ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Девяткова Елена Валентиновна

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pervye_shagi_v_ekonomiku.pptx2.72 МБ
Файл proekt_pervye_shagi_v_ekonomiku.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Первые шаги в экономику» Автор проекта: Е.В. Девяткова, воспитатель первой квалификационной категории 2021 г.

Слайд 2

Паспорт проекта Тема проекта: «Первые шаги в экономику» Автор проекта: Девяткова Елена Валентиновна Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико - ориентированный; познавательный; игровой. Место реализации проекта: МАДОУ ХМР детский сад «Березка», группа «Ручеек». Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Ручеек», воспитатель, родители воспитанников, руководители МАДОУ ХМР детский сад «Березка». Возраст участников: 6 – 7 лет Сроки реализации: с сентября 2020 г. – март 2021 г.

Слайд 3

Актуальность проблемы Низкий уровень финансовой грамотности населения отрицательно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Возник проблемный вопрос, связанный с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для населения, недостатком квалифицированных преподавателей основам финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг. Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста. Обращение к основам экономической грамотности детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Слайд 4

а Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений; создание основы устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально – экономических перемен. Задачи: Образовательные: познакомить дошкольников с денежной сферой жизни; познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы; раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные,); заложить первые шаги ответственного и правильного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; научить соотносить понятия: потребности и желания; обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить); Развивающие: Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей; Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание и воображение; Воспитательные: способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги. воспитывать уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму представителей разных профессий.

Слайд 5

Ресурсы (материалы и оборудование для реализации проекта) ИКТ: ноутбук, интерактивная доска, видео занятия «Умная сова», мультфильмы, видео, проектор, принтер (цветной и черно-белый); презентация «История денег»; интерактивная книга «Сказка о Копеечке»; интерактивные игры «Бюджет семьи», «Товарный склад»; видео сказка «Два жадных медвежонка»; м/ф «Уроки финансовой грамотности Смешарики »; ЛЭП бук «Мир экономики»; монетка для игры: «Доход-расход»; схемы к игре: «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка);фломастеры; иллюстрации к игре: «Потребности и желания»; кошелек, копилка, карты. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Супермаркет «Магнит»: костюм продавца, вывеска «Магнит», реклама, бумажные купюры (не являются платежным документом), монеты, самодельные кошельки, карты, кассовый аппарат, весы, ценники, чеки, сумки, товар (бутылочки и коробочки, самодельные конфеты) и др. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: Кафе «Мороженое»: вывеска, меню, фартук для официанта, «мороженое», посуда, деньги (наличные – безналичные), кошельки и др. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Салон красоты «Ромашка»: вывеска «Ромашка», ножницы, фен, расческа, баночки от кремов, гелей и шампуней, кошельки с деньгами. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Профессии»: костюмы и др. Художественная литература: К. Чуковский «Муха Цокотуха», Н.А. Кузнецова «Сказка о Копеечке» Оборудование для сюжетно-ролевой игры: «Бутербродная»: пластилин для изготовления бутербродов, тарелки, ценники, кошельки с деньгами. Методическая литература и иллюстрации на заданную тему.

Слайд 6

I Этап. Подготовительный Знакомство с темой проекта; Изучение методических материалов, материалов сети интернет; Повышение уровня образованности на дистанционных курах повышения квалификации по финансовой грамотности дошкольников; Выявление проблемы, цели, задачи проекта; Подбор сюжетно-ролевых игр, развивающих, дидактических игр, видео, слайдов, мультфильмов, интерактивного обучающего материала, детской художественной литературы, раскрасок по данной теме; Создание предметно- развивающей среды для работы, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, иллюстраций по теме; Взаимодействие с родителями по данной теме с целью настроить детей и их родителей на совместную работу.

Слайд 7

II Этап. Практический Реализация проектных мероприятий проводилась в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями. Ежедневно в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату» дети трудились и получали деньги в личные кошельки, а затем расплачивались ими в магазине, кафе и салоне красоты. Коммуникативная деятельность; Восприятие художественной литературы (К.Чуковский «Муха Цокотуха», «Сказка о Копеечке»); Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность; Художественное творчество; Игровая и познавательная деятельность; Беседы с просмотром мультфильмов, видео, презентаций, интерактивных игр «Уроки финансовой грамотности « Смешарики », Уроки тетушки совы; «История денег», м/ ф «Два жадных медвежонка»); Решение проблемных ситуаций; Изготовление пособий для занятий и атрибутов к играм; Трудовая деятельность; Взаимодействие с родителями.

Слайд 8

III Этап. Заключительный На данном этапе весь комплекс действий реализации проекта завершается подведением итогов, рассматриванием « ЛЭПбука » - экономических правил и походом детей вместе с родителями в магазины и торговые центры. Представление НОД на тему: «Фея Копеечка» (видео прил.) на территориально – методическом объединении в ДОУ; Изготовление и представление ЛЭПбука «Мир экономики» на ТМО, в режиме видео - конференции. Технологией представления проекта является призовое место в смотре-конкурсе «Лучший проект по финансовой грамотности в ДОУ»; презентация проекта родителям и приглашенным экспертам, с непосредственным участием детей в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит», в ходе родительского собрания.

Слайд 9

План мероприятий по финансовой грамоте Сентябрь 2020 г. Сюжетно-ролевая игра Кафе «Мороженое» Цель: расширять знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты; формировать основы экономической культуры личности.

Слайд 10

План мероприятий по финансовой грамоте Сентябрь 2020 г. Трудовая деятельность – генеральная уборка (моем игрушки, протираем шкафы д/одежды, стульчики, столы) Цель: воспитывать трудолюбие, развивать желание оказывать помощь друг другу.

Слайд 11

План мероприятий по финансовой грамоте Октябрь 2020 г Изготовление кошелька (оригами) Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях, изготавливать кошелек для хранения денег, развивать творчество, навыки ручного труда

Слайд 12

План мероприятий по финансовой грамоте Октябрь 2020 г. Изготовление конфет из пластилина Цель: учить лепить форму конфеты, заворачивать ее в фантик для игры в «Супермаркет «Магнит» .

Слайд 13

План мероприятий по финансовой грамоте Октябрь 2020 г Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Магнит» Цель: учить распределять роли, вести диалог в игре, систематизация знаний детей о разнообразии товаров, познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Слайд 14

План мероприятий по финансовой грамоте Ноябрь 2020 г Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Магнит»

Слайд 15

План мероприятий по финансовой грамоте Ноябрь 2020 г «Вырезывание монеток» Цель: учиться вырезывать круглые формы, закрепить понятие металлические деньги (монеты).

Слайд 16

План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г НОД. Тема: «Тратим разумно. Экономим» Программное содержание : деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Слайд 17

План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г Слушание и просмотр иллюстраций интерактивной книги «Сказка о Копеечке» (автор Кузнецова Н.А.) Цель: познакомить с монетой «1 копейка»; формировать позитивное отношение к сказочному персонажу фея Копеечка; познакомить с метафорой «денежное дерево» для переноса на образ «древо денежной системы».

Слайд 18

План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты «Ромашка» Цель: учить распределять роли, продолжать формировать умения пользоваться предметами заместителями, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, формировать основы финансовой грамотности: расплачиваться деньгами за услуги салона красоты.

Слайд 19

План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г Раскрашивание раскраски «Фея Копеечка» Цель: формировать позитивное отношение к сказочному персонажу фея Копеечка; развивать цветовое восприятие, замечать настроение персонажа.

Слайд 20

План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г Взаимодействие с родителями: Консультация «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста» Цель: вести совместную работу по формированию финансовой грамотности у детей.

Слайд 21

План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2020 г НОД Тема: «Путешествие в мир финансов» Программное содержание: Познакомить с понятием реклама. Закрепляем понятия как люди зарабатывают деньги, копят и тратят.

Слайд 22

План мероприятий по финансовой грамоте Январь 2021 г НОД. Лепка. Тема: «Открываем бутербродную» Программное содержание: учить лепить разные бутерброды для с/ р игры «Открываем бутербродную»; закрепить понятие «реклама бутербродов»; развивать фантазию, воображение, творчество; воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей в денежном эквиваленте (от 20 руб. - 100 руб.)

Слайд 23

План мероприятий по финансовой грамоте Февраль Изготовление ЛЭП бука «Мир Экономики» Цель: формировать представления детей по финансовой грамотности.

Слайд 24

План мероприятий по финансовой грамоте Февраль 2021 г. ТМО НОД Тема: «Фея Копеечка» Цель: формирование у детей предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений. Задачи: Образовательные: Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, бюджет семьи, семейный доход, расход, экономика; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; Систематизировать знания детей о разнообразии товаров и услуг; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно и бережно расходовать средства, для того, чтобы купить желаемую вещь; Показать детям, что расходы бывают обязательные и не обязательные, научить детей определять значимость и важность товаров в жизни людей. Развивающие: Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей; Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; Воспитательные: Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Слайд 25

План мероприятий по финансовой грамоте Март 2021 г. Сюжетно-ролевая игра «Профессии» Цель : учить распределять роли, продолжать формировать умения пользоваться предметами заместителями, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, формировать основы финансовой грамотности.

Слайд 26

План мероприятий по финансовой грамоте Март 2021 г. НОД Тема:«Хочу и могу». Д/И «Желания и потребности» Программное содержание : учить различать понятия: хочу и могу. Наши желания «хочу», а наши потребности и ресурсы «могу». Формировать ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению.

Слайд 27

План мероприятий по финансовой грамоте Февраль 2021 г Просмотр м/ ф « Смешарики » - финансовая грамотность «Наличный и безналичный расчет» Цель: дать понятие наличный – безналичный расчет; расширять словарь новыми понятиями.

Слайд 28

Предполагаемые результаты Для детей - Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений для обеспечения устойчивого развития и самореализации ребенка на всех этапах социализации. Для родителей - Финансовая компетентность и участие родителей. Организация с помощью современных технологий содержательного взаимодействия в ходе самостоятельных занятий родителей с ребенком дома, установление партнерских отношений и объединения ресурсов семьи и ДОО. Совместная деятельность, основанная на применении родителями и детьми единых норм и правил финансового поведения, способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность финансового воспитания. Для педагогов - Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.

Слайд 29

Заключение На заключительном этапе, состоялась презентация проекта на родительском собрании, где были приглашены эксперты, с непосредственным участием детей и родителей в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит». Дети с родителями посещали магазин, чтобы применить полученные знания на практике: просчитывали свой бюджет, считали деньги, отсчитывали сдачу, экономили, рассчитывались наличными и безналичными деньгами. Данный проект «Первые шаги в экономику» позволил перевести родителей из наблюдателей в участников и прямому включению в процесс образовательной деятельности ДОУ. И наглядно показывает значимость проводимых мероприятий по финансовой грамотности. Проделанная работа с детьми повысила уровень знаний детей посредством современных интерактивных технологий: видео занятий, интерактивной книги «Сказка о Копеечке», игры, вопросов поискового характера, заданий по финансовой грамотности. Новизной сетевого взаимодействия при проработке данной темы является формирование единого информационно-образовательного пространства и расширения, наряду с традиционными, современных форм содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий. Комплекс мероприятий помог подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить деньги. Дети узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь, ни за какие деньги! Таким образом, работая и изучая данную тему, могу с уверенностью сказать, что тема актуальная, своевременная и, несомненно, интересная. Дети с удовольствием играют в экономику.

Слайд 30

Список литературы Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин , Волгоград, 2015 г; Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин , О.И. Юрчишина - г. Нягань , 2014 г; Рабочая программой « Афлатот : социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова - Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.; «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г; В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности» Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.

Слайд 31

Интернет ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I https://yandex.ru/video/preview/?text=интерактивная+книга+фея+копеечка&path=wizard&parent-reqid=1616090687405072-1825404521884102617300748-prestable-app-host-sas-web-yp-157&wiz_type=vital&filmId=17259215763108301521&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCa6yizW3VsA https://yandex.ru/video/preview/?text=смешарики%20финансовая%20грамотность&path=wizard&parent-reqid=1616091187181347-1265509885868951102300279-production-app-host-sas-web-yp-143&wiz_type=vital&filmId=9377168018425565230 https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%202%20жадных%20медвежонка%20сказка&path=wizard&parent-reqid=1616091471737481-1254025975204598634500756-prestable-app-host-sas-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=11020380435005568842

Слайд 32

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района«Детский сад «Березка» п.Горноправдинск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Первые шаги в экономику»

Автор проекта:

Е.В. Девяткова,

 воспитатель первой

квалификационной категории

п. Горноправдинск, 2021 г.

Содержание

  1. Паспорт проекта
  2. Этапы реализации проекта
  3. Результаты
  4. Выводы
  5. Список литературы
  6. Интернет ресурсы.

Паспорт проекта

 Тема проекта: «Первые шаги в экономику»

Автор проекта: Девяткова Елена Валентиновна

Вид проекта: долгосрочный, информационно-практико-ориентированный; исследовательско-познавательный; игровой.

Место реализации проекта: МАДОУ ХМР детский сад «Березка», группа «Ручеек».

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Ручеек», воспитатель, родители воспитанников, руководители МАДОУ ХМР детский сад «Березка».

Возраст участников: 6 – 7 лет

Сроки реализации: с сентября 2020 г. – март 2021 г.

Актуальность проблемы

Низкий уровень финансовой грамотности населения отрицательно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.

 Возник проблемный вопрос, связанный с недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для  населения, недостатком квалифицированных преподавателей основам  финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг.

Исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста.

Обращение к основам экономической грамотности детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений; создание основы устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально – экономических перемен.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные,);
  • заложить первые шаги ответственного и правильного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия: потребности и желания;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить);

Развивающие:

Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей;

Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание и воображение;

Воспитательные:

  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
  • воспитывать  уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму представителей разных профессий.

Ресурсы (материалы и оборудование для реализации проекта)

ИКТ: ноутбук, интерактивная доска, видеозанятия «Умная сова», мультфильмы, видео, проектор, принтер (цветной и черно-белый); презентация «История денег»; интерактивная книга «Сказка о Копеечке»; интерактивные игры «Бюджет семьи», «Товарный склад»; видеосказка «Два

3

жадных медвежонка»; м/ф «Уроки финансовой грамотности Смешарики»;

ЛЭПбук «Мир экономики»; монетка для игры: «Доход-расход»; схемы к игре: «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка);фломастеры; иллюстрации к игре: «Потребности и желания»; кошелек, копилка, карты.

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Супермаркет «Магнит»: костюм продавца, вывеска «Магнит», реклама, бумажные купюры (не являются платежным документом), монеты, самодельные кошельки, карты, кассовый аппарат, весы, ценники, чеки, сумки, товар (бутылочки и коробочки, самодельные конфеты) и др.

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: Кафе «Мороженое»: вывеска, меню, фартук для официанта, «мороженое», посуда, деньги (наличные – безналичные), кошельки и др.

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре:«Салон красоты «Ромашка»: вывеска «Ромашка», ножницы, фен, расческа, баночки от кремов, гелей и шампуней, кошельки с деньгами.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Профессии»: костюмы и др.

Художественная литература: К. Чуковский «Муха Цокотуха».

Оборудование для сюжетно-ролевой игры: «Бутербродная»: пластилин для изготовления бутербродов, тарелки, ценники, кошельки с деньгами.

Методическая литература и иллюстрации на заданную тему.

         Методы: наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, интерактивного материала, визуальных образов, мультфильмов, видероликов; словесный: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы поискового характера, ведение диалога в игре; игровые методы: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения; практические: проигрывание ситуаций, моделирование, упражнения и др.

      Ресурсы (материалы и оборудование для реализации проекта)

ИКТ: ноутбук, интерактивная доска, видеозанятия «Умная сова», мультфильмы, видео, проектор, принтер (цветной и черно-белый); презентация «История денег»; интерактивная книга «Сказка о Копеечке»; интерактивные игры «Бюджет семьи», «Товарный склад»; видеосказка «Два  жадных медвежонка»; м/ф «Уроки финансовой грамотности Смешарики»; ЛЭПбук «Мир экономики»; монетка для игры: «Доход-расход»; схемы к игре: «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка);фломастеры; иллюстрации к игре: «Потребности и желания»; кошелек, копилка, карты.Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: «Супермаркет «Магнит»: костюм продавца, вывеска «Магнит», реклама, бумажные купюры (не являются платежным документом), монеты, самодельные кошельки, карты, кассовый аппарат, весы, ценники, чеки, сумки, товар (бутылочки и коробочки, самодельные конфеты) и др. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре: Кафе «Мороженое»: вывеска, меню, фартук для официанта, «мороженое», посуда, деньги (наличные – безналичные), кошельки и др. Атрибуты к сюжетно – ролевой игре:«Салон красоты «Ромашка»: вывеска «Ромашка», ножницы, фен, расческа, баночки от кремов, гелей и шампуней, кошельки с деньгами. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Профессии»: костюмы и др. Художественная литература: К. Чуковский «Муха Цокотуха». Оборудование для сюжетно-ролевой игры: «Бутербродная»: пластилин для изготовления бутербродов, тарелки, ценники, кошельки с деньгами.

Методическая литература и иллюстрации на заданную тему.

I Этап. Подготовительный

  1. Знакомство с темой проекта;
  2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  3. Повышение уровня образованности на дистанционных курах повышения квалификации по финансовой грамотности дошкольников;
  4. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  5. Подбор сюжетно-ролевых игр, развивающих, дидактических игр,  видео, слайдов, мультфильмов, интерактивного обучающего материала, детской художественной литературы, раскрасок по данной теме;
  6. Создание предметно- развивающей среды для работы, атрибутов к сюжетно-ролевым  играм, иллюстраций по теме;
  7. Взаимодействие с родителями по данной теме с целью  настроить детей и их родителей на совместную работу.

II Этап. Практический

Реализация проектных мероприятий проводилась в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями. Ежедневно в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату» дети трудились и получали деньги в личные кошельки, а затем расплачивались ими в магазине, кафе и салоне красоты.

  1. Коммуникативная деятельность;
  2. Восприятие художественной литературы (К.Чуковский «Муха  Цокотуха», «Сказка о Копеечке» автор Кузнецова Н.А.);
  3. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность;
  4. Художественное творчество;
  5. Игровая и познавательная деятельность;
  6. Беседы с просмотром мультфильмов, видео, презентаций, интерактивных игр «роки финансовой грамотности «Смешарики», Уроки тетушки совы; «История денег», м/ф «Два жадных медвежонка»);
  7. Решение проблемных ситуаций;
  8. Изготовление пособий для занятий и атрибутов к играм;
  9. Трудовая деятельность;
  10.  Взаимодействие  с родителями.

III Этап. Заключительный

            На данном этапе весь комплекс действий реализации проекта завершается  подведением итогов, рассматриванием «ЛЭПбука» - экономических правил и походом детей вместе с родителями в магазины и торговые центры.

  1. Представление НОД на тему: «Фея Копеечка» (видео прил.) на территориально – методическом объединении в ДОУ;
  2. Изготовление и представление ЛЭПбука «Мир экономики» на ТМО, в режиме видео - конференции.
  3. Технологией представления проекта является призовое место в смотре-конкурсе «Лучший проект по финансовой грамотности в ДОУ»; презентация проекта родителям и приглашенным экспертам, с непосредственным участием детей в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит», в ходе родительского собрания.

План мероприятий по финансовой грамоте

Сентябрь 2020 г.

02.09.2020 г. и 20.09.2020 г.  Взаимодействие с родителями: попросили  родителей,  принести бросовый материал:  баночки, коробочки, карточки для сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет «Магнит», «Салон красоты «Ромашка», Кафе «Мороженое». Распечатывали денежные купюры, монеты с помощью цветного принтера; закупили купюры в «Сима-лэнде».

Кафе «Мороженое»  Цель: расширять знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты; формировать основы экономической культуры личности.

04.09.2020 г. Трудовая деятельность – генеральная уборка  (моем игрушки, протираем шкафы д/одежды, стульчики, столы)  Цель: воспитывать трудолюбие, развивать желание оказывать помощь друг другу; показать значимость труа для жини людей.

08.09.2020 г. Трудовая деятельность: предложить подгруппе детей помочь воспитателю в подготовке к занятию.  Цель: воспитывать трудолюбие, развивать желание оказывать помощь взрослым.

Октябрь 2020 г.

 02.10.2020 г. Изготовление кошелька (оригами) Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях, изготавливать кошелек для хранения денег, развивать творчество, навыки ручного труда;

 06.10.2020 г. и 30.10.2020 г. Изготовление конфет из пластилина  Цель: учить лепить форму конфеты, заворачивать ее в фантик для игры «Супермаркет «Магнит».

 12.10.2020 г. Беседа: «Где хранят деньги?» Цель: учить поддерживать беседу, дать понятие «деньги»; хранение и использование денежных ресурсов.

28.10.2020 г. НОД Тема: «Деньги в твоей семье»

Программное содержание: Закрепить знания детей о деньгах, причинах их рождения, денежных знаках. Учить детей логически мыслить и находить верное решение.

Просмотр м/ф «Приключения Смешариков» (финансовая грамотность) 

 Цель: закрепить понятие «деньги», их хранение, применение, бережное отношение.

Ноябрь 2020 г.

12.11.2020 г.  Чтение «Муха Цокотуха» (К. Чуковский)  Цель: развитие пассивного словаря, внимания, памяти; формировать предпосылки финансовой грамотности: дать понятие «денежка».

«Расклеивание ценников на «товар» Цель: продолжать формировать знания по финансовой грамотности: познакомить с понятием «цена», «ценник»; развивать самостоятельность.

Январь 2021 г.

13.01.2021 г.  НОД Тема: «Тратим разумно. Экономим» 

Программное содержание: Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

15.01.2021 г.  Слушание и просмотр иллюстраций интерактивной книги «Сказка о Копеечке» (автор Кузнецова Н.А.) Цель: познакомить с монетой «1 копейка»; формировать позитивное отношение к сказочному персонажу фея Копеечка; познакомить с метафорой «денежное дерево» для переноса на образ «древо денежной системы».

19.01.2021 г. Вопросы по тексту «Сказка о Копеечке» (автор Кузнецова Н.А.), с озвучкой правильных ответов с использованием интерактивной доски. Цель: формирование норм и правил финансового поведения; профилактика и коррекция денежной зависимости.

 Раскрашивание раскраски «Фея Копеечка»  Цель: формировать позитивное отношение к сказочному персонажу фея Копеечка; развивать цветовое восприятие, замечать настроение персонажа.

21.01.2021 г. НОД Тема: Знакомство с монетами достоинством 1,2,5,10. «Вырезывание монеток»

Программное содержание: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом. Развивать внимание, память, логическое мышление.

25.01.2021 г. Беседа: «Труд. Профессии» Цель: закрепить названия профессий и связанные с ними действия, учить отвечать полным предложением  на вопросы; воспитывать уважение к труду взрослых.

27.01.2021г. Взаимодействие с родителями: Консультация «Практические  советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста» Цель: вести совместную работу по формированию финансовой грамотности у детей.

29.01.2021 г.  НОД. Лепка. Тема: «Открываем бутербродную»

Программное содержание: учить лепить разные бутерброды для  сюжетно-ролевой игры «Открываем бутербродную»; дать понятие «реклама бутербродов»;

 развивать фантазию, воображение, творчество; воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей в денежном эквиваленте (от 20 руб. - 100 руб.)

Февраль 2021

10.02.2021 г. Беседа: «Реклама: хорошо - плохо» Цель: дать понятие «реклама»; учить детей изготавливать рекламу, логически мыслить и находить верное решение.

НОД  Тема: «Сберегаем и экономим»

Программное содержание: Закрепление материала:  бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно).

12.02.2021 г.

Сюжетно-ролевая игра  Кафе «Мороженое» Цель: учить распределять роли, продолжать формировать умения пользоваться предметами заместителями, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, формировать основы финансовой грамотности.

18.02.2021 г.

«Изготовление ЛЭПбука. Мир экономики» Цель: закреплять знания и  представления детей по финансовой грамотности, через «экономические правила».

19.02.2021 г.  ТМО НОД Тема: «Фея Копеечка» 

Цель: формирование у детей предпосылок  экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, бюджет семьи, семейный  доход, расход, экономика;

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров и услуг;

Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

Подвести к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно

и бережно расходовать средства, для того, чтобы купить желаемую вещь;

Показать детям, что расходы бывают обязательные и не обязательные,

научить детей определять значимость и важность товаров в жизни людей.

Развивающие:

Способствовать формированию коммуникативных способностей,

социальных компетентностей;

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Воспитательные:

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Март 2021 г.

 05.03.21 г. Сюжетно-ролевая игра «Профессии»  Цель: учить распределять роли, продолжать формировать умения пользоваться предметами заместителями, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, формировать основы финансовой грамотности.

12.03.21 г. Беседа: «Реклама. Менеджер» Цель: учить поддерживать беседу по финансовой грамотности; познакомить с понятием «менеджер».

Просмотр м/ф  «Смешарики» - финансовая грамотность «Наличный и

безналичный расчет». Цель: дать понятие наличный – безналичный расчет; расширять словарь новыми понятиями.

15.03.21 г. Д/И: «Потребности и желания» Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека: закрепить понятия «потребности  и желания человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

18.03.21 г. Беседа: Рассматривание ЛЭПбука «Мир экономики» 

Цель: вспомнить экономические правила, развивать словарный запас по финансовой грамотности: товар, деньги, реклама, наличные, безналичные деньги.

Предполагаемые  результаты

Для детей

 Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений для обеспечения устойчивого развития и самореализации ребенка на всех этапах социализации.

Для родителей

Финансовая компетентность и участие родителей. Организация с помощью современных технологий содержательного взаимодействия в ходе

самостоятельных занятий родителей с ребенком дома, установление партнерских отношений и объединения ресурсов семьи и ДОО. Совместная деятельность, основанная на применении родителями и детьми единых норм и правил финансового поведения, способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность  финансового воспитания.

Для педагогов

Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.

Заключение

На заключительном этапе, состоялась презентация проекта на родительском собрании, где были приглашены эксперты, с непосредственным участием детей и родителей в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит». Дети с родителями посещали  магазин, чтобы применить полученные знания на практике: просчитывали свой бюджет, считали деньги, отсчитывали сдачу, экономили, рассчитывались наличными и безналичными деньгами.

 Данный проект «Первые шаги в экономику» позволил  перевести родителей из наблюдателей в участников и прямому включению в процесс образовательной деятельности ДОУ. И наглядно показывает значимость проводимых  мероприятий по финансовой грамотности. Проделанная работа с детьми повысила уровень знаний детей посредством  современных интерактивных технологий: видео занятий, интерактивной книги «Сказка о Копеечке», игры, вопросов поискового характера,  заданий  по финансовой грамотности.

Новизной сетевого взаимодействия при проработке данной темы является формирование единого информационно-образовательного пространства и расширения, наряду с традиционными, современных форм содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий.

Комплекс мероприятий помог подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить деньги. Дети узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь, ни за какие деньги! 

Таким образом, работая и изучая данную тему, могу с уверенностью сказать, что тема актуальная, своевременная и, несомненно, интересная. Дети  с удовольствием  играют в экономику.

Список источников

  1. Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г.
  2. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин, Волгоград, 2015 ;
  3. Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина - г. Нягань, 2014 г;
  4. Рабочая программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова- Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.;
  5. «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г;
  6. В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»
  7. Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.

Интернет ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I

https://yandex.ru/video/preview/?text=интерактивная+книга+фея+копеечка&path=wizard&parent-reqid=1616090687405072-1825404521884102617300748-prestable-app-host-sas-web-yp-157&wiz_type=vital&filmId=17259215763108301521&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCa6yizW3VsA

https://yandex.ru/video/preview/?text=смешарики%20финансовая%20грамотность&path=wizard&parent-reqid=1616091187181347-1265509885868951102300279-production-app-host-sas-web-yp-143&wiz_type=vital&filmId=9377168018425565230

10

https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%202%20жадных%20медвежонка%20сказка&path=wizard&parent-reqid=1616091471737481-1254025975204598634500756-prestable-app-host-sas-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=11020380435005568842


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних...

Проект по финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономику»

Проект по финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономику» разработан как дополнение к авторскому игровому пособию «Путешествие в страну Экономику вместе с Лосяшем» для ...

Семинар-практикум. "Финансовая грамотность. Первые ступени." подготовительная группа.

Семинар - практикум «Финансовая грамотность. Первые ступени.»для родителей с детьми в подготовительной к школе группеЦель: Привлечение внимания родителей к вопросам финансовой грамотн...

Педагогический проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

https://docs.google.com/presentation/d/109oiKG4mSwmC9951mpHGuO1Lze3v1J_x/edit?usp=sharing&ouid=110532605945537264015&rtpof=true&sd=trueПроект по формированию финансовой грамотности  ...

ДОКЛАД К СЕМИНАРУ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический проект: «Первые шаги в экономику»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности (подготовительная группа) «Экономический Знай – ка» (познавательный, информационно – исследовательский, игровой, краткосрочный).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности (подготовительная группа) «Экономический  Знай – ка» (познавательный, информационно – исследовательский...