Весь мир театр
рабочая программа (средняя группа)

Сватова  Гаянэ Ануарбековна

Рабочая программа дополнительного образования  художественной направленности (далее - Программа) разработана в соответствии с запросом родителей (законных представителей) для детей дошкольного возраста с 3 до 5 лет на основе нормативных документов: - Федерального закона от 29.12.2012г. N 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» (глава 1, ст2., ст.8.п.3, ст.75 п.3,п.4; глава 2 ст.12,п.5); - Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Приказом МОиН РФ от 17.10.2013г. N 1155); - Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, (пункт 11); - Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). - «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. N 26;

- Устава МКДОУ ДС «Эдельвейс»;

- Положения о дополнительной образовательной программе. Программа «предназначена для обучения детей в возрасте 4-5лет театральной деятельности и рассчитана на 2 года обучения (с сентября по май). Количество занятий: один раз в неделю (во вторник) во второй половине дня. Время проведения занятий: 20 минут. Количественный состав: 15 человек. Количество занятий в неделю -1, в месяц – 4, всего по Программе – 36 занятий. Направленность Программы: художественная - направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек - художественный образ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ves_mir_-_teatr_svatova_gayane_a.docx66.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Эдельвейс»

Принятап на заседании        Утверждено:

Методического (педагогического) совета        Директор МКДОУ

От «04».04.2024 г.        д/с «Эдельвейс»

Протокол №8        _____М.К. Нукеева

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программап х

удожественной направленности

«Весь мир – театр»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 2 года

        Разработчик:

Сватова Гаянэ Ануарбековна

Воспитатель

С. Кош-Агач, 2024 г.

Содержание:

Пояснительная записка......................................................................... .3

Актуальность программы ……………………………………………..5

 Условия реализации образовательной программы..............................6

 Содержание занятий по театрализованной деятельности…………..9

Методическое обеспечение................................................................... 10

Учебно - тематический план..................................................................14

Календарно - тематическое планирование кружка

«Весь мир – театр» на 2023-2024 учебный год....................................15

Работа с родителями…………………………………………………....24

Список литературы..................................................................................26

Программа дополнительного образования в ДОУ. Кружок по продуктивной деятельности «Весь мир - театр»

 Автор: воспитатель Сватова Гаянэ Ануарбековна

Программа разработана на основе:

- учебно-методического комплекта к примерной образовательной программе дошкольного образования в соответствии ФОП ДОО

-Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду:.- М.; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. - 120с.: цв.вкл.

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования  художественной направленности (далее - Программа) разработана в соответствии с запросом родителей (законных представителей) для детей дошкольного возраста с 3 до 5 лет на основе нормативных документов: - Федерального закона от 29.12.2012г. N 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» (глава 1, ст2., ст.8.п.3, ст.75 п.3,п.4; глава 2 ст.12,п.5); - Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Приказом МОиН РФ от 17.10.2013г. N 1155); - Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, (пункт 11); - Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). - «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. N 26;

- Устава МКДОУ ДС «Эдельвейс»;

- Положения о дополнительной образовательной программе. Программа «предназначена для обучения детей в возрасте 4-5лет театральной деятельности и рассчитана на 2 года обучения (с сентября по май). Количество занятий: один раз в неделю (во вторник) во второй половине дня. Время проведения занятий: 20 минут. Количественный состав: 15 человек. Количество занятий в неделю -1, в месяц – 4, всего по Программе – 36 занятий. Направленность Программы: художественная - направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек - художественный образ». Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в среднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски

, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что 3 театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи образовательной программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического самосовершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. В этой связи, была разработана программа дополнительного образования по разделу "Театрализованная деятельность" в рамках кружка "Весь мир - театр" для детей средней группы. Данная программа ориентирована, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка среднего дошкольного возраста, его способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театральном искусстве. Новизна программы в том, что систематизированы средства и методы различных видов театральной деятельности. В программе подчеркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности. Программа актуальна тем, что придерживается различных форм организации театральной деятельности: специально организованная, в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность - при минимальном участии воспитателя. Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Важнейшим является процесс переживания, воплощения и, как итог - артистизм в театральных постановках. Отличительными особенностями программы «В гостях у сказки» является, профессиональный подход к развитию творческих, музыкальных способностей дошкольников в процессе специфических дошкольных видов деятельности. Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования творческих способностей через театрализованную деятельность.

Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, речь, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним.

 Результатом педагогического работы становится обогащение словаря детей, раскрепощение поведения, появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.

  1. Актуальность данной программы:
    Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понять, изъясняться. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом, что способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Цель программы:

Приобщать детей к миру театра.

Задачи программы:

1.Создать необходимые условия для проведения  театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение назвать предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

 3.. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

5. Формировать  умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6.Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формировать  умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрять желание участвовать в театральных импровизациях.

9. Развивать  инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

10. Развивать  желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

11.Воспитание интереса и любви к чтению,; развитие литературной речи.

12.Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.

13. Воспитывать выдержку, развивать память.

14. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок, повторять несложные фразы.

15.Посредством личностно-компетентного подхода к ребенку помогать детям, преодолевать робость, неуверенность в себе, развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;

16. Воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честностъ , взаимопомощь и т.д.);

17. Привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов.

18.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Условия реализации программы:

Дополнительная образовательная программа «Весь мир - театр» предназначена

для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет, продолжительностью на 1 учебный год обучения (с сентября по май).

Количественный состав – 10-15 человек.

Количество занятий: один раз в неделю (в среду) во второй половине дня.

Продолжительность занятия 20 мин.

Основной формой работы с детьми является тематическая совместная

деятельность.

Для образовательной деятельности детей используются различные формы работы:

- знакомство с художественной литературой, народным творчеством;

- организация театральной деятельности;

- проведение праздничных утренников, спектаклей.

- игра;

- импровизация;

- инсценировки и драматизация;

- объяснение;

- рассказ детей;

- чтение воспитателя;

- беседы;

- разучивание произведений устного народного творчества;

- подвижные игры;

- пантомимические этюды и упражнения.

Методы и приемы, используемые в образовательной деятельности:

  1. наглядные;
  2. словесные;
  3. игровые.

Форма организации деятельности - групповая, индивидуальная

3.Реализация работы по программе:

1.Программа реализуется через кружковую работу.

2.Работу с родителями, где проводятся консультации, беседы, совместные театрализованные представления, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций, участие родителей в праздниках , кукольных спектаклях

3.Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их  своим  внешним видом.

Содержание программы:

Одна из главных задач современного педагога- научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и благополучие ребенка в детском саду- это его положительные эмоции, чувство, эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие5 сохранения его психического здоровья.

        Театральная деятельность помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации  и новых способов  действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать  образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные  игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными ; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Содержание занятий по театрализованной деятельности.

Работа по театрализованной деятельности состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задачи, формы и методы работы, содержание занятий, диагностика, индивидуальная работа с детьми. По результатам проделанной работы делаются выводы, предложения, рекомендации для родителей.

        Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность театральной деятельности и включает в себя:

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

4. Задания для развития речевой активности.

5 Игры – превращения («учись владеть своим телом»).

6 Пальчиковые игры для развития моторики рук.

7. Упражнения на развитие речи, выразительной мимики.

8. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

9 Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

10.Привлечение детей -школьников к показу кукольных представлений и к совместной драматизации знакомых сказок.

 Условия  реализации программы:

Оборудование:

  • театральная ширма;
  • разные виды кукольных театров:
  • -пальчиковый
  • -теневой
  • -плоскостной шагающий театр
  • -настольный театр
  • -магнитный театр
  • -фланелеграф
  • -варежковый
  • -игрушечный (резиновый, деревянные мягкие куклы)
  • Ноутбук, колонки;
  • Костюмы.

1.Наличие атрибутов для игр-драматизации

2. Подбор литературных произведений для детей 4-5 лет

3.Педагогическое руководство

4.Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

  • Настольный театр.
  • Театр резиновой игрушки.
  • Пальчиковый театр.
  • Декорации.
  • Театр конусной игрушки.
  • Театр на фланелеграфе.
  • Теневой театр.
  • Кукольный театр.

Материально-методическое обеспечение Программы:

1)музыкальный зал; 2)звуковая аппаратура; 3)микрофоны; 4)музыкальный центр; 5)театральные костюмы; 6)маски; 7)ширма для кукольного театра; 8)книги со сказками; 9) декорации; 10)  а/записи; 11) методическая литература.

Формы подведения итогов:

- участие в утренниках,

- показ сказок в других группах детского сада,

     Показатели успехов и достижений (Ожидаемый результат проделанной работы).

1. У детей повысился интерес к художественной литературе, театрально – игровой деятельности.

2 Расширились представления детей об окружающей действительности.

3. Обогатился и активизировался словарь детей.

4. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

5. Успехи в развитии памяти, мышления, воображения, внимания детей.

6. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

7. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

8. Активно контактируют со взрослыми и сверстниками.

9. Имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки;

10Имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;

11. С интересом и вниманием смотрят театральные постановки, эмоционально выражают свои чувства (громко смеются, жестикулируют).

12.Появилась уверенность, раскованность во время публичных выступлений.

Индивидуальная работа с детьми.        

На индивидуальных занятиях с детьми учить стихи, потешки, научить отгадывать загадки.

Для развития уверенности в себе организовать театрализованную деятельность так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя. Для этого  использовать разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роль наиболее робких, застенчивых детей;

- проигрывание ролей в парах.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности разместить: разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации.

Учитывая поло-ролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности разместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

Застенчивым детям можно предложить поиграть в следующие игры:

Для снятия мышечного напряжения использовать следующие упражнения: «Не перепутайте движения», пальчиковый игро-тренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания»- помогают развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности использовать артикуляционную гимнастику: «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».

Для развития дикции -игры «Подскажи словечко».

Драматизировать по ролям любое стихотворение «Со мной здоровался петух!», «Две подружки кошечки встретились на улице» - о чем они могут говорить на  «кошачьем языке?- предложить детям разыграть этот диалог. Две коровки мама и теленочек пасутся на лугу - о чем они говорят? – импровизация диалога. Детям это очень интересно, ведь импровизируя они вовлекают в свою игру всех окружающих и сидящих рядом детей. Так - робкий становится –общительным, а более активный – должен ждать – потому, что диалог требует выдержки, внимания, слушать и слышать своего партнера по диалогу..

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагать детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности предложить  детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми,  обращать внимание  за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

   Особенно нравится детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Солёный чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло – холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Обиделись.

9. Мне грустно.

А так же  предлагать детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Учебный план театрализованной деятельности к программе «Весь мир - театр»

 с детьми 4-5 лет (2 год обучения)


п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во
часов

Форма
контроля

В том числе

теор.
часы

практ.
часы

1

Театральная игра: игры-стихи, игры – пантомимы, игры на имитации движений

4

1

3

2

Основы театральной культуры

3

1

2

3

Культура и техника речи

4

1

3

4

Художественная литература

2

2

-

5

Ритмопластика, этюды

3

-

3

 6

Работа над спектаклем

 5

 

-

5

7

Коммуникативные игры

1

-

1

8

Физкультминутки, динамические паузы

2

-

2

9

Релаксация

1

-

1

10

Электронные средства обучения

2

2

-

11

Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика

1

-

1

12

Развлечения, спектакль

6

-

6

13

Диагностика

2

1

1

Всего часов:

36

8

28

Перспективно – календарное планирование.

                                                                                                         Сентябрь

                                

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

      Знакомство

Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;

Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году.

Знакомство с новыми детьми.

Игра «Назови свое имя»

Игра «Радио»

Мяч, музыкальный центр,

 2

Мир театра

Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

Беседа с детьми «Что такое театр».

Ряженье в костюмы.

Игра «Измени голос».

Хоровод-игра «Мышки на лугу»

Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски.

3

Музыка осени

Познакомить  детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения

«Выразительное движение». Игровые упражнения.

Игра – импровизация «Листочки в саду».

Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс»

Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение,

осенние листочки

4

Наш богатый урожай

Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

«Язык жестов».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Отгадывание загадок.

 Инсценировка «Мышка - норушка».

Хороводная игра «Огород у нас хорош»

Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков.

Октябрь

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

5

Бабушка

Забава

Вовлечь детей в  сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.

Игры с бабушкой Забавой.

 Игры и упражнения: «Диктор»,

 «Изобрази героя».

Ширма, театральная кукла  «Бабушка».

6

В гостях у

сказки

Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

«Колобок – колючий бок».

 Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.

Вопросы по содержанию.

 Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Настольный театр, иллюстрации к сказке.

7

В гостях у

сказки

Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки

 «Колобок – колючий бок».

 Рассматривание костюмов.

Ряженье в костюмы.

Отгадывание загадок.

Маски героев по сказке, костюмы

  8

Колобок-

Колючий бок

Развивать творческие способности;

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Драматизация сказки

« Колобок – колючий бок».

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.

Ноябрь                                                              

Занятие  

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Наша дружба

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.

Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

 Игра « Скажи о друге ласковое слово».

Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение.

2

Если с другом вышел в путь.

Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.

Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи

образа с помощью мимики и жестов.

Зеркало, музыкальное сопровождение   /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.

3

Все мы делим пополам.

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

Рассказывание детьми сказки

«Лучшие друзья».

 Музыкально-ритмическая композиция

 «Все мы делим пополам».

Маски зверей, музыкальное сопровождение.

4

Лучшие друзья

Развивать творческие способности.

Постановка сказки для детей детского сада.

Подготовка и драматизация сказки

 «Лучшие друзья».

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение

 декабрь                                      

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Мимика

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Игра «Что я умею».

 Чтение стихотворения Б.Заходера

«Вот как я умею».

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Мимические этюды у зеркала.

Мяч,  мягкие игрушки щенок и козленок.

2

Страна воображения

Создать положительный эмоциональный настрой;

Учить действовать с воображаемыми предметами

Упражнения на развитие воображения и внимания:

 «Ковер-самолет»,

«Давайте потанцуем».

Музыкальное сопровождение.

3

Наше настроение

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

Этюды на выражение основных эмоций:

 «Чуть-чуть грустно»,

«Курица с цыплятами»,

«Гусь».

Иллюстрации  к основным эмоциям.

4

Играем в театр

Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций;

Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих

развитию памяти,

внимания, воображения.

«Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».

Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик.

                                       Январь

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Лесная сказка

Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета

Знакомство с содержанием  музыкальной сказки «Три медведя».

 Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев.

Фланелеграф, иллюстрации к сказке.

2

Лесные жители

Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.

Игровые упражнения, передающие образы

 героев сказки /зайчики, лисички,

 медведи, подружки/.

Выбор костюмов к сказке

Маски зверей, костюмы.

 3

Музыка в сказке

Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения.

Разучивание музыкальных номеров

 /хоровод подружек, песня Машеньки,

общий танец/.

Музыкальное сопровождение.

  4

Три медведя

Учить  эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности

Подготовка и драматизация сказки

 «Три медведя».

Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.

Февраль

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Храбрый петух

Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.

Знакомство с кукольным театром.

 Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр  сказки «Храбрый петух».

Ширма, куклы бибабо к сказке.

2

Наступили холода

Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции.

Игра – разминка «Холодок».

Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./,

игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю».

Этюд – упражнение «Как воет ветер».

Декорация  зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.

3

Музыкальное путешествие

Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.

Музыкально-ритмические композиции

 «Веселые путешественники»,

 «Разноцветная игра».

Музыкальное сопровождение

4

Веселые этюды

Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./

Игра «Ай, дили, дили.»

Разминка для голоса «И-го-го!»

Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

Игрушки:  лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра

                                                                  Март                            

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Добрые слова

Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

Чтение стихотворения «Добрые слова».

 Игра « Назови вежливое слово».

 Музыкально-ритмическая композиция

«Если добрый ты».

«Волшебная дверь».

Цветок, музыкальное сопровождение, ключик.

2

Домашние любимцы

Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.

Рассказывание сказки В.Сутеева

 «Кто сказал «мяу»?

 Пантомимическая игра

«Угадай, кого покажу».

Настольный театр, маски зверей по сказке.

3

Мой щенок

Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра

 «Угадай, кого встретил щенок?»

Маски –шапочки зверей.

4

Кто сказал мяу?

Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Подготовка к драматизации.

 Драматизация сказки

«Кто сказал «мяу»

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы.

                                                             Апрель

                                                               

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

Весенний дождь

Порадовать детей,  развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.

Игра  «Дождливо - солнечно».

Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра  «Цветочный вальс».

Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.

2

Выйдем мы в лесок

Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку

Загадки по сказке.

 Игра-конкурс «Попросись под грибок».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

 Игра «Узнай, кто попросился под грибок»

Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей.

3

Пойми меня

Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Игра-имитация «Пойми меня».

 Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.

Заключительная пляска.

Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».

Музыкальное сопровождение в записи.

4

Под грибком

Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при  публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

Драматизация сказки В.Сутеева

 « Под грибом».

Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.

Май

Занятие

Тема

Цели и задачи

Методические рекомендации

Материал и оборудование

1

По следам сказок

Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Итоговое занятие кружка.

Драматизация сказок по желанию детей.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.

 

Работа с родителями

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребуется участие родителей.

Для родителей - консультации, советы, рекомендации (интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, для самостоятельного обыгрывания в домашних условиях),пошив театральных костюмов для детей

В папки-передвижки поместить игры, задания на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Участие родителей в совместных праздниках: «Осенины», «Путешествие в сказку», «Волшебник Дед Мороз», «Колядки», «Проводы зимы», организация детских дней рождений. Совместные спектакли, дни открытых дверей.


Литература:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

в соответствии ФОП ДОО

  • Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2018 г.
  • М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр

“Сфера”, 2003 г.

  • Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  • И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2018 г.
  • Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весь мир театр, а каждый в нём актёр

Чем же занимается ребенок, придя домой с детского садика? Кушает, играет своими любимыми игрушками, а может просто смотрит мультики, не отвлекая усталых родителей. А я предлагаю каждому родителю интер...

Весь мир - театр, и дети в нём - актёры.

Театрализованная деятельность в детском саду ( информация для воспитателей )...

Проект "Весь мир - театр"

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.Но самое главное, что театрализо...

« Весь мир театр, а дети лучшие актеры»

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звук...

Презентация "Весь мир театр"

в презентации раскрыты приемы и методы организации уголка театрализации в детском саду...

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Весь мир-театр"

Цель: познакомить детей с понятием «театр».Задачи: • Знакомство детей с историей возникновения театра.• Развитие интереса к театральной профессии актер.• Развитие артикуляци...

«Весь мир – театр» – сценарий развивающего занятия с детьми 6–7 лет

laquo;Весь мир – театр» – сценарий развивающего занятия с детьми6–7 лет Участники: дети 6–7 лет.Цели: повысить самооценку и скорректировать...