязательные и не обязательные, научить детей определять значимость и важность товаров в жизни людей. Развивающие: Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей; Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; Воспитательные: Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
План мероприятий по финансовой грамоте Март 2021 г. Сюжетно-ролевая игра «Профессии» Цель : учить распределять роли, продолжать формировать умения пользоваться предметами заместителями, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, формировать основы финансовой грамотности.
План мероприятий по финансовой грамоте Март 2021 г. НОД Тема:«Хочу и могу». Д/И «Желания и потребности» Программное содержание : учить различать понятия: хочу и могу. Наши желания «хочу», а наши потребности и ресурсы «могу». Формировать ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению.
План мероприятий по финансовой грамоте Февраль 2021 г Просмотр м/ ф « Смешарики » - финансовая грамотность «Наличный и безналичный расчет» Цель: дать понятие наличный – безналичный расчет; расширять словарь новыми понятиями.
Предполагаемые результаты Для детей - Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений для обеспечения устойчивого развития и самореализации ребенка на всех этапах социализации. Для родителей - Финансовая компетентность и участие родителей. Организация с помощью современных технологий содержательного взаимодействия в ходе самостоятельных занятий родителей с ребенком дома, установление партнерских отношений и объединения ресурсов семьи и ДОО. Совместная деятельность, основанная на применении родителями и детьми единых норм и правил финансового поведения, способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность финансового воспитания. Для педагогов - Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.
Заключение На заключительном этапе, состоялась презентация проекта на родительском собрании, где были приглашены эксперты, с непосредственным участием детей и родителей в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит». Дети с родителями посещали магазин, чтобы применить полученные знания на практике: просчитывали свой бюджет, считали деньги, отсчитывали сдачу, экономили, рассчитывались наличными и безналичными деньгами. Данный проект «Первые шаги в экономику» позволил перевести родителей из наблюдателей в участников и прямому включению в процесс образовательной деятельности ДОУ. И наглядно показывает значимость проводимых мероприятий по финансовой грамотности. Проделанная работа с детьми повысила уровень знаний детей посредством современных интерактивных технологий: видео занятий, интерактивной книги «Сказка о Копеечке», игры, вопросов поискового характера, заданий по финансовой грамотности. Новизной сетевого взаимодействия при проработке данной темы является формирование единого информационно-образовательного пространства и расширения, наряду с традиционными, современных форм содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий. Комплекс мероприятий помог подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить деньги. Дети узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь, ни за какие деньги! Таким образом, работая и изучая данную тему, могу с уверенностью сказать, что тема актуальная, своевременная и, несомненно, интересная. Дети с удовольствием играют в экономику.
Список литературы Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин , Волгоград, 2015 г; Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин , О.И. Юрчишина - г. Нягань , 2014 г; Рабочая программой « Афлатот : социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова - Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.; «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г; В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности» Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.
Интернет ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I https://yandex.ru/video/preview/?text=интерактивная+книга+фея+копеечка&path=wizard&parent-reqid=1616090687405072-1825404521884102617300748-prestable-app-host-sas-web-yp-157&wiz_type=vital&filmId=17259215763108301521&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCa6yizW3VsA https://yandex.ru/video/preview/?text=смешарики%20финансовая%20грамотность&path=wizard&parent-reqid=1616091187181347-1265509885868951102300279-production-app-host-sas-web-yp-143&wiz_type=vital&filmId=9377168018425565230 https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%202%20жадных%20медвежонка%20сказка&path=wizard&parent-reqid=1616091471737481-1254025975204598634500756-prestable-app-host-sas-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=11020380435005568842
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района«Детский сад «Березка» п.Горноправдинск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Первые шаги в экономику»
Автор проекта:
Е.В. Девяткова,
воспитатель первой
квалификационной категории
п. Горноправдинск, 2021 г.
Содержание
- Паспорт проекта
- Этапы реализации проекта
- Результаты
- Выводы
- Список литературы
- Интернет ресурсы.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Первые шаги в экономику»
Автор проекта: Девяткова Елена Валентиновна
Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный; исследовательско-познавательный; игровой.
Место реализации проекта: МАДОУ ХМР детский сад «Березка», группа «Ручеек».
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Ручеек», воспитатель, родители воспитанников, руководители МАДОУ ХМР детский сад «Березка».
Возраст участников: 6 – 7 лет
Сроки реализации: с сентября 2020 г. – март 2021 г.
Актуальность проблемы
Низкий уровень финансовой грамотности населения отрицательно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.
Возник проблемный вопрос, связанный с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для населения, недостатком квалифицированных преподавателей основам финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг.
Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста.
Обращение к основам экономической грамотности детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений; создание основы устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально – экономических перемен.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные,);
- заложить первые шаги ответственного и правильного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия: потребности и желания;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить);
Развивающие:
Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей;
Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание и воображение;
Воспитательные:
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
- воспитывать уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму представителей разных профессий.
Ресурсы (материалы и оборудование для реализации проекта)
ИКТ: ноутбук, интерактивная доска, видеозанятия «Умная сова», мультфильмы, видео, проектор, принтер (цветной и черно-белый); презентация «История денег»; интерактивная книга «Сказка о Копеечке»; интерактивные игры «Бюджет семьи», «Товарный склад»; видеосказка «Два
3
жадных медвежонка»; м/ф «Уроки финансовой грамотности Смешарики»;
ЛЭПбук «Мир экономики»; монетка для игры: «Доход-расход»; схемы к игре: «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка);фломастеры; иллюстрации к игре: «Потребности и желания»; кошелек, копилка, карты.
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Супермаркет «Магнит»: костюм продавца, вывеска «Магнит», реклама, бумажные купюры (не являются платежным документом), монеты, самодельные кошельки, карты, кассовый аппарат, весы, ценники, чеки, сумки, товар (бутылочки и коробочки, самодельные конфеты) и др.
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: Кафе «Мороженое»: вывеска, меню, фартук для официанта, «мороженое», посуда, деньги (наличные – безналичные), кошельки и др.
Атрибуты к сюжетно – ролевой игре:«Салон красоты «Ромашка»: вывеска «Ромашка», ножницы, фен, расческа, баночки от кремов, гелей и шампуней, кошельки с деньгами.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Профессии»: костюмы и др.
Художественная литература: К. Чуковский «Муха Цокотуха».
Оборудование для сюжетно-ролевой игры: «Бутербродная»: пластилин для изготовления бутербродов, тарелки, ценники, кошельки с деньгами.
Методическая литература и иллюстрации на заданную тему.
Методы: наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, интерактивного материала, визуальных образов, мультфильмов, видероликов; словесный: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы поискового характера, ведение диалога в игре; игровые методы: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения; практические: проигрывание ситуаций, моделирование, упражнения и др.
Ресурсы (материалы и оборудование для реализации проекта)
ИКТ: ноутбук, интерактивная доска, видеозанятия «Умная сова», мультфильмы, видео, проектор, принтер (цветной и черно-белый); презентация «История денег»; интерактивная книга «Сказка о Копеечке»; интерактивные игры «Бюджет семьи», «Товарный склад»; видеосказка «Два жадных медвежонка»; м/ф «Уроки финансовой грамотности Смешарики»; ЛЭПбук «Мир экономики»; монетка для игры: «Доход-расход»; схемы к игре: «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка);фломастеры; иллюстрации к игре: «Потребности и желания»; кошелек, копилка, карты.Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Супермаркет «Магнит»: костюм продавца, вывеска «Магнит», реклама, бумажные купюры (не являются платежным документом), монеты, самодельные кошельки, карты, кассовый аппарат, весы, ценники, чеки, сумки, товар (бутылочки и коробочки, самодельные конфеты) и др. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: Кафе «Мороженое»: вывеска, меню, фартук для официанта, «мороженое», посуда, деньги (наличные – безналичные), кошельки и др. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре:«Салон красоты «Ромашка»: вывеска «Ромашка», ножницы, фен, расческа, баночки от кремов, гелей и шампуней, кошельки с деньгами. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Профессии»: костюмы и др. Художественная литература: К. Чуковский «Муха Цокотуха». Оборудование для сюжетно-ролевой игры: «Бутербродная»: пластилин для изготовления бутербродов, тарелки, ценники, кошельки с деньгами.
Методическая литература и иллюстрации на заданную тему.
I Этап. Подготовительный
- Знакомство с темой проекта;
- Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
- Повышение уровня образованности на дистанционных курах повышения квалификации по финансовой грамотности дошкольников;
- Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
- Подбор сюжетно-ролевых игр, развивающих, дидактических игр, видео, слайдов, мультфильмов, интерактивного обучающего материала, детской художественной литературы, раскрасок по данной теме;
- Создание предметно- развивающей среды для работы, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, иллюстраций по теме;
- Взаимодействие с родителями по данной теме с целью настроить детей и их родителей на совместную работу.
II Этап. Практический
Реализация проектных мероприятий проводилась в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями. Ежедневно в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату» дети трудились и получали деньги в личные кошельки, а затем расплачивались ими в магазине, кафе и салоне красоты.
- Коммуникативная деятельность;
- Восприятие художественной литературы (К.Чуковский «Муха Цокотуха», «Сказка о Копеечке» автор Кузнецова Н.А.);
- Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность;
- Художественное творчество;
- Игровая и познавательная деятельность;
- Беседы с просмотром мультфильмов, видео, презентаций, интерактивных игр «роки финансовой грамотности «Смешарики», Уроки тетушки совы; «История денег», м/ф «Два жадных медвежонка»);
- Решение проблемных ситуаций;
- Изготовление пособий для занятий и атрибутов к играм;
- Трудовая деятельность;
- Взаимодействие с родителями.
III Этап. Заключительный
На данном этапе весь комплекс действий реализации проекта завершается подведением итогов, рассматриванием «ЛЭПбука» - экономических правил и походом детей вместе с родителями в магазины и торговые центры.
- Представление НОД на тему: «Фея Копеечка» (видео прил.) на территориально – методическом объединении в ДОУ;
- Изготовление и представление ЛЭПбука «Мир экономики» на ТМО, в режиме видео - конференции.
- Технологией представления проекта является призовое место в смотре-конкурсе «Лучший проект по финансовой грамотности в ДОУ»; презентация проекта родителям и приглашенным экспертам, с непосредственным участием детей в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит», в ходе родительского собрания.
План мероприятий по финансовой грамоте
Сентябрь 2020 г.
02.09.2020 г. и 20.09.2020 г. Взаимодействие с родителями: попросили родителей, принести бросовый материал: баночки, коробочки, карточки для сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет «Магнит», «Салон красоты «Ромашка», Кафе «Мороженое». Распечатывали денежные купюры, монеты с помощью цветного принтера; закупили купюры в «Сима-лэнде».
Кафе «Мороженое» Цель: расширять знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты; формировать основы экономической культуры личности.
04.09.2020 г. Трудовая деятельность – генеральная уборка (моем игрушки, протираем шкафы д/одежды, стульчики, столы) Цель: воспитывать трудолюбие, развивать желание оказывать помощь друг другу; показать значимость труа для жини людей.
08.09.2020 г. Трудовая деятельность: предложить подгруппе детей помочь воспитателю в подготовке к занятию. Цель: воспитывать трудолюбие, развивать желание оказывать помощь взрослым.
Октябрь 2020 г.
02.10.2020 г. Изготовление кошелька (оригами) Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях, изготавливать кошелек для хранения денег, развивать творчество, навыки ручного труда;
06.10.2020 г. и 30.10.2020 г. Изготовление конфет из пластилина Цель: учить лепить форму конфеты, заворачивать ее в фантик для игры «Супермаркет «Магнит».
12.10.2020 г. Беседа: «Где хранят деньги?» Цель: учить поддерживать беседу, дать понятие «деньги»; хранение и использование денежных ресурсов.
28.10.2020 г. НОД Тема: «Деньги в твоей семье»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деньгах, причинах их рождения, денежных знаках. Учить детей логически мыслить и находить верное решение.
Просмотр м/ф «Приключения Смешариков» (финансовая грамотность)
Цель: закрепить понятие «деньги», их хранение, применение, бережное отношение.
Ноябрь 2020 г.
12.11.2020 г. Чтение «Муха Цокотуха» (К. Чуковский) Цель: развитие пассивного словаря, внимания, памяти; формировать предпосылки финансовой грамотности: дать понятие «денежка».
«Расклеивание ценников на «товар» Цель: продолжать формировать знания по финансовой грамотности: познакомить с понятием «цена», «ценник»; развивать самостоятельность.
Январь 2021 г.
13.01.2021 г. НОД Тема: «Тратим разумно. Экономим»
Программное содержание: Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.
15.01.2021 г. Слушание и просмотр иллюстраций интерактивной книги «Сказка о Копеечке» (автор Кузнецова Н.А.) Цель: познакомить с монетой «1 копейка»; формировать позитивное отношение к сказочному персонажу фея Копеечка; познакомить с метафорой «денежное дерево» для переноса на образ «древо денежной системы».
19.01.2021 г. Вопросы по тексту «Сказка о Копеечке» (автор Кузнецова Н.А.), с озвучкой правильных ответов с использованием интерактивной доски. Цель: формирование норм и правил финансового поведения; профилактика и коррекция денежной зависимости.
Раскрашивание раскраски «Фея Копеечка» Цель: формировать позитивное отношение к сказочному персонажу фея Копеечка; развивать цветовое восприятие, замечать настроение персонажа.
21.01.2021 г. НОД Тема: Знакомство с монетами достоинством 1,2,5,10. «Вырезывание монеток»
Программное содержание: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом. Развивать внимание, память, логическое мышление.
25.01.2021 г. Беседа: «Труд. Профессии» Цель: закрепить названия профессий и связанные с ними действия, учить отвечать полным предложением на вопросы; воспитывать уважение к труду взрослых.
27.01.2021г. Взаимодействие с родителями: Консультация «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста» Цель: вести совместную работу по формированию финансовой грамотности у детей.
29.01.2021 г. НОД. Лепка. Тема: «Открываем бутербродную»
Программное содержание: учить лепить разные бутерброды для сюжетно-ролевой игры «Открываем бутербродную»; дать понятие «реклама бутербродов»;
развивать фантазию, воображение, творчество; воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей в денежном эквиваленте (от 20 руб. - 100 руб.)
Февраль 2021
10.02.2021 г. Беседа: «Реклама: хорошо - плохо» Цель: дать понятие «реклама»; учить детей изготавливать рекламу, логически мыслить и находить верное решение.
НОД Тема: «Сберегаем и экономим»
Программное содержание: Закрепление материала: бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно).
12.02.2021 г.
Сюжетно-ролевая игра Кафе «Мороженое» Цель: учить распределять роли, продолжать формировать умения пользоваться предметами заместителями, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, формировать основы финансовой грамотности.
18.02.2021 г.
«Изготовление ЛЭПбука. Мир экономики» Цель: закреплять знания и представления детей по финансовой грамотности, через «экономические правила».
19.02.2021 г. ТМО НОД Тема: «Фея Копеечка»
Цель: формирование у детей предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, бюджет семьи, семейный доход, расход, экономика;
Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
Систематизировать знания детей о разнообразии товаров и услуг;
Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
Подвести к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно
и бережно расходовать средства, для того, чтобы купить желаемую вещь;
Показать детям, что расходы бывают обязательные и не обязательные,
научить детей определять значимость и важность товаров в жизни людей.
Развивающие:
Способствовать формированию коммуникативных способностей,
социальных компетентностей;
Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
Воспитательные:
Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Март 2021 г.
05.03.21 г. Сюжетно-ролевая игра «Профессии» Цель: учить распределять роли, продолжать формировать умения пользоваться предметами заместителями, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, формировать основы финансовой грамотности.
12.03.21 г. Беседа: «Реклама. Менеджер» Цель: учить поддерживать беседу по финансовой грамотности; познакомить с понятием «менеджер».
Просмотр м/ф «Смешарики» - финансовая грамотность «Наличный и
безналичный расчет». Цель: дать понятие наличный – безналичный расчет; расширять словарь новыми понятиями.
15.03.21 г. Д/И: «Потребности и желания» Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека: закрепить понятия «потребности и желания человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
18.03.21 г. Беседа: Рассматривание ЛЭПбука «Мир экономики»
Цель: вспомнить экономические правила, развивать словарный запас по финансовой грамотности: товар, деньги, реклама, наличные, безналичные деньги.
Предполагаемые результаты
Для детей
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений для обеспечения устойчивого развития и самореализации ребенка на всех этапах социализации.
Для родителей
Финансовая компетентность и участие родителей. Организация с помощью современных технологий содержательного взаимодействия в ходе
самостоятельных занятий родителей с ребенком дома, установление партнерских отношений и объединения ресурсов семьи и ДОО. Совместная деятельность, основанная на применении родителями и детьми единых норм и правил финансового поведения, способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность финансового воспитания.
Для педагогов
Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.
Заключение
На заключительном этапе, состоялась презентация проекта на родительском собрании, где были приглашены эксперты, с непосредственным участием детей и родителей в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит». Дети с родителями посещали магазин, чтобы применить полученные знания на практике: просчитывали свой бюджет, считали деньги, отсчитывали сдачу, экономили, рассчитывались наличными и безналичными деньгами.
Данный проект «Первые шаги в экономику» позволил перевести родителей из наблюдателей в участников и прямому включению в процесс образовательной деятельности ДОУ. И наглядно показывает значимость проводимых мероприятий по финансовой грамотности. Проделанная работа с детьми повысила уровень знаний детей посредством современных интерактивных технологий: видео занятий, интерактивной книги «Сказка о Копеечке», игры, вопросов поискового характера, заданий по финансовой грамотности.
Новизной сетевого взаимодействия при проработке данной темы является формирование единого информационно-образовательного пространства и расширения, наряду с традиционными, современных форм содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий.
Комплекс мероприятий помог подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить деньги. Дети узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь, ни за какие деньги!
Таким образом, работая и изучая данную тему, могу с уверенностью сказать, что тема актуальная, своевременная и, несомненно, интересная. Дети с удовольствием играют в экономику.
Список источников
- Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г.
- Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин, Волгоград, 2015 ;
- Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина - г. Нягань, 2014 г;
- Рабочая программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова- Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.;
- «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г;
- В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»
- Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.
Интернет ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I
10
https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%202%20жадных%20медвежонка%20сказка&path=wizard&parent-reqid=1616091471737481-1254025975204598634500756-prestable-app-host-sas-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=11020380435005568842
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних...
Проект по финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономику»
Проект по финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономику» разработан как дополнение к авторскому игровому пособию «Путешествие в страну Экономику вместе с Лосяшем» для ...
Семинар-практикум. "Финансовая грамотность. Первые ступени." подготовительная группа.
Семинар - практикум «Финансовая грамотность. Первые ступени.»для родителей с детьми в подготовительной к школе группеЦель: Привлечение внимания родителей к вопросам финансовой грамотн...
Педагогический проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
https://docs.google.com/presentation/d/109oiKG4mSwmC9951mpHGuO1Lze3v1J_x/edit?usp=sharing&ouid=110532605945537264015&rtpof=true&sd=trueПроект по формированию финансовой грамотности ...
ДОКЛАД К СЕМИНАРУ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический проект: «Первые шаги в экономику»...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности (подготовительная группа) «Экономический Знай – ка» (познавательный, информационно – исследовательский, игровой, краткосрочный).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности (подготовительная группа) «Экономический Знай – ка» (познавательный, информационно – исследовательский...