Малые жанры фольклора
консультация (средняя группа)

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_zhanry_folklora.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное     дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский   сад   комбинированного    вида   №   71»

Энгельсского    муниципального    района    Саратовской    области

Консультация для педагогов

« МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА»

Составитель: Мейзингер .Е.А.                                                                                      

     Воспитатель l категории

г. Энгельс 2024

Малые фольклорные жанры играют важную роль в развитии дошкольников. Они не только развивают творческое мышление и воображение, но и способствуют формированию нравственных ценностей и социальных навыков.

 Использование малых фольклорных жанров в дошкольном образовании помогает создать атмосферу взаимодействия, сотрудничества и радости от общения. Эти жанры позволяют детям выразить свои мысли и чувства, развивают их речь и воображение. Все это делает малые фольклорные жанры неотъемлемой частью дошкольного образования и воспитания.

Малые жанры фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения.

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

 

—Ладушки, ладушки, Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Потешка

Потешка —  песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка

 Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем - то магическим, утешающим и успокаивающим.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Прибаутка

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

«Ах, ты, совушка - сова,

Ты, большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела —

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

Приговорка

Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях. Например, обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.  

«Божья коровка, улети на небо.

Принеси нам хлеба,

Черного, да белого,

Только не горелого».

Считалки

Считалки - это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего считалкой выбирается ведущий в игре.

Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Разбежались мыши вон.

Чистоговорки

Чистоговорки - малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром или многократном повторении.

Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.

Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!

Детские дразнилки

Дразнилки — это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировались дразнилки.

 Сейчас дразнилка может не только связываться с именем, но и высмеивать какие-либо отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость. Впрочем, сохранились и беспричинные дразнилки.

Красавица-красавица,

Издалека всем нравится,

А ближе подойдешь -

От страха упадешь!

Отговорки на дразнилки

Впрочем, на всякую дразнилку-обзывалку найдется и отговорка-отвечалка:

Обзывайся, обзывайся!

Сдачи дам, не сомневайся!

Колыбельные песни

Колыбельные песни – песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их – размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Скороговорка

Скороговорка – фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека — цап

Пословица

Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Пословицы и поговорки – это краткие изречения, заключающие в себе вывод из

наблюдений за окружающим, которые понятны детям более старшего дошкольного

возраста. Сложились поговорки и пословицы на основе огромного жизненного опыта. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Загадка

Загадки – это короткие вопросы, требующие размышления и нахождения ответа. Они развивают логическое мышление, память, внимание и речь у детей. Решение загадок требует активного участия и анализа информации, что способствует развитию критического мышления и умения находить нестандартные решения.

Шубка серая для лета,

Для зимы — другого цвета.

(Зайчик)

Небылицы

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же – смешные истории о том, чего не бывает.

На березе сидит заяц,

Книжку вслух читает.

Прилетел к нему медведь,

Слушает, вздыхает.

Частушки

Частушка – это фольклорный жанр,  короткая русская народная песня (четверостишие, юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Я на саночки сажусь,

Смело с горочки качусь,

Пусть от снега белая,

Зато какая смелая!

Сказка.

Сказка прочно вошла в детский быт .Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом,

 но и сердцем.

 Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа.

 Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных свойствами говорить, думать и поступать по человечески.

 А волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования.

Для работы с детьми необходимо постоянно пополнять библиотеку сказками.

Сказки должны подбираться по возрастам.

 В младших группах книги должны быть яркими и красочными, что дает возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам.

 Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а

В старших дошкольных группах необходимо знакомить детей со сказками, в которых главные герои – люди (короли, принцессы, волшебницы, феи, богатыри и т.д.)

В речи детей появляются новые слова и действия. На примере поступков сказочных

героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно этических норм поведения

В работе детский фольклор используется в разных видах деятельности:

 в обучении правильному произношению;

 в приобщении детей к русской национальной культуре;

 в непосредственно образовательной деятельности;

 в беседах;

 в наблюдениях

 в народных подвижных играх;

 в играх на развитие мелкой моторики;

 в театрализованной деятельности;

 в инсценировках.

Таким образом, использование малых фольклорных жанров в дошкольном образовании может быть разнообразным и интересным. Они помогают развивать различные навыки и качества у детей, а также способствуют их гармоничному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...

Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.

Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего време...

Презентация "Малые жанры фольклора"

Малые жанры фольклора- это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека оче...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием  интеграции  области «Художественная литература», «Музыка»  и  «...

«Малые жанры фольклора в детском чтении»

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного на...