Семинар –практикум «Финансовая грамотность дошкольников» . Для педагогов ДОУ
методическая разработка

Аминева Назифа Ришатовна

 

Семинар –практикум

 «Финансовая грамотность дошкольников»

Для педагогов ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finans.gr_.1.docx67.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Золушка»

                                 

Семинар –практикум

 «Финансовая грамотность дошкольников»

Для педагогов ДОУ

                                                                         Выпонила воспитатель:

                                                                 Аминева Н. Р.

                         

                                                     

г. Когалым  2019 год

Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.

Задачи:

  1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности
  2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности ; умение работать в коллективе;
  3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека

В данный момент мы находимся в такой периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Я считаю эффективным и использую метод проектной деятельности. С целью поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Этот метод позволяет мне развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиции «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

Работу  по экономическому воспитанию начала в форме проекта для детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»,

Цель которого – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Постановка проблемы в проекте «Азбука финансов»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

  1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
  2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
  3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
  4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
  5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
  6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
  7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Проект направлен на решение задач:

  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  • развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,   необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие , физическое развитие.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».

Основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является и совместная деятельность воспитателя и детей. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, художественную виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры«Что? Где? Когда?»«КВН»,» Превращения», «Поиск ресурсов» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.

Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается.

Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.

Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников:

информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Практическая часть.

Ознакомительная беседа.

Экономику учу, рассказать о ней хочу…

Воспитательницы в ДОУ –

Экономику ведут,

Просчитать они умеют

Все оценки наперед,

А еще они умеют

Предсказать бюджет страны.

Где какие в мире деньги

И на сколь они важны,

Как оформить нам кредит,

Сколь процентов набежит,

Как начислена зарплата,

И как месяц нам прожить-

Все сумеют объяснить

И ребят всех научить.

Должен это каждый знать,

И уметь, и понимать.

ЗАДАНИЕ 1. «Продолжите предложение»

  1. Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
  1. у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
  2. это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
  3. это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
  1. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
  1. говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
  2. удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
  3. предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

ЗАДАНИЕ 2. « Кто последний?»

Перечислите книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда от которой не поступило очередного названия)

Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики- Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т.д.

ЗАДАНИЕ 3. « У кого больше»

Перечислите игры способствующие развитию экономических знаний и навыков (выигрывает та команда, которая перечислила большее количество)

«Семья», «Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» («Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога» ,«Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека» .«Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» ,«Гости» ,«День рождения» ,«Почта» ,«Ателье», «Монополии»

ЗАДАНИЕ 4. « А у нас…пословицы и поговорки »

О труде

По работе и плата.

Кончил дело – гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

О деньгах, цене

Деньги – не люди, лишними не будут.

Доход не живет без хлопот.

Получишь доход – явится и расход.

О купле-продаже, товаре

Хороший товар на полке не залежится.

На что спрос, на то и цена.

Кота в мешке покупать нельзя.

О бережливости

Бережливость лучше богатства.

Бережливая вещь два века живет.

Запас человека не портит.

О лени

Леность наводит на бедность.

Лень до добра не доводит.

О добре

Доброго держись, а от худого удались.

Доброе дело само себя хвалит.

О жадности и зависти

В одну лапу всего не сгребешь.

В чужой лодке всегда больше рыбки.

Глаза завидущие, руки загребущие.

Жадность – что река: чем дальше, тем шире.

Ни себе, ни людям.

ЗАДАНИЕ 5 «Валюта стран мира»

hello_html_58c9ea83.gifБиткойн hello_html_161a491f.gifДолларhello_html_m6a2b3e9a.gifЕвроhello_html_786c5057.gif Фунт Стерлинговhello_html_m50d7928.gifИенаhello_html_5e62ced8.gifЮаньhello_html_m65137514.gifРубльhello_html_m17a469a.gifШекельhello_html_3b63847b.gifРупияhello_html_m508fbe05.gifТугрикhello_html_3947422b.gifФранк

ЗАДАНИЕ 6 Подвижная игра «Выбор профессии»

Цель: развивать ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы. Оборудование: резиновый мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.

  1. Автомеханик
  2. Бухгалтер
  3. Ветеринар
  4. Геронтолог
  5. Дипломат
  6. Журналист
  7. Звукорежиссер
  8. Инкассатор
  9. Курьер
  10. Логист
  11. Менеджер
  12. Педагог
  13. Токарь
  14. Фермер
  15. Шоколатье
  16. Этнограф

ЗАДАНИЕ 7 Физкультминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

ЗАДАНИЕ  « Кроссворд »

hello_html_196d9c4.jpg

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

III. Итог

Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.

Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо не переставая учиться. Успехов вам!

Сказки  расположила  в последовательности, позволяющей сначала сформировать у детей представления о потребностях, затем о труде, товаре, деньгах.

Для раскрытия этих экономических категорий  выбрала следующие сказки:

-  Раскрывающая  потребности:  К. И. Чуковского « Телефон», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

-  Для раскрытие  труда, использую  сказки:   « Терем – Теремок»,  «Петушок и бобовое зёрнышко»

- Русская народная сказка «Каша из топора» - уточняет  у детей представления о смекалке, осуждение жадности.

- Понятие «товар»  раскрывается в сказке  К. И. Чуковского « Федорино горе»

- Формирующая представление о рациональном выборе материала английская сказка « Три поросёнка».

-  Понятие «деньги» раскрывается в сказке  К.И. Чуковского  « Муха- Цокотуха».

-  В сказке  А. Толстого  «Приключения Буратино» - формируется  представление о способах увеличения дохода и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум Креативная экономика «Финансовая грамотность дошкольников» Для педагогов ДОУ

Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.Задачи:Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой гра...

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...

Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».

Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...

Семинар-практикум. "Финансовая грамотность. Первые ступени." подготовительная группа.

Семинар - практикум «Финансовая грамотность. Первые ступени.»для родителей с детьми в подготовительной к школе группеЦель: Привлечение внимания родителей к вопросам финансовой грамотн...

семинар-практикум «Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Семинар -практикум способствовал повышению педагогической компетенции воспитателей по вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,  формированию у педагогов новых професси...