Мой дом - моя семья.
методическая разработка

Скворцова Ольга Николаевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ

(методическая разработка)

Скворцова Ольга Николаевна,

воспитатель ГБОУ гимназия №114

Выборгского района Санкт-Петербурга

Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,

неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руки в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

        Цель: расширение представлений детей о семье, семейных и родственных отношениях; формирование положительных взаимоотношений, познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости у всех участников образовательного процесса.

        Программное содержание:

  1. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье, закрепить понятие о родственных отношениях в семье;
  2. Продолжить развивать познавательные способности и коммуникативные умения детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
  3. Воспитывать уважение к старшим; любовь к близким, позитивное отношение к своей семье; отзывчивость, умение слушать, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа: совместное выполнение детьми с родителями генеалогического древа; плакат записей детей о своей семье; изготовление фотоальбомов «Я и моя семья!»; просмотр семейных фотоальбомов, рассказывание родителей о членах своей семьи, интересные факты о фамилии детей; оформление детских рисунков по теме: «Моя семья».

Подготовка к мероприятию: разработка конспекта; оформление группы; подготовка детей и родителей к совместному выполнению заданий; подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми; подбор художественной литературы по теме; иллюстративного материала для работы с детьми; материала для конструктивной и изобразительной деятельности.

Материал и оборудование: колокольчик, бубен, выставка детских рисунков на тему «Моя семья»; «Генеалогическое древо»; мини фотоальбомы детей с семейными фотографиями; природный и строительный материал для конструирования дома для семьи; готовые макеты совместных с родителями построек; плакаты для рассматривания и обсуждения по теме «Я и моя семья»; корзинка с детскими семейными фотографиями, доска для развешивания фото; интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

        Приглашение детей на утренний круг с помощью звукового сигнала (колокольчик, маракас, металлофон и др.).

        Сбор детей в центре групповой комнаты на ковре (сидя). Рядом на доске, на которой прикреплен информационный лист – модель дневного цикла жизнедеятельности группы на текущий день «План-дело-анализ».

        Вопросы к детям:

  • Все ли нашли для себя местечко?
  • Все ли удобно устроились?
  • Какое у вас сегодня настроение?
  • Посмотрите друг на друга.

Приветствие.

Педагог предлагает детям создать общую «паутину» с помощью клубка. Дети по очереди бросают клубок со словами приветствия любому сидящему в кругу не отпуская, тем самым создается общая сеть.

        Реализуемая детьми компетенция: право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

Обмен информацией

        Вопросы к детям:

  • Сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе?
  • Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?

Напоминаем детям правила при обмене новостями: говорить по одному и внимательно слушать друг друга.

Воспитатель вместе с детьми внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей, включая хорошие и плохие, так как новость – это свершившийся факт, который изменить нельзя. В завершении обсуждения воспитатель подводит детей к теме дня «Я и моя семья».

Проблемная ситуация с целью выявления знаний

и опыта детей по теме дня «Моя семья».

        Обращаем внимание детей на ребус на доске и предлагаем отгадать, что там зашифровано. Дети отгадывают ребус «Семья» (ребус 7Я).

        Реализуемая детьми компетенция: право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности.

Работа по сюжетной картине

        Предлагаем детям перейти в речевой центр для рассматривания сюжетной картины «Семья» и активизации словаря по теме.

- Что вы видите на картине?

- Это дом.

- Назовите людей, живущих в этом доме.

- Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик.

- Назовите самых старших членов семьи.

- Бабушка и дедушка.

- Назовите самых младших членов семьи.

- Мальчик и девочка.

- Как одним ловом назвать мальчика и девочку, кто это?

- Это дети.

- Кем приходятся друг другу мальчик и девочка?

- Они брат и сестра.

- А кем приходится мальчик (девочка) бабушке с дедушкой?

- Мальчик для дедушки с бабушкой – внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка.

- А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей?

- Они родители.

- Кем приходится девочка родителям?

- Девочка для них дочка.

- А кем приходится мальчик маме и папе?

- Мальчик для мамы и папы – сын.

        Реализуемая детьми компетенция: право быть услышанным; право вести диалог (монолог), выразить свою точку зрения.

Что мы узнали?

        Рассказ о своей семье. Предлагаем детям подойти к выставке детских работ «Моя семья».

        Воспитатель (В): Ребята, поделитесь, что вы видите на ваших рисунках, расскажите о своей семье или ответьте на вопросы по содержанию: кто изображен на вашем рисунке? Кого ты нарисовал? Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время? И др.

        …

        Спасибо за ваши рассказы. Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди, детский сад – это тоже часть семьи. Еще у вас есть родственники, которые могут жить в других домах, городах и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья.

Представление детьми знаний о своей фамилии

        В: Кто знает, что обозначает ваша фамилия? Поделитесь. По желанию представляют свои работы по изучению значения своей фамилии.

Пословицы и поговорки о семье

        В: А может кто знает пословицы и поговорки о семье, расскажите и объясните с помощью своих рисунков, как вы их понимаете?

        Дети рассказывают:

  • «Вся семь вместе и душа на месте».
  • «Материнское сердце лучше солнца греет».
  • «При солнышке тепло, при матери добро».
  • «Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей».
  • «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».
  • «Нет такого дружка, как родная матушка».

Физкультминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре                            - хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире?              - повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять                  - хлопки в ладоши

Всех могу пересчитать;                         - указательным пальцем пересчитывают

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся наша семья!                           - загибают поочередно пальцы на руке.

Что нужно сделать?

        Коллективная работа «Дом для моей семьи».

        В: Семья – это труд и опора, любовь и дружба, и, конечно же, школа доброты, честности и долга. Каждому из нас необходимо такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где поймут и поддержат, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, твой дом.

        Я предлагаю вам разделиться на команды, выбрать необходимый материал и «Построить дом для семьи».

        Реализуемые детьми компетенции: право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте ее реализации, партнерстве или его отсутствии.

        Проговаривание плана (1-2 мин).

        Уточнение последовательности действий:

- С чего вы хотите начать?

- Что будете делать потом?

        Уточнение партнеров по деятельности:

- Кого бы ты хотел(а) пригласить поработать с тобой?

        В случае необходимости воспитатель предлагает свою помощь.

        Реализуемые детьми компетенции:

  • право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;
  • право принять (или не принять) помощь взрослого;
  • право обращения к различным источникам знаний или опыта;
  • право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;
  • право прекратить работу раньше, чем будет получен результат.

 

Анализ деятельности

        За 10-15 минут до окончания работы раздается музыкальный сигнал, дети собираются на месте группового сбора, каждой команде предлагается рассказать о своем доме, если работа закончена, если не закончена, предлагаем закончить позже, в течение дня.

        Вопросы детям:

  • Кто хочет рассказать о своей работе?
  • Какие трудности ты встретил(а)?
  • Что тебе удалось сделать сегодня?
  • Получилось ли у тебя то, что ты задумал(а)?
  • Как ты предполагаешь завершить работу?
  • Какие материалы можно еще использовать?
  • Планируешь ли ты продолжить начатую работу?
  • Какой совет ты бы дал тому, кто решит завтра повторить твой план?

Реализуемые детьми компетенции:

  • право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности; право самостоятельно оценить достигнутый результат;
  • право оценить успешность сотрудничества;
  • право определения применения полученного результата.

Итог

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

- О семье!

Речевая игра «Пожелание своей семье»

 

  • А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.

Работа проходит по следующим принципам:

  1. Принцип открытости: ребенок имеет право участвовать или не участвовать в общем деле; представить или не представлять результаты своего дела.
  2. Принцип диалогичности: все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности.
  3. Принцип рефлексивности: осознание ребенком своих действий; самооценка результата.

Приложение

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ГЕРБ СЕМЬИ»

        Актуальность вызвана отдаленностью родителей современной семьи от воспитания в детях нравственных ценностей своей родословной. Совместная творческая деятельность детей и родителей способствует установлению связи с ребенком, приобщение к культуре, общечеловеческим и семейным ценностям.

        Вид проекта: творческий, краткосрочный.

        Цель проекта: оптимизация детско-родительских отношений в семье, совместного творчества, исследовательских и коммуникативных навыков детей.

ХОД ПРОЕКТА

Представление, введение в историю создания герба

        История началась в те времена, когда наши предки много времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. А самого воина защищали доспехи, щит. В разгар боя воинов, закованных в доспехи, различить было трудно. Как определить: свой или чужой?

        Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: плащи разных цветов, шлемы разной формы. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом.

        Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и всего города. Над воротами города вывешивали щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита, и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.

        Уже давно не рыцарей, современные воины не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. В памяти многих древних родов и фамилий сохранились семейные гербы.

        Герб – это немецкое слово, означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Что такое фамильный (семейный) герб?

        Герб, вместе с остальными составляющими (генеалогическое древо, родословная), образует современное понятие родословия и является символом вашей семьи, а иногда символом всего одного человека (тогда речь идет о личном гербе). Герб семьи представляет собой набор геральдических символов, которые олицетворяют основные черты семейного рода. Семейный герб раньше был привилегией дворянства, а сейчас он призван выделить семью, сплотить всех ее членов, стать сильным связующим звеном для поколений.

        Герб фамильный (герб рода) – составляется всей семьей и отражает суть семейной жизни рода, ее место в обществе и основные ценности.

        Герб личный – описывает личность конкретного человека. Герб является отражением в художественном виде основы человека, его набора убеждений и взглядов на семью, на мир, на жизнь. Очень часто герб составляется и для того, чтобы глубже понять свою семью и свое место в ней. Придумать герб непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов. Мы приведем лишь некоторые правила создания герба, которые помогут вам нарисовать герб своей семьи.

Этапы создания герба семьи своими руками

  1. Определиться с формой герба.
  2. Поле щита состоит из шести частей.
  3. Выбор цвета для каждой части, который просто нравится или отображает семейные ценности (максимум три или четыре цвета).
  4. Придумать фразу или девиз для герба семьи. Можно взять цитату из Библии, пословицу или поговорку, короткий отрывок из книги или фильма; нарисовать флаг под гербом и вписать в него выбранную фразу.
  5. Над гербом в большом полукруге написать фамилию семьи, принимавшую участие в изготовлении герба.
  6. Последовательное заполнение каждой ячейки, в соответствии с заданием:
  • что в вашей семье важно, в чем вы лучше всех, что наилучшим образом представляет вашу семью. Вспомните о тех вещах, которые вы чаще всего делаете вместе, места, где вы побывали и с которыми связаны важные воспоминания. Семейное хобби или уникальные семейные ценности и пр.;
  • человек, идея, активность. Выделите ваши особенности, которые, по вашему мнению, характерны для вашей семьи: гостеприимство, доброта, строгость, веселье или активность и пр.;
  • девиз герба семьи. Девиз семьи, передаваемый из поколения в поколение, может ориентировать поступки человека, моделировать его поведение. Девиз семьи – аналог фамилии, семейная визитная карточка. Словесный девиз кратко, в нескольких словах, выражает семейное кредо, жизненные правила семьи. Замечательные девизы для семьи уже придуманы, вернее, сформулированы в народных пословицах;
  • три вещи, которые бы вы взяли из горящего дома? Что для вас в вашей семье представляет наибольшую ценность? (икона, книга, деталь интерьера и др.);
  • ваши достижения на сегодняшний день, чем или кем вы гордитесь;
  • если бы вы могли, чтобы вы хотели бы изменить, добавить?

Заключительная часть проекта

        Организация общей выставки проектов, краткий рассказ о гербе, о семье, ее традициях, о том, что нашло отражение на гербе.

        

Источники:

  1. Акулова О.В. Образовательная область «Социализация. Игра.». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  2. Бабаева Т.И. Образовательная область «Социализация». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  3. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Жёлтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Козлова С.А. «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру» - М.: Линка-пресс, 2000.
  5. Козлова А.В. Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: - М.: Т. У. Сфера, 2004.
  6. Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации: учебно-тематическое пособие для педагогов начального образования / Л.В. Михайлова -Свирская. – 2-е изд. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 80 с: ил.-(Вдохновение).
  7. Ривина Е.К. Знакомим дошольников с семьей и родословной / Е.К. Ривина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  8. Сайт «Воспитатель»: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/moya-semya-i-rodstvenniki.html
  9. Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативы и самостоятельности. Лысогорова Л.В., канд. Пед. Наук, доцент кафедры начального образования, зав. Каф. Нач. обр.
  10. https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-doshkolnikami-napravlennaya-na-formirovanie-initsiativnosti-i
  11. https://editionpress.ru/detsad/vyshedshie-nomera-detsad/nomera-za-2016-god-detsad/282-detsad-6-2016 [Детский сад теория и практика № 6/2016. Детская инициатива: поддержка и развитие].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....