Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Лесные обитатели - звери»
план-конспект занятия (средняя группа)

Мирманова Гульнара Жумабековна

Конспект занятия по «Познанию»

В средней группе (4 – 5 года)

Тема: «Лесные обитатели - звери»

 

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словами и предложениями.

Программное содержание:

Дать детям представление о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме; учить анализировать, делать выводы, соблюдать правила безопасности; развивать речь.

Оборудование: пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4 – 5 лет, цветные карандаши; иллюстрации с изображением диких животных (желательно пары: лиса – волк, олень – косуля, мышь – хомяк, белка – бурундук, норка – куница и т.д.); 10 карточек с изображением синичек.

 

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент

3мин

II

Основная часть

 

 

1

Проблемные вопросы

Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя

12 мин

2

Работа с пособием

 

3

Физминутки

 

III

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность 20 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

В прошлый раз мы гуляли с вами в парке а сегодня снова отправимся в гости к старичку-лесовичку в лес. Он обещал показать нам, что зимой в лесу делается.

Игра «Найди пару»

Предлагаю детям изобразить лесных зверей и найти себе пару – зверей, которые похожи друг на друга (например: лиса – волк, олень – косуля, мышь – хомяк, белка – бурундук, норка – куница и т.д.).

  1. Основная часть.

Выполняя задание, дети попадают в затруднение – особенно те, у кого на картинках медведь или заяц.

Предлагаю найти пару самим детям после рассказа о лесных зверях.

Тихо. Снег по пояс. Смотрите чьи-то следы (показ заячьих следов). Остановился косой у дерева на задние лапы встал, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда.

Вдруг насторожился заяц и наутек!

- Что помогло заметить зайцу опасность? (большие, чуткие ушки.) Кого испугался заяц? (лису.)

Но нелегко догнать косого.

- Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Задние ноги у него сильные и длинные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних оказались. Бежит заяц, петляет. Но если все настигнет его враг, то и тут задние ноги помогут. Подумайте как. Ложится заяц на спину и начинает отбивать задними лапами. Покажите.

Иногда в лесу на зайцев охотники ставят капканы. Вот попался заяц, охотник его из капкана вынимает, за уши берет, а заяц вырывается и, если человек не очень осторожен, может своими сильными лапами сломать руку охотнику.

Убежал косой, но не останется лиса без обеда. Она под снегом мышей отыскивает. Что ей помогает это делать? Слух у нее хороший и нюх тоже отменный. Они-то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. А уж если совсем холодно и голодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдет в деревню кур да уток воровать.

-Кого еще боится заяц(Волка.)

Но не только зайцев едят волки. Нападают они на более крупную дичь- на оленей, лосей, кабанов. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам.

Волки очень выносливы. Долго могут они гнаться за своей добычей. Олени бегаю очень быстро. Сильный и здоровый олени обычно убегают от волков. Но если уж они встретились, то как будет защищаться олень? Острые рога и тяжелые копыта- вот его оружие против волка. Иногда волки, когда очень голодны, нападают на оленью семью, где есть слабые, глупые оленята.

-Как вы думаете, как взрослые олени защищают малышей?

Представьте, что вы (часть детей) волки, вы – взрослые олени, а вы- оленята. Волки нападают, стараясь схватить оленят.

-Что сделают их родители?

Дайте возможность детям самостоятельно решить проблему. Затем расскажите, что олени встают в круг, внутри которых оленята. Лиса и волк- хищники. Они питаются мясом других животных.

-А чем питаются зимой олени, лоси? Ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормить после сильных снегопадов. Как вы думаете, почему?

Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладываются сено, морковь, капусту.

Работа с пособием

Задание «Расскажи, что делает дедушка»

- Какие лесные жители нарисованы на картинке? Как вы думаете, что делает дедушка и зачем? А почему не видно медведя и ежа? Где отдыхает ночью и в не погоду лось? Он прячется в глубоком снегу. У лося из укрытия видны только голова и спина, которая покрыта особо густой шерстью. Ноги он прячет под брюхо. Зачем?

- Вспомните, как спят зимой волки? (просто на снегу, спрятав ноги и нос хвостом.)

Многим животным трудно ходить по глубокому снегу. Так ведь что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок и на живот и скатываются. На ровном месте время от времени делают разбег или прыжок, быстро опускаются на живот и скользят.

У зайца и на лапах зимой отрастает длинная и плотная шерсть, и он после прыжка может скользить, как на лыжах.

Работа с пособием

Задание «Таня нарисовала зимний лес. Все ли правильно на ее рисунке?»

Прежде чем приступить к выполнению задания, предложите детям перечислить лесных жителей и то, чем они питаются.

- Все ли правильно нарисовала Таня? Почему не бывает так, как нарисовала Таня.

Физминутка

Изображаю роль Айболита. Дети – больных зверей. Доктор подходит к каждому жалеет его, лечит. После того как Айболит обойдет каждого, звери выздоравливают, радуются.

- А куда делись зимой насекомые? (они попрятались в трещины коры, в сухие листья деревьев.)

Птицы в лесу тоже есть, но зимой им очень трудно. Почему? Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей и в сильные морозы.

В такую погоду много птиц погибают от холода. Мелкие птички, например синички, погибают после 6 часов голодания. Столько времени проходит от вашего обеда и до ухода домой. Из 10 синичек (выкладываю картинки) до весны доживают только 2.

- Сколько погибает? Поэтому птиц нужно обязательно подкармливать.

На доске вывешиваю картинки с изображение волка, лисы, зайца, белки и лося.

- Как одним понятием обозначить тех, кто здесь изображен? (лесные жители) Как вы думаете, как обозначить то, что они живут в лесу?

Дети предлагают свои варианты, вместе приходим к выводу, что изобразить можно так:

ЕЛОЧКА И ЖИВОТОЕ

Рисуем этот значок на большим кругом.

- Что едят лиса и волк? (других животных. Это хищники.)

- Что едят заяц, белка, лось? (растения. Травоядные.)

- Значит на какие группы их можно поделить? Вот такими символами их можно обозначить:

ХИЩНИКИ

Кость

Животное

ТРАВОЯДНЫЕ

Растения

Работа с пособием

Задание «Помоги мамам найти своих детенышей. У кого сколько детей?»

Назвать взрослых зверей (волчица, медведица лиса, зайчиха и бельчиха).

- Как называют детенышей волчицы? И т.д.

- Сколько детенышей у лисы? И т.д.

Дети должны назвать полные ответы: «У медведицы 2 медвежонка. И т.д»

  1. Заключительная часть.

Работа с пособием

Задание «Обведи зайцев синим карандашом, а зверей – красным. Кого  лесу больше?»

- Перечислите лесных жителей. Много ли в лесу зверей? Есть ли одинаковые, кто это? Обведи зайцев синим карандашом, а зверей – красным. Кого  лесу больше? Птиц или животных?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Познанию»

В средней группе (4 – 5 года)

Тема: «Лесные обитатели - звери»

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словами и предложениями.

Программное содержание: 

Дать детям представление о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме; учить анализировать, делать выводы, соблюдать правила безопасности; развивать речь.

Оборудование: пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4 – 5 лет, цветные карандаши; иллюстрации с изображением диких животных (желательно пары: лиса – волк, олень – косуля, мышь – хомяк, белка – бурундук, норка – куница и т.д.); 10 карточек с изображением синичек.

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент

3мин

II

Основная часть

1

Проблемные вопросы

Ответы детей на поставленные вопросы воспитателя

12 мин

2

Работа с пособием

3

Физминутки

III

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность 20 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

В прошлый раз мы гуляли с вами в парке а сегодня снова отправимся в гости к старичку-лесовичку в лес. Он обещал показать нам, что зимой в лесу делается.

Игра «Найди пару»

Предлагаю детям изобразить лесных зверей и найти себе пару – зверей, которые похожи друг на друга (например: лиса – волк, олень – косуля, мышь – хомяк, белка – бурундук, норка – куница и т.д.).

  1. Основная часть.

Выполняя задание, дети попадают в затруднение – особенно те, у кого на картинках медведь или заяц.

Предлагаю найти пару самим детям после рассказа о лесных зверях.

Тихо. Снег по пояс. Смотрите чьи-то следы (показ заячьих следов). Остановился косой у дерева на задние лапы встал, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда.

Вдруг насторожился заяц и наутек!

- Что помогло заметить зайцу опасность? (большие, чуткие ушки.) Кого испугался заяц? (лису.)

Но нелегко догнать косого.

- Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Задние ноги у него сильные и длинные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних оказались. Бежит заяц, петляет. Но если все настигнет его враг, то и тут задние ноги помогут. Подумайте как. Ложится заяц на спину и начинает отбивать задними лапами. Покажите.

Иногда в лесу на зайцев охотники ставят капканы. Вот попался заяц, охотник его из капкана вынимает, за уши берет, а заяц вырывается и, если человек не очень осторожен, может своими сильными лапами сломать руку охотнику.

Убежал косой, но не останется лиса без обеда. Она под снегом мышей отыскивает. Что ей помогает это делать? Слух у нее хороший и нюх тоже отменный. Они-то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. А уж если совсем холодно и голодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдет в деревню кур да уток воровать.

-Кого еще боится заяц(Волка.)

Но не только зайцев едят волки. Нападают они на более крупную дичь- на оленей, лосей, кабанов. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам.

Волки очень выносливы. Долго могут они гнаться за своей добычей. Олени бегаю очень быстро. Сильный и здоровый олени обычно убегают от волков. Но если уж они встретились, то как будет защищаться олень? Острые рога и тяжелые копыта- вот его оружие против волка. Иногда волки, когда очень голодны, нападают на оленью семью, где есть слабые, глупые оленята.

-Как вы думаете, как взрослые олени защищают малышей?

Представьте, что вы (часть детей) волки, вы – взрослые олени, а вы- оленята. Волки нападают, стараясь схватить оленят.

-Что сделают их родители?

Дайте возможность детям самостоятельно решить проблему. Затем расскажите, что олени встают в круг, внутри которых оленята. Лиса и волк- хищники. Они питаются мясом других животных.

-А чем питаются зимой олени, лоси? Ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормить после сильных снегопадов. Как вы думаете, почему?

Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладываются сено, морковь, капусту.

Работа с пособием

Задание «Расскажи, что делает дедушка»

- Какие лесные жители нарисованы на картинке? Как вы думаете, что делает дедушка и зачем? А почему не видно медведя и ежа? Где отдыхает ночью и в не погоду лось? Он прячется в глубоком снегу. У лося из укрытия видны только голова и спина, которая покрыта особо густой шерстью. Ноги он прячет под брюхо. Зачем?

- Вспомните, как спят зимой волки? (просто на снегу, спрятав ноги и нос хвостом.)

Многим животным трудно ходить по глубокому снегу. Так ведь что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок и на живот и скатываются. На ровном месте время от времени делают разбег или прыжок, быстро опускаются на живот и скользят.

У зайца и на лапах зимой отрастает длинная и плотная шерсть, и он после прыжка может скользить, как на лыжах.

Работа с пособием

Задание «Таня нарисовала зимний лес. Все ли правильно на ее рисунке?»

Прежде чем приступить к выполнению задания, предложите детям перечислить лесных жителей и то, чем они питаются.

- Все ли правильно нарисовала Таня? Почему не бывает так, как нарисовала Таня.

Физминутка

Изображаю роль Айболита. Дети – больных зверей. Доктор подходит к каждому жалеет его, лечит. После того как Айболит обойдет каждого, звери выздоравливают, радуются.

- А куда делись зимой насекомые? (они попрятались в трещины коры, в сухие листья деревьев.)

Птицы в лесу тоже есть, но зимой им очень трудно. Почему? Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей и в сильные морозы.

В такую погоду много птиц погибают от холода. Мелкие птички, например синички, погибают после 6 часов голодания. Столько времени проходит от вашего обеда и до ухода домой. Из 10 синичек (выкладываю картинки) до весны доживают только 2.

- Сколько погибает? Поэтому птиц нужно обязательно подкармливать.

На доске вывешиваю картинки с изображение волка, лисы, зайца, белки и лося.

- Как одним понятием обозначить тех, кто здесь изображен? (лесные жители) Как вы думаете, как обозначить то, что они живут в лесу?

Дети предлагают свои варианты, вместе приходим к выводу, что изобразить можно так:

ЕЛОЧКА И ЖИВОТОЕ

Рисуем этот значок на большим кругом.

- Что едят лиса и волк? (других животных. Это хищники.)

- Что едят заяц, белка, лось? (растения. Травоядные.)

- Значит на какие группы их можно поделить? Вот такими символами их можно обозначить:

ХИЩНИКИ

Кость

Животное

ТРАВОЯДНЫЕ

Растения

Работа с пособием

Задание «Помоги мамам найти своих детенышей. У кого сколько детей?»

Назвать взрослых зверей (волчица, медведица лиса, зайчиха и бельчиха).

- Как называют детенышей волчицы? И т.д.

- Сколько детенышей у лисы? И т.д.

Дети должны назвать полные ответы: «У медведицы 2 медвежонка. И т.д»

  1. Заключительная часть.

Работа с пособием

Задание «Обведи зайцев синим карандашом, а зверей – красным. Кого  лесу больше?»

- Перечислите лесных жителей. Много ли в лесу зверей? Есть ли одинаковые, кто это? Обведи зайцев синим карандашом, а зверей – красным. Кого  лесу больше? Птиц или животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ « В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ   В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ « В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»...

Конспект занятия по познанию в средней группе на тему "Осенние деревья"

Конспект занятия по познанию в средней группе на тему "Осенние деревья"...

Конспект занятия по ИЗО в средней группе "В гости к лесным зверям"

Конспект  занятия по ИЗО деятельности в средней группе "В гости к лесным зверям"...

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Откуда овощи в магазине»

Конспект занятия по «Познанию»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Откуда овощи в магазине» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтеграция образовательн...

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Весенние праздники (8 марта)»

Конспект занятия по «Познанию»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Весенние праздники (8 марта)» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтеграция образова...

Конспект занятия по «Познанию» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Фрукты на прилавках магазина»

Конспект занятия по «Познанию»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Фрукты на прилавках магазина» Доминирующая образовательная область: коммуникацияИнтеграция образова...