Методика организации шумовых оркестров
материал

Ереванцян Арусяк Арутюновна

Материал разработан для музыкального руководителя при организации шумовых оркестров 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_organizatsii_shumovyh_orkestrov.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                                «Детский сад № 21 «Аленка»

            Консультация для музыкальных руководителей

      «Методика организации шумовых оркестров с детьми                        

                           «дошкольного возраста»                                            

         

                                                                                                                           

         

                                                                                                         

                                                                                       

                                                                       

                                                                                         Подготовила музыкальный руководитель

                                                                                                                                           Ереванцян А. А

                                                        г. Гурьевск, 2024

 Методика организации шумовых оркестров с детьми

                               дошкольного возраста

             

  Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

  Игра на музыкальных инструментах чрезвычайно привлекает дошкольников. Музыкальные инструменты для детей всегда чудесные, притягательные. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов.

  Проводя музыкальные занятия большое внимание должно уделяться игре на детских музыкальных инструментах, потому что детское музицирование способствует общему развитию психических процессов – памяти, мышления, внимания, развития мелкой моторики, слухового восприятия, умственных способностей, двигательной реакции, что очень важно для детей, а особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению на них проводится последовательно и организованно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально – дидактических игр. В каждой группе должна быть создана

предметно – развивающая среда, в которой находятся различные шумовые музыкальные инструменты, соответствующие возрасту детей.

         

               Методы обучения детей на шумовых инструментах:

  • словесный (рассказ, объяснение)
  • наглядный (показ приёмов игры педагогом или ребёнком)
  • стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми)
  • практический (повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных инструментах)  

               

                  Формы работы на шумовых инструментах

1.Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3. Звуковая иллюстрация стихов

4. Сказки – шумелки

     Шумовые инструменты в детском саду используются для           создания шумового оркестра

Оркестр – многочисленный инструментальный ансамбль, коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах.

Коллективная игра на детских музыкальных инструментах, а точнее, игра на шумовых инструментах подразумевает музыкально - исполнительскую деятельность в оркестре.

В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты. Это позволяет подобрать каждому ребёнку инструменты по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием играют на металлофонах и ксилофонах, ложках, различного рода трещётках, маракасах. При этом нужно соблюдать требования, предъявляемые к инструментам.

Они должны:  

· чисто звучать

· иметь определённый тембр

· быть доступными детям по своему размеру и весу

· достаточно прочными  

В работе с детским шумовым оркестром используются следующие

 формы музыкальных занятий:

индивидуальная (на начальном этапе обучения игры на музыкальном инструменте

                  групповая (при игре на однородных инструментах)

коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра)

Принципы работы с шумовым оркестром.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей
  • быть интересной для них    
  • быть систематической формой обучения
  • быть групповой формой обучения  

Как известно, в дошкольных учреждениях используются следующие виды оркестров:

       - шумовые (в его состав входят ударные инструменты)

      - ансамбли (состоящий из однотипных инструментов)

      - смешанные (включающий в себя разные группы инструментов)

Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки и так далее. Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.

Основные правила при организации детского оркестра:

  1. Исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу.
  2. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.
  3. Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучанием лучше размещать их впереди (слева от дирижёра). Инструменты, низко звучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды
  4. Ударные инструменты и игрушки, разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон.
  5. Звучание ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень разнообразны. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, палочки; другие (металлические или имеющие металл. части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра.                        

                                                                                                             

                                                                                                               

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление самодельных инструментов для шумового оркестра

Где живут звуки? Откуда они появляются и куда прячутся? Оказывается, их можно приручить и поселить прямо в детском саду. Правда, для этого звукам потребуются специальные домики - музыкальные инструмен...

шумовой оркестр для дошкольников

шумовой оркестр для дошкольников...

шумовой оркестр, танцы, тексты...

Мои методические разработки к утренникам и выступлениям для детей дошкольного возраста....

Отчет по самообразованию за 2017г. по теме:"Шумовой оркестр по методике Карла Орфа"

Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах....

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров "Волшебные звуки оркестра-2022"

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров среди дошкольных учреждений "Волшебные звуки оркестра-2022"...

Шумовой оркестр как вид коллективной музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар для шумового оркестра.

Одним из видов коллективной музыкальной деятельности является игра на  шумовых инструментах. Игра в шумовом оркестре - это радость и удовольствие от совместного творчества, активное участие каждо...