Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лобачева  Галина Юрьевна

Конспект занятий по ФЭМП в подготовительной к школе группе по формированию умения решать задачи на сложение и вычитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по формированию элементарных

математических представлений

в подготовительной к школе группе

Подготовила: воспитатель Лобачева Г.Ю.

Энгельс 2024г

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: Закрепить и уточнить математические знания, умения и навыки детей.

Задачи:

   1. Образовательные:

- Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

- Совершенствовать навыки счета со сменой его основания.

-  Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

2. Развивающие задачи:

- Развивать логическое мышление, зрительную память, воображение.

- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

3. Воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

- Воспитывать интерес к математическим задачам.

Виды детской деятельности в НОД: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование:  

  1. Демонстрационный материал. Мяч, панно «Зимнее дерево» с прорезями, 8 силуэтов снегирей, 8 силуэтов синиц.
  2. Раздаточный материал. Тетради в клетку, простые и цветные карандаши, пеналы с цифрами и арифметическими знаками, карточки с изображением модели задачи, карточки с изображениями геометрических фигур.

                                                                  Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Вводная часть (мотивация)

    Воспитатель  обращает внимание детей на гостей, которые пришли на занятие.

Воспитатель нацеливает детей на занятие:

Круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Вот сейчас пойдем направо

А потом пойдем налево

Улыбнемся, подмигнем и игру мы все начнем.

Дети приветствуют гостей.

Дети выполняют движения по тексту.

Основная часть

Основная часть

    Воспитатель предлагает детям выполнить игровое упражнение «Передай мяч».  

Игра "Передай мяч»

- Ребята, вы сейчас отсчитывали по 1, а как  

ещё вы умеете считать? (по2, т.е. парами)

    Воспитатель предлагает детям выполнить Игровое упражнение «Ручеек».

                             

Игра "Ручеек»

     Вы становитесь парами. Каждая пара берется за руки, встает друг за другом. Оба ребенка в паре одновременно называют полученное число, считая двойками (2, 4, 6 и т. д.), и поднимают руки вверх.

   Первая пара проходит через весь ручеек и встает в конец.

По моему сигналу вы заново пересчитываетесь  двойками.

    Ребята, если вы так хорошо считаете, то задачи тоже  умеете составлять и решать?

Составление и решение задач.

Воспитатель обращает внимание детей на дерево на доске.

 Задача 1.

 На доске панно «Зимнее дерево», в прорези которой вставлены 3 снегиря. К дереву летят 5 снегирей.

   Воспитатель уточняет структуру задачи и предлагает детям составить задачу на сложение.   

       Воспитатель вместе с детьми определяет структуру задачи (условие, вопрос) и обосновывает правильность выбранного арифметического действия:

- Сколько снегирей сидело на дереве?

- Сколько прилетело?

- Больше или меньше стало снегирей после этого?   

      Давайте вместе решим задачу с помощью модели.

     Воспитатель рисует на доске модель решения задачи и комментирует ее:

«Круг с тремя точками обозначает количество сидевших на дереве снегирей; круг с пятью точками – количество прилетевших снегирей; общий круг – сколько всего снегирей».

- У вас на столе лежит карточка с такой моделью, решите задачу с помощью модели.

- Точки рисуем цветными карандашами. 

А теперь выложите под моделью  решение с помощью цифр и арифметических знаков.

Воспитатель на доске под моделью выкладывает решение с помощью цифр и арифметических знаков.

- Как называется арифметическое действие, которое обозначает знак «+»?(сложение)

- Какой ответ получился в задаче? (8 снегирей)

Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность ответа: сажает снегирей на дерево.

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

Задача 2.

На доске панно «Дерево», в прорези которой вставлены 3 синицы. От дерева улетают 5 синиц.

 Воспитатель уточняет структуру задачи и предлагает детям составить задачу на вычитание.   

Воспитатель вместе с детьми определяет структуру задачи (условие, вопрос) и обосновывает правильность выбранного арифметического действия.

- Сколько синиц сидело на дереве?

- Сколько синиц осталось?

- Больше или меньше их стало после того, как 5 синиц улетело?   

Воспитатель вызывает ребенка к доске и предлагает нарисовать модель решения задачи на вычитание.

                                                                                     

Воспитатель предлагает детям выложить  решение с помощью цифр и арифметических знаков,  вместе с детьми проверяет правильность ответа.

-Какое арифметическое действие означает знак «- ? (вычитание)

- Ребята, вы очень старались и, наверно, устали.

- Давайте немного отдохнем!

Физминутка «А на улице мороз»

     Послушайте внимательно загадку, а отгадку мы узнаем, когда выполним графический диктант в тетрадях.

Четыре есть у нас угла,
Четыре стороны.
Все стороны равны у нас
И все углы равны.

   (Квадрат)

                 Графический диктант.

    «От предыдущего задания отсчитайте вниз четыре клетки и поставьте точку.

    От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки.

От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат, а потом ещё один».

    Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки (листок с обведенными квадратами).

     Воспитатель оценивает правильность выполнения задания и предлагает тем, кто выполнил правильно -    нарисовать улыбающееся солнышко, кто нет -  неулыбающееся солнышко.

- А теперь давайте поиграем в игру «Путаница».

   У детей на листах бумаги нарисованы геометрические фигуры, наложенные друг на друга:

http://www.kodges.ru/import/files/book_online/87999/i_043.png

     Воспитатель просит детей обвести увиденные геометрические фигуры карандашами разного цвета.

    У вас на столе лежит полоска с геометрическими фигурами.

  - Заштрихуйте такие же   фигуры на полоске.

     Воспитатель предлагает  детям сверить с образцом правильность выполнения задания и обосновать ответ.

 

Дети строятся в колонну и передают мяч над головой назад и одновременно называют  числа по порядку, начиная с 1, а затем передают мяч в обратном направлении, одновременно называя числа в обратном порядке до 1.

  

Дети разбиваются на пары. Каждая пара берется за руки, встает друг за другом, одновременно называет полученное число, считая двойками (2, 4, 6 и т. д.), и поднимает руки вверх.

   Первая пара проходит через весь ручеек и встает в конец. По сигналу воспитателя дети опять пересчитываются двойками.

   Игра повторяется 2–3 раза.

Ответы детей.

Дети составляют задачу: «На дереве сидело три снегиря. Потом прилетели  еще пять снегирей. Сколько всего снегирей на дереве?»

Дети повторяют задачу.

                   

                                                                       Дети внимательно смотрят и слушают воспитателя.

Дети решают задачу с помощью модели, рисуя точки цветными карандашами.

http://www.kodges.ru/import/files/book_online/87999/i_042.png

          3    +   5 = 8                  

Дети на столе под моделью выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на вопрос задачи и читают запись.

Сложение.

Всего 8 снегирей.

Дети составляют задачу: «На дереве сидело 8 синиц. Пять синиц улетели. Сколько всего синиц осталось на дереве?»

Дети повторяют задачу и решают ее с помощью модели, заполненной точками одного цвета.

http://www.kodges.ru/import/files/book_online/87999/i_042.png

                                                8   -    5  = 3

Ребенок рисует на доске модель решения задачи  и комментирует ее:

«Общий круг показывает, сколько всего синиц было на дереве. Пять точек – сколько синиц улетело с дерева. Точки слева от черты – сколько синиц осталось».

Один ребенок у доски, а остальные дети на столе под моделью выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на вопрос задачи и читают запись.

Вычитание.

Дети под музыку выполняют движения физминутки .

Дети отгадывают загадку.

Дети в тетрадях от предыдущего задания отсчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют 3 квадраты простым карандашом.                                      

Дети заштриховывают квадраты разноцветными карандашами.

           

                     

                           

После оценки воспитателем правильности выполнения задания они рисуют улыбающееся или неулыбающееся солнышко.

                                                                    Дети обводят увиденные геометрические фигуры карандашами разного цвета.

Дети находят на полоске соответствующие  геометрические фигуры и заштриховывают их.

http://www.kodges.ru/import/files/book_online/87999/i_044.png

Дети сверяют с образцом правильность выполнения задания и обосновывают ответ.

Заключительная часть

Воспитатель спрашивает у детей, что интересного они узнали  на занятии, о чем они хотели бы рассказать родителям.  

Воспитатель благодарит всех детей за занятие.

Предполагаемые ответы детей.

http://www.kodges.ru/import/files/book_online/87999/i_044.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Цель: познакомить детей с новым знаком - «х», формировать интерес к задачам с этим знаком, совершенствовать навыки детей в счёте первого десятка. Совершенствовать мыслительный потенциал дошкольников, ...

Конспекты занятий по ФЭМП в подготовительной к школе группе

МДОУ д/сад № 30 «Сказка»г. Вольск Конспект занятия по ФЭМПв подготовительной к школе группеВоспитатель: Клюева Т.БПрограммные задачи: 1.      Закрепить знания ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.

Занятие проводится в игровой форме и направлено на закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 10,ориентировке на ограниченной поверхности,на развитие внимания,памяти....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Тема: История часов.Цель: познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.Интеграция образовательных областей: позна...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.            Задачи: Упражнять в опре...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Путешествие на луну"

Интересный конспект по математике для детей подготовительной группы детского сада...