Семинар-практикум "Роль семьи в формировании ребенка".
материал

Шляпникова Екатерина Александровна

«Ребенок учится тому,

 что видит у себя в дому

 Родители - пример ему».

                                                  

С. Брант.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_rol_semi_v_formirovaii_rebenka.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Тимоновсая СОШ с УИОП структурное подразделение

                                (дошкольное отделение)

              Семинар для педагогов
«Роль семьи в формировании ребенка».

                                                                                                                       Подготовила воспитатель:

                                                                первой квалификационной категории

                                                                                     Шляпникова Е.А.

                              «Ребенок учится тому,

                             что видит у себя в дому.

                           Родители - пример ему».

                                                   С. Брант.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть. Сегодня наша встреча посвящена особенностям семейного воспитания.

- А начать нашу беседу я хочу с притчи.
Притча
      Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. «Он спасёт вас!» — сказал им мудрец. Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Не он.… И этот не он.… «И тот не он…» — говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
      Но вот взошла Утренняя Звезда. Люди уставились на дорогу – где Путник? Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребёнок. Где-то заплакал ребёнок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели. Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
- А плач ребёнка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
      Так люди увидели ребёнка – свою надежду. Ребёнок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода, ведь именно ему жить в будущем.
- Душа ребёнка – это полная чаша. 
(На доске чаша, вырезанная из листа ватмана.)

                                         

Какими чертами характера должен обладать ребенок?

У каждого из Вас есть сердечко, напишите на нём качество, которым вы хотите наделить ребёнка и поместите его в чашу.

(Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…)
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребёнка!
      А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче, семья, в которой живёт  ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Для ребёнка весь мир – это его семья. 

    Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально — нравственного облика и позиции ребенка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Существует несколько типов семейных взаимоотношений:

-диктат — в семье проявляется в систематическом подавлении одним членом семьи инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей — это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка.

-опека — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, принимая их на себя. В дальнейшем такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у них отсутствует самостоятельность, они не способны проявлять инициативу.

— невмешательство — это предполагает, что могут существовать два мира: взрослые и дети, и не тем, и не другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

-сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

     Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.
Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества
которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью. Родители, могут дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.
         Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Мой ребенок как хочу, так и воспитываю. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, воспитание может быть неправильным. Я хочу обратить ваше внимание, на типы воспитания, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Типы воспитания, которых следует избегать

     1. Потворствующая гиперпротекция или «Кумир семьи».
Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребёнку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее — «пуп земли» и «центр Вселенной». Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребёнка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребёнок, твёрдо веря в свою исключительность, растёт капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.
Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстаёт от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.
      
2. Доминирующая гиперпротекция или «Гиперопека».  
Уже само название «гиперопека» подчёркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребёнка. Такой ребёнок лишён самостоятельности и не стремится к ней. Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребёнок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей, «разработали» её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Под «пресс-контролем» их ребёнок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твёрдо знает: это надо сделать так, а это — так... Довольно часто при гииперопеке родители возносят ребёнка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребёнком, но и «готовят» вундеркинда. Ребёнок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно бегать босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое – а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнётся. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребёнок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека лишает творческого начала.
Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста
Упражнение «Диктат»
Цель:

  • осознать права ребёнка и принять их;
  •  нельзя принимать решение за ребёнка.

Для этого упражнение нужен «доброволец», который будет играть роль ребёнка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

  • Если ребёнок капризничает, говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (Добровольцу завязывается область сердца.)
  • Если ребёнок без разрешения берёт вещи, которые ему не положено брать, говорим: «Не трогай!» (У добровольца завязываются руки.)
  • Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), говорим: «Не бегай!» (У добровольца связываются ноги.)
  • Если взрослые разговаривают, а ребёнок слушает их разговор, реагируем: «Не слушай!» (Добровольцу завязывают уши.)
  • Если ребёнок кричит, оглушая нас, говорим ему: «Не кричи!» (У добровольца завязывают рот.)

- А сейчас давайте спросим нашего ребёнка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребёнок развиваться в таком состоянии? Что же делать?

     3. «Гипоопека» - другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребёнок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки.
Всё это отражается на психике ребёнка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребёнка, преследует его потом всю жизнь.
      
4. Эмоциональное отвержение или «Ежовые рукавицы».
Когда ребёнка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нём срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребёнок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
      
5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».
На плечи ребёнка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста.
Свои не оправдавшиеся надежды родители мечтают реализовать в детях.
Ребёнку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
      
6. «Воспитание «в культе болезни», когда ребёнок болеет достаточно серьёзным хроническим заболеванием.
Боясь, что ребёнок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания. Ребёнок пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им. Ребёнок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
Такой ребёнок – маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего, ждёт сочувствия и сострадания от всех, с трудом приспосабливается к действительности.
      
7. Жестокое обращение с детьми.
На первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.
      
8. Противоречивый, или неустойчивый, тип воспитания.
Резкая смена стиля приёмов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

     Подводя итоги нашего семинара, можно сделать вывод, что главные основания, которых необходимо держаться при воспитании родителями ребенка во время семейной его жизни чистота, последовательность в отношении слова и дела при общении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитания или обусловленность этих действий и признания личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Рефлексия «Радуга».

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам оценить собственное эмоциональное состояние. Выберите, остановив свой взгляд на той полоске, которая вам больше всего импонирует. А теперь покажите свое настроение соответствующей карточкой.

Красный – не комфортно;

Оранжевый – все раздражало;

Желтый – хотелось домой;

Зеленый – все понравилось;

Голубой – интересно;

Синий – скучно;

Фиолетовый – не интересно.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на формирование отклоняющегося поведения ребенка

В данной работе рассмотрена проблема связи особенностей семейного воспитания с формированием отклоняющегося поведения ребенка-дошкольника....

Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Я предлагаю вашему вниманию статью "Роль семьи в формировании личности ребенка"...

Клуб семейного дизайна «Умное родительство». Практикум по здоровьесбережению «Здоровье семьи сегодня - успешность ребенка завтра». Формирование культуры здоровья семьи, гармонизация детско-родительских отношений

В рамках встречи клуба семейного дизайна «Умное родительство», представлена методическая разработка массового мероприятия с элементами практикума «Здоровье семьи сегод...