Консультация для педагогов "Игры по кинезиологии детей раннего возраста".
консультация

Шляпникова Екатерина Александровна

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использовании кинезиологии детей раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kineziologiya.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

     МБОУ Тимоновсая СОШ с УИОП структурное подразделение

                                (дошкольное отделение)

                         

                       Консультация для педагогов.

    «Игры по кинезиологии детей раннего возраста»

                                                                                   Подготовила воспитатель:

                                                               первой квалификационной категории

                                                                                     Шляпникова Е.А.

Цель:

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использовании кинезиологии детей раннего возраста.

Задачи:

  • Синхронизировать работы полушарий.
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
  • Развитие речи;
  • Формирование производительности;
  • Снятие эмоциональной напряженности;
  • Создание положительного эмоционального настроя.

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека.

Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения! Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения эти нужно делать ежедневно, желательно в спокойной обстановке. Главное – движения должны усложняться и частота их выполнения должна расти!

Кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются. Благодаря такому широкому действию эта методика используется самыми разными специалистами: педагогами; педиатрами; психологами; нейропсихологами; дефектологами; логопедами.

НЕМНОГО ФИЗИОЛОГИИ. Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга. И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи.

Поэтому так важно, чтобы сохранялось равновесие между функционированием обоих полушарий. Активизировать работу всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями как раз и помогают кинезиологические упражнения.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ В дошкольных образовательных учреждениях эта система используется довольно широко. Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет), движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими. На уроках рисования могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди. На уроках по развитию речи широко применяются различные пальчиковые игры, направленные на улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев. В познавательных и игровых занятиях используются различные пособия, помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками. Например, детям 3-4 лет предлагают папки с зеркальным отображением различных предметов. Такие аппликации могут состоять из кнопок, клавиш, бумажных или текстильных деталей, геометрических фигур, шнуров, лесенок и т. д. Ребенок по очереди трогает, нажимает, обводит каждую деталь сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. При этом в качестве дополнительных стимуляторов для других зон мозга могут выступать стихотворное или музыкальное сопровождение, проговаривание самим ребенком действий или стихов, иллюстрирующих их.

Виды кинезиологических упражнений.

Растяжка. Нормализует гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) гипотонус ( неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и равнонаправленные направления движения глаз, языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию организма.

При выполнении телесных упражнениях  развивается межполушарное взаимодействие, снимает непроизвольные непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Упражнения для релаксации.  Способствует расслаблению, снятию напряжения.

Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, которые

уже полюбились деткам:

Цепочка.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Упражнения выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу) В начале упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

Речевое сопровождение:

Круглые колечки- звенья для цепочки

Маме мы подарим: радоваться станет!

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжата в кулак ладонь, ребром на плоскости стола, распрямляем ладонь на плоскости стола. Сначала выполняется правой, потом-левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.

Речевое сопровождение:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка)

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

«Ухо-нос, хлопок».

    Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.

Речевое сопровождение:

Ухо, носик мы возьмем, хлоп — опять играть начнем.

Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

«Глазки»

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.

Речевое сопровождение: Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать.

Глазки

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Речевое сопровождение:

Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.

     Эти КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ можно выполнять и взрослым, и детям, они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух, воображение, восприятие, повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.

Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Из  данной консультации родители могут о  приемах  развития речи малышей в условиях семьи....

Консультация "Роль дидактической игры для детей раннего возраста"

Методический материал как правильно проводить с детьми дидактические игры, подробное описание игр....

Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития".

Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития"....

Беседа-консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

В беседе дано описание этапов развития речи детей раннего возраста. Материал поможет родителям проверить, насколько правильно развивается ребенок, а именно: его речь, нуждается ли ребенок в консультац...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Одна из важнейших задач психического и личностного развития  ребенка - это своевременное развитие речи. Необходимо создать услов...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для педагогов "Игры по кинезиологии детей раннего возраста".

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использовании кинезиологии детей раннего возраста....