Консультация для педагогов: «Двигательная деятельность детей на прогулке в ДОУ».
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация включает в себя повторение организации прогулки в разное время года, структуру проведения и примеры организации двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Двигательная деятельность детей на прогулке в ДОУ».

В режиме дня ДОУ выделяется достаточно время для пребывания детей на свежем воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня- до обеда и во вторую половину дня- после дневного сна или перед уходом домой (СанПиН ).

Любая прогулка должна включать в себя трудовую, игровую деятельности, индивидуальную работу с детьми и наблюдение.

В зависимости от предыдущего занятия и погоды изменяется и последовательность разных видов деятельности на прогулке. Если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке необходимо вначале организовать свободную игровую деятельность, провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Необходимо так организовать воспитательную работу на прогулке, чтобы дети любили физические упражнения и игры, стремились бы совершенствовать свои движения, проявляя при этом выдержку, смелость, решительность и инициативу.

Игра для дошкольника является ведущей формой деятельности. При подборе подвижных игр важно учитывать индивидуальные возможности и способности детей. Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно. Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п.), побуждающих их к различным двигательным действиям. Дети 5 – 7 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе. Но несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве воспитателя при организации подвижных игр и развлечений. Главная задача педагога старших групп при организации игровой деятельности заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Самостоятельные игры детей с движениями требуют со стороны воспитателя систематического и внимательного наблюдения. Нужно поддерживать инициативу детей, вовремя приходить им на помощь в организации коллектива, в распределении ролей, следить за взаимоотношениями играющих, за выполнением правил игры, выполнением движений. Чтобы дети, увлеченные игрой, не переутомлялись и своевременно меняли характер движения, их переключают с одной игры на другую.

Подвижные игры организуются со всей группой, с подгруппами или индивидуально с одним ребенком. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь играть самостоятельно без воспитателя.

Дидактические игры и движения. Это игры на закрепление видов и способов движений, на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях, на ориентировку в пространстве: «Угадай, что задумали», «Преодолей препятствие», «Найди свой домик», «Кто знает больше движений?» и др.

Спортивные игры: городки, футбол, хоккей, бадминтон. Вначале детей учат элементам техники движений на занятиях, затем элементарным правилам. Необходимо планировать к прогулке и спортивные упражнения: зимой - катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипедах, самокатах. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

В постоянном обиходе у детей всех групп должен быть мяч. Игры с ним разнообразны и способствуют всестороннему развитию организма ребенка.

Особенно разнообразны игры с мячом в подготовительной к школе группе. Дети играют с ним по одному, вдвоем, небольшими группами, всей группой. Перебрасывание мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния, бросание мяча о пол, о стенку, вверх; ловля его обеими руками и одной рукой, с хлопком, меняя положение рук; через сетку, попадание мячом в определенную цель развивают у детей гибкость позвоночника, укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают мышцы.

Большую пользу приносят детям такие игры как: кегли, городки, кольцебросы, катание обручей. Дети любят забавные игры-аттракционы, в которых они могут проявлять свою меткость, ловкость, сообразительность. К таким играм относятся: «Кто больше?», «Самый меткий» и др. Летом в детских садах можно проводить интересные спортивные развлечения: езда на самокатах, катание на роликовых коньках – все они доставляют детям большую радость и воспитывать интерес к спорту.

Игры в природе – это игры-экспромты с простыми правилами и незамысловатым сюжетом: «Прятки», «Найди по следу», «Проползи-подпрыгни», «Сколько шагов (больших, маленьких)?» и др.

Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке. Возникает по инициативе детей. Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем. Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (скакалки, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи и т.д.) Главное место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, сближают детей. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п. В разное время года воспитатель продумывает различные двигательные задания. Например, летом — добежать до березы, кустарника; проскакать по дорожке до определенного ориентира; подлезть под кустик; допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями и позвонить в колокольчик или снять ленту и т. п. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п.

Младший и средний возраст больше всего любит играть с песком. Для этого возраста можно проводить игры с песком.

«Из одной руки в другую». Стоя на месте, пересыпаем из одной руки в другую. Делаем это аккуратно, так, чтобы ни одна песчинка не упала (10 -12) раз.

«Побегаем и не рассыплем». (Дети бегают или ходят до обозначенного места, песок остается в зажатых ладошках). Откроем ладошки и покажем, не смог ли от нас песочек убежать (40 сек).

«Песочная горка». Присядем, сделаем маленькую горку из песка. Обойдем горку, переступим (5 – 7 раз) через нее, перепрыгнем (3 – 4 раза).

«Совочек – дружочек». Совочек может из одной руки в другую перебегать и не падать. (Стоя на месте, в кругу, дети перекладывают в достаточно быстром темпе совочек из одной руки в другую, можно за спиной, над головой и т.д. 8-10 раз).

«Рисуем совочком». Глубоко с совочком присесть, в приседе ножками переступать, круг совочком очертить вокруг себя (в одну сторону левой рукой, в другую – правой).

«Носим и не рассыпаем». Носим песочек в совочке в кучку, не рассыпаем по пути. (Можно поставить на пути кегли, чтобы дети их обходили).

Движение — это главное условие нормального роста и развития организма ребенка. Особенно в наше время когда, современные дети испытывают так называемый “двигательный дефицит”, когда большую часть времени малыши проводят в статическом положении (у телевизора, у компьютера, играя в тихие игры за столом). И поэтому задача всех педагогов и родителей - это поддерживать и закреплять естественный интерес к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, эмоциональному развитию.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ.  В физической культуре дошкольников традиционно все упражнения делятся на четыре группы: гимнасти...

Консультация на тему: «Двигательная деятельность детей на прогулке»

Консультация на тему:«Двигательная деятельность детей на прогулке»...

План - сценарий консультации-практикума инструктора по физкультуре с педагогами «Двигательная активность детей на прогулке»

план -сценарий практических заданий, предлагаемых для проведения с педагогами, для повышения их практических навыков проведения двигательной прогулки с детьми в разные сезоны и при разных погодных усл...

Консультация для педагогов "Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей на прогулке"

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей.Двигательная активность- это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием ...