Семинар-практикум. "Финансовая грамотность. Первые ступени." подготовительная группа.
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Мысливченко Анжелика Александровна

Семинар - практикум

 «Финансовая грамотность. Первые ступени.»

для родителей с детьми в подготовительной к школе группе

Цель:

Привлечение внимания родителей к вопросам финансовой грамотности у детей. Расширение представлений родителей о получении новых знаний и умений детьми через совместную деятельность взрослых и детей.

Задачи:

  1. формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности
  2. показать родителям способы возможной совместной деятельности с детьми по теме
  3. познакомить воспитанников подготовительной группы с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры
  4. в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания; развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления
  5. Доставить детям и родителям радость и удовольствие от участия в совместном экономическом практикуме

Оборудование: ТО; геометрические фигуры зеленого и красного цвета; магнитная доска; картинки с продуктами, напитками, игрушками, одеждой, бытовой техникой; чистый лист А5 на каждого участника, простые карандаши на каждого участника, монеты номиналом 1, 2, 5, 10 рублей по количеству человек за столом, бумажные ксерокопии купюр номиналом 50, 100 рублей; оформленная игровая зона «Магазин».

Добрый вечер (день) уважаемые родители и ребята. Сегодня мы проведём с вами семинар-практикум по формированию у дошкольников знаний и навыков в области финансовой грамотности и экономического воспитания. Но прежде хочу обратится к родителям. Как вы считаете, важно ли освещать и развивать эту тему в дошкольном возрасте? Перед вами лежат зеленые и красные геометрические фигуры. Если вы считаете «да, нужно», то поднимите зеленую фигуру. Если вы считаете, что еще «нет, рано», поднимите - красную.

Если подняли больше красных фигур, говорим, что сегодня мы попытаемся доказать вам обратное. Если подняли больше зеленых фигур, говорим, что сегодня мы над этой темой и будем работать.

  • Мы сегодня немного затронем древнюю историю. Узнаем, как появились деньги и решим, нужно ли им было появляться.
  • Определим товары первой необходимости
  • Проведем совместную деятельность взрослых и детей используя современные деньги.
  • Поиграем в сюжетно-ролевую игру «Магазин».

Сегодняшняя наша тема - это тема про деньги. А что такое деньги? (ответы детей)

Деньги – это то, за что можно что-то купить или продать. Например, вам нужна куртка. Вы берете деньги и покупаете куртку. Меняетесь: куртку на деньги.

И если денег в мире нет, то как быть?  Все есть, а денег нет. (ответы детей)

Да, можно поменяться. Так древние люди и делали.

Например, вам нужна куртка. А у вас есть самокат. Вы идете и встречаете человека у которого есть куртка. Вы с ним меняетесь. Но… может этому человеку не нужен самокат. Ему нужна соль. Вы идете дальше и встречаете человека у которого есть соль, вы решаете поменять самокат на соль, а потом обменять соль на куртку. Но… ему нужен зонтик. Вы идете и встречаете того, у кого есть зонтик и ему нужен самокат. Вы меняетесь. И теперь вы можете поменять зонтик на соль, а соль на куртку. Но… пока вы вернетесь к человеку с курткой, он мог вас не дождаться и обменять куртку.

Обмен - это было не очень удобно. Согласны? (Высказывания детей и взрослых)

С деньгами все проще. Деньги можно обменять сразу на то, что вам нужно. Но было время, когда денег в мире действительно не было. Они были еще людям не нужны.

Люди жили в пещерах, кушали то, что им давала природа. Время шло, жизнь по не многу менялась. Люди научились делать предметы быта: топоры, ножи, копья, стрелы, горшки. Из шкур стали делать одежду. А если чего-то не могли сделать сами, то отнимали у соседей. Ведь это были дикие люди. Например: одни люди (племя) жили там, где было много глины. Они делали глиняную посуду. А в другом племени было много хороших охотников. Поэтому у них было много шкур животных. Но им тоже нужна была посуда. Начиналась война между племенами. Тот, кто побеждал, забирал себе все. Но бывало, что силы были одинаковые. И тогда люди стали договариваться об обмене. И стали менять глиняную посуду, глину - на шкуры животных. Со временем обмен товарами стал все больше и больше развиваться. Уже не 2 племени, а больше стали меняться. Стали собираться в определенном месте для обмена. Появились правила обмена. Например: договаривались, что одну шкурку лисы меняют на 5 глиняных кувшина или на 3 стрелы, или на 2 курицы.

Но больше всего людям нравилось меняться на украшения: кусочки янтаря, раковины и другие красивые вещи. У кого было больше всего украшений, тот был самым богатым. Мог обменять на свои украшения всё что ему хотелось. Люди стали чаще меняться на украшения, потому что за них можно было обменять все что угодно.

А подумайте, за что мы можем обменять все, что угодно? (ответы) За деньги. Поэтому украшения стали как деньги.

В некоторых племенах деньгами были животные: коровы, овцы, кони. В некоторых – шкуры животных или кусок холста (ткани) Но это было очень неудобно. Потому что, если вам нужен был какой-то маленький предмет, например, 1 глиняная тарелка, то вы же не отдадите за нее одну овцу. Овца большая, а тарелка маленькая. А кусочек от живой овцы ведь не отрежешь. Поэтому нужно было еще что-то мелкое на обмен. Для мелкого обмена люди брали с собой мешки с бобами или зерном. Что бы что-то купить на базаре нужно было гнать с собой скот или везти мешки с зерном. Поэтому люди все охотнее стали менять свои товары на металл, который уже научились добывать. Сначала это было железо и медь. Из них люди делали украшения и предметы, нужные в хозяйстве. Металл не пропадал как зерно, за ним не нужно было ухаживать как за животными. Его можно было разделить на более мелкие куски.

Позже железо и медь и заменили на серебро и золото, эти металлы были мягче. Их легче было резать на небольшие кусочки, делать из них украшения. Кусочкам стали предавать круглую, квадратную формы, треугольные или совсем были неправильной формы. Стали писать на них вес металлического кусочка.

Серебряный слиток рубили на части весом по 200грамм с помощью зубила. Потом вытягивали в жгут или проволоку и рубили на кусочки. Эти кусочки называли «денга» (в переводе с татарского «звенящий», так как Русь находилась в то время под татаро-монгольским игом). На Руси это слово преобразовалось в слово «деньги». На этих монетках изображался всадник с копьем. Такие монетки называли «копейка».

Мы с вами коротко узнали, как появились первые деньги. Как вы, ребята считаете, хорошо, что появились деньги? Или лучше было как раньше, менять товар на товар? (Ответы детей) Что ответят родители? (Ответы родителей)

Знаем, что за деньги можно купить не все, но очень многое.

Ребята, скажите, что можно купить за деньги? (ответы детей)

Родители, теперь вы скажите, что еще можно купить за деньги? (ответы родителей)

Детям и родителям раздаются картинки с изображением продуктов: хлеб, сахар, молоко, вермишель, сосиски, шоколад, и т.д. И картинки с одеждой, игрушками.  Предлагаются условия: Вы приходите в магазин один раз в неделю, что вы купите? Вы можете выбрать только 10 картинок с нужным вам товаром.

Дети выбирают свои картинки, родители выбирают свои. Показывают и объясняют, почему именно эти картинки выбрали. В ходе совместных действий выясняем какие товары являются товарами первой необходимости.

Ситуация: вы купили в магазине брикет мороженного, допустим, за 50 р. Завтра вы пошли в кафе и заказали себе такое же мороженое. Заплатили за него, допустим, 100 рублей. Объясните, почему в кафе мороженое стоит дороже.

Ответы детей, ответы родителей.

Пояснения педагога: в магазине мы платим только за товар, а в кафе платим за товар и за оказанные услуги работников этого кафе.

Мы выяснили, что за деньги мы можем купить какие-то товары или какие-то услуги.

 

 

 

Знакомство с деньгами.

Совместная деятельность родителей и детей.

1 действие

Монетки разного наминала положить под чистый лист и простым карандашом заштриховать так, чтобы появились на листе рисунки монет. Вырезать ножницами.

 2 действие

Педагог предлагает посчитать свои монетки. Дети, под руководством родителей, должны сложить монетки до 100 и 50 рублей. Кто это сделал, получает «бумажные» купюру, достоинством 100 и 50 рублей.

3 действие

Дети с родителями отправляются в магазин в групповой комнате. Где заранее выставлены товары с ценой. Воспитатель в роли продавца. Дети пробуют купить что-то за свои «деньги». Родители им в этом помогают, учат, как посчитать.

Итог: я приглашаю всех встать в круг. Продолжите фразу: «Мне больше всего понравилось…», «Сегодня я узнал…», «Мне было сложно…»

Мне было сегодня интересно с вами, потому что вы были очень активными. Благодарю за сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

 «Финансовая грамотность. Первые ступени.»

для родителей с детьми в подготовительной к школе группе

Цель:

Привлечение внимания родителей к вопросам финансовой грамотности у детей. Расширение представлений родителей о получении новых знаний и умений детьми через совместную деятельность взрослых и детей.

Задачи:

  1. формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности
  2. показать родителям способы возможной совместной деятельности с детьми по теме
  3. познакомить воспитанников подготовительной группы с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры
  4. в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания; развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления
  5. Доставить детям и родителям радость и удовольствие от участия в совместном экономическом практикуме

Оборудование: ТО; геометрические фигуры зеленого и красного цвета; магнитная доска; картинки с продуктами, напитками, игрушками, одеждой, бытовой техникой; чистый лист А5 на каждого участника, простые карандаши на каждого участника, монеты номиналом 1, 2, 5, 10 рублей по количеству человек за столом, бумажные ксерокопии купюр номиналом 50, 100 рублей; оформленная игровая зона «Магазин».

Добрый вечер (день) уважаемые родители и ребята. Сегодня мы проведём с вами семинар-практикум по формированию у дошкольников знаний и навыков в области финансовой грамотности и экономического воспитания. Но прежде хочу обратится к родителям. Как вы считаете, важно ли освещать и развивать эту тему в дошкольном возрасте? Перед вами лежат зеленые и красные геометрические фигуры. Если вы считаете «да, нужно», то поднимите зеленую фигуру. Если вы считаете, что еще «нет, рано», поднимите - красную.

Если подняли больше красных фигур, говорим, что сегодня мы попытаемся доказать вам обратное. Если подняли больше зеленых фигур, говорим, что сегодня мы над этой темой и будем работать.

  • Мы сегодня немного затронем древнюю историю. Узнаем, как появились деньги и решим, нужно ли им было появляться.
  • Определим товары первой необходимости
  • Проведем совместную деятельность взрослых и детей используя современные деньги.
  • Поиграем в сюжетно-ролевую игру «Магазин».

Сегодняшняя наша тема - это тема про деньги. А что такое деньги? (ответы детей)

Деньги – это то, за что можно что-то купить или продать. Например, вам нужна куртка. Вы берете деньги и покупаете куртку. Меняетесь: куртку на деньги.

И если денег в мире нет, то как быть?  Все есть, а денег нет. (ответы детей)

Да, можно поменяться. Так древние люди и делали.

Например, вам нужна куртка. А у вас есть самокат. Вы идете и встречаете человека у которого есть куртка. Вы с ним меняетесь. Но… может этому человеку не нужен самокат. Ему нужна соль. Вы идете дальше и встречаете человека у которого есть соль, вы решаете поменять самокат на соль, а потом обменять соль на куртку. Но… ему нужен зонтик. Вы идете и встречаете того, у кого есть зонтик и ему нужен самокат. Вы меняетесь. И теперь вы можете поменять зонтик на соль, а соль на куртку. Но… пока вы вернетесь к человеку с курткой, он мог вас не дождаться и обменять куртку.

Обмен - это было не очень удобно. Согласны? (Высказывания детей и взрослых)

С деньгами все проще. Деньги можно обменять сразу на то, что вам нужно. Но было время, когда денег в мире действительно не было. Они были еще людям не нужны.

Люди жили в пещерах, кушали то, что им давала природа. Время шло, жизнь по не многу менялась. Люди научились делать предметы быта: топоры, ножи, копья, стрелы, горшки. Из шкур стали делать одежду. А если чего-то не могли сделать сами, то отнимали у соседей. Ведь это были дикие люди. Например: одни люди (племя) жили там, где было много глины. Они делали глиняную посуду. А в другом племени было много хороших охотников. Поэтому у них было много шкур животных. Но им тоже нужна была посуда. Начиналась война между племенами. Тот, кто побеждал, забирал себе все. Но бывало, что силы были одинаковые. И тогда люди стали договариваться об обмене. И стали менять глиняную посуду, глину - на шкуры животных. Со временем обмен товарами стал все больше и больше развиваться. Уже не 2 племени, а больше стали меняться. Стали собираться в определенном месте для обмена. Появились правила обмена. Например: договаривались, что одну шкурку лисы меняют на 5 глиняных кувшина или на 3 стрелы, или на 2 курицы.

Но больше всего людям нравилось меняться на украшения: кусочки янтаря, раковины и другие красивые вещи. У кого было больше всего украшений, тот был самым богатым. Мог обменять на свои украшения всё что ему хотелось. Люди стали чаще меняться на украшения, потому что за них можно было обменять все что угодно.

А подумайте, за что мы можем обменять все, что угодно? (ответы) За деньги. Поэтому украшения стали как деньги.

В некоторых племенах деньгами были животные: коровы, овцы, кони. В некоторых – шкуры животных или кусок холста (ткани) Но это было очень неудобно. Потому что, если вам нужен был какой-то маленький предмет, например, 1 глиняная тарелка, то вы же не отдадите за нее одну овцу. Овца большая, а тарелка маленькая. А кусочек от живой овцы ведь не отрежешь. Поэтому нужно было еще что-то мелкое на обмен. Для мелкого обмена люди брали с собой мешки с бобами или зерном. Что бы что-то купить на базаре нужно было гнать с собой скот или везти мешки с зерном. Поэтому люди все охотнее стали менять свои товары на металл, который уже научились добывать. Сначала это было железо и медь. Из них люди делали украшения и предметы, нужные в хозяйстве. Металл не пропадал как зерно, за ним не нужно было ухаживать как за животными. Его можно было разделить на более мелкие куски.

Позже железо и медь и заменили на серебро и золото, эти металлы были мягче. Их легче было резать на небольшие кусочки, делать из них украшения. Кусочкам стали предавать круглую, квадратную формы, треугольные или совсем были неправильной формы. Стали писать на них вес металлического кусочка.

Серебряный слиток рубили на части весом по 200грамм с помощью зубила. Потом вытягивали в жгут или проволоку и рубили на кусочки. Эти кусочки называли «денга» (в переводе с татарского «звенящий», так как Русь находилась в то время под татаро-монгольским игом). На Руси это слово преобразовалось в слово «деньги». На этих монетках изображался всадник с копьем. Такие монетки называли «копейка».

Мы с вами коротко узнали, как появились первые деньги. Как вы, ребята считаете, хорошо, что появились деньги? Или лучше было как раньше, менять товар на товар? (Ответы детей) Что ответят родители? (Ответы родителей)

Знаем, что за деньги можно купить не все, но очень многое.

Ребята, скажите, что можно купить за деньги? (ответы детей)

Родители, теперь вы скажите, что еще можно купить за деньги? (ответы родителей)

Детям и родителям раздаются картинки с изображением продуктов: хлеб, сахар, молоко, вермишель, сосиски, шоколад, и т.д. И картинки с одеждой, игрушками.  Предлагаются условия: Вы приходите в магазин один раз в неделю, что вы купите? Вы можете выбрать только 10 картинок с нужным вам товаром.

Дети выбирают свои картинки, родители выбирают свои. Показывают и объясняют, почему именно эти картинки выбрали. В ходе совместных действий выясняем какие товары являются товарами первой необходимости.

Ситуация: вы купили в магазине брикет мороженного, допустим, за 50 р. Завтра вы пошли в кафе и заказали себе такое же мороженое. Заплатили за него, допустим, 100 рублей. Объясните, почему в кафе мороженое стоит дороже.

Ответы детей, ответы родителей.

Пояснения педагога: в магазине мы платим только за товар, а в кафе платим за товар и за оказанные услуги работников этого кафе.

Мы выяснили, что за деньги мы можем купить какие-то товары или какие-то услуги.

Знакомство с деньгами.

Совместная деятельность родителей и детей.

1 действие

Монетки разного наминала положить под чистый лист и простым карандашом заштриховать так, чтобы появились на листе рисунки монет. Вырезать ножницами.

 2 действие

Педагог предлагает посчитать свои монетки. Дети, под руководством родителей, должны сложить монетки до 100 и 50 рублей. Кто это сделал, получает «бумажные» купюру, достоинством 100 и 50 рублей.

3 действие

Дети с родителями отправляются в магазин в групповой комнате. Где заранее выставлены товары с ценой. Воспитатель в роли продавца. Дети пробуют купить что-то за свои «деньги». Родители им в этом помогают, учат, как посчитать.

Итог: я приглашаю всех встать в круг. Продолжите фразу: «Мне больше всего понравилось…», «Сегодня я узнал…», «Мне было сложно…»

Мне было сегодня интересно с вами, потому что вы были очень активными. Благодарю за сотрудничество.

Используемая литература:

  1. Аблитарова, А. Р. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании / А. Р. Аблитарова, Э. Ш. Саганджиева. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 36-39. —
  2. Блохина О.А., Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок. Калининград: КОИРО, 2017. 53
  3.  https://proza.ru/2014/04/29/1860
  4. www.myshared.ru/slide/277359/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Первое родительское собрание в первой младшей оздоровительной группе на тему: «Безопасная дорога детства и адаптация ребенка в детском саду»

Повестка:- Знакомство родителей друг с другом- Адаптационный период в детском саду – воспитатель Иргит Е.К.- безопасная дорога детства – воспитатель Монгуш Ш.К.- игра викторина о транспорт...

Семинар –практикум «Финансовая грамотность дошкольников» . Для педагогов ДОУ

Семинар –практикум «Финансовая грамотность дошкольников»Для педагогов ДОУ...

Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних...

ДОКЛАД К СЕМИНАРУ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический проект: «Первые шаги в экономику»...

семинар-практикум «Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Семинар -практикум способствовал повышению педагогической компетенции воспитателей по вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,  формированию у педагогов новых професси...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского сада Путешествие в страну «финансовой грамотности»

Цели: расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; развивать умения находить...